
Разработка зенитной управляемой ракеты (ЗУР) В-300 для системы ПВО С-25 началась в ОКБ С.А. Лавочкина в сентябре 1950 г. Ракета получила заводской индекс "205".
Эта ЗУР предназначалась для уничтожения самолетов противника, летящих на высотах до 20-25 км и со скоростями до 1000 км/ч. Ее проектирование завершилось уже в конце февраля 1951 года.
Ракета была скомпонована одноступенчатой по схеме "утка" и оснащалась четырехкамерным жидкостным реактивным двигателем (ЖРД) конструкции А.М.Исаева с вытеснительной системой подачи топлива. Крылья типа РК-2 и воздушные рули высоты и направления расположены в двух взаимно перпендикулярных плоскостях. Корпус - тело вращения большого удлинения с хорошо обтекаемыми носовой и хвостовой частью. Боевая часть - осколочно-фугасного действия. Старт ракеты осуществлялся вертикально со специального пускового стола. Наведение на цель производилось по радиолучу наземной радиолокационной станцией наведения Б-200.
В схеме ракеты впервые удачно были решены сложные проблемы устойчивого и управляемого полета.
В 1951-1955 годах на Государственном центральном полигоне проходили летные испытания ракеты "205". Первый пуск состоялся 25 июля 1951 года, а 26 апреля 1953 года впервые в СССР зенитной ракетой "205" был поражен самолет-мишень Ту-4.
Находилась в серийном производстве с апреля 1952 г. по 1954 г., выпущено 2313 шт.
Баллистические характеристики ракеты обеспечили необходимую зону поражения в заданном диапазоне высот и высокую точность попадания.
Принята на вооружение ПВО СССР в 1953 г. Разработка, испытание и внедрение в серию ЗУР "205" опередили аналогичные работы в США примерно на 3-4 года.
Основные данные ЗУР "205"
Год |
1953 |
Двигатель |
С0.9.29 |
Тяга, кг |
9000 |
Диаметр фюзеляжа, м |
0,65 |
Длина ракеты, м |
11,816 |
Размах крыла, м |
2,717 |
Стартовый вес, кг |
3582,5 |
Боевой заряд |
осколочно-фугасный |
Вес боевого заряда, кг |
235,0 |
Максимальная высота поражения, км |
20 |
Максимальная дальность поражения, км |
30 |
Модификации:
ЗУР "206"с однокамерным двигателем (подача топлива при помощи порохового аккумулятора давления); боевая часть кумулятивного действия. Разработка началась в 1951 г. Испытания проведены в 1953 г.
ЗУР "207". Разработана в 1952 г. Улучшены боевые и эксплуатационные характеристики (боевая часть - кумулятивного действия; двигатель - с отсечкой 2-х камер, что продлило активный участок полета; двухкомпонентное топливо). Испытания проведены в 1953 г.