Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.mccme.ru/edu/oficios/standarty/2002/07os-poyasn.doc
Дата изменения: Thu Jul 31 13:54:08 2003
Дата индексирования: Sun Dec 23 00:37:58 2007
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: http astrokuban.info astrokuban






















основнОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

























ОСНОВНАЯ ШКОЛА


Основная школа - наиболее трудное для модернизации звено
общеобразовательной школы. Именно здесь наблюдаются наибольшая перегрузка,
многопредметность, снижение учебной мотивации учащихся. Сегодняшняя
практика сформировала господствующую точку зрения на подростковый
возрастной период как на трудный и непродуктивный для решения
образовательных задач.

Традиционно данное звено школы было нацелено на передачу детям основ
наук. Сегодня становится очевидной явная ограниченность такой ориентации.
На современном этапе деятельность основной школы должна быть направлена на
достижение следующих целей (результатов):
. овладение опытом самопознания, самореализации, индивидуального и
коллективного действия, на основе которого может быть в том числе
осуществлено и предварительное личностное, социальное, профессиональное
самоопределение;
. формирование познавательной мотивации, определяющей установку на
продолжение образования;
. приобретение общих умений и способов интеллектуальной и практической
деятельности (компетентностей), в том числе и специфических для
изучаемых образовательных областей;
. обеспечение функциональной грамотности.

Отправной позицией при реализации названных целей-результатов является
то обстоятельство, что собственно педагогические цели основной школы в
большей степени связаны с личностным развитием детей, чем с учебными
успехами. Отсюда - ориентация на разработку образовательного стандарта,
включающего все типы деятельности подростков, а не только учебные.

Таким образом, содержание образования в основной школе должно быть
направлено на формирование у подростка способности к осуществлению
ответственного выбора, во-первых, собственной жизненной позиции и, во-
вторых, индивидуальной образовательной траектории (или профессиональной
траектории, если основная школа становится последним этапом школьного
образования).

Подросток, выходящий из основной школы, должен:
. видеть и понимать ценность образования, быть мотивированным к его
продолжению в тех или иных формах, независимо от конкретных
особенностей выбираемого им дальнейшего жизненного пути;
. обладать соответствующими компетентностями на определенном уровне их
реализации;
. активно владеть знаниями и умениями, предусмотренными государственным
образовательным стандартом;
. обладать первичным социальным опытом, позволяющим ему более или менее
осознанно ориентироваться в окружающем его быстро меняющемся мире;
. уметь делать осознанный выбор, по крайней мере на уровне той информации
и того опыта, которые у него имеются, и нести ответственность за этот
выбор.

Названные выше исходные установки явились основопологающими при
разработке проекта образовательного стандарта основной школы. В ходе этой
работы была предпринята попытка существенно пересмотреть и обновить
содержание образования, провести его необходимую разгрузку, придать
деятельностный характер, жизненную, практическую направленность
образованию, сделать его личностно ориентированным, личностно значимым и
прежде всего соответствующим возрастным особенностям.
Несомненно, что широкое общественное и профессиональное обсуждение
предложенного проекта образовательного стандарта основной школы будет
способствовать дальнейшему его совершенствованию.