Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.mccme.ru/edu/oficios/standarty/2002/14os-history.doc
Дата изменения: Thu Jul 31 13:54:25 2003
Дата индексирования: Sun Dec 23 00:51:06 2007
Кодировка: koi8-r


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИСТОРИИ


ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ


Изучение истории в основной школе направлено на достижение следующих
целей:
. освоение совокупности знаний об историческом пути и опыте народов
России и человечества, представлений о многообразии отражения и
объяснения событий истории и современности;
. ознакомление со способами анализа событий и явлений прошлого и
современности с позиций историзма;
. овладение умениями: работа с различными источниками исторических
знаний; сопоставление оценок исторических событий, явлений, личностей
прошлого и современности, определение и аргументирование собственного
отношения к ним;
. развитие гуманитарной культуры, ценностных ориентации и убеждений на
основе личностного осмысления исторически сложившихся нравственных,
гражданских, социальных, этнонациональных, культурных и других
ценностей;
. воспитание уважения к истории, культуре, традициям своего и других
народов; правам человека и демократическим ценностям; патриотизма и
взаимопонимания между народами; стремления сохранять и приумножать
культурное достояние своей страны и всего человечества;
. формирование основ историко-познавательной, ценностно-миро-
воззренческой, социально-коммуникативной, информационной
компетентности.

Историко-познавательная компетентность - владение элементами
исторического анализа явлений прошлого в их связи с современностью
(раскрытие принадлежности событий к определенному времени, их взаимосвязи и
взаимообусловленности, выявление их причин и следствий и др.), навыки
исторического мышления.
Ценностно-мировоззренческая компетентность - представления о разных
системах социальных норм и ценностей, в том числе в истории российского
общества; умение определять и обосновывать свое отношение к этим ценностям,
наиболее значимым проблемам российской истории и современности.
Социально-коммуникативная компетентность - позитивные установки и
навыки общения в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном
обществе, основанные на знании истори-ческих корней и традиций различных
национальных общностей и социальных групп; умения осознанно выстраивать
свое поведение в неординарных социальных ситуациях.
Информационная компетентность - владение умениями и навыками работы с
источниками исторической и современной информации (извлечение,
систематизация, переработка исторической информации).

Реализация указанных целей и формирование названных компетентностей
достигается в результате освоения следующего содержания образования.

ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ

Что изучает история. Источники знаний о прошлом. Счет лет в истории.
Историческая карта. История Отечества - часть всемирной истории.

Основные содержательные линии предмета «ИСТОРИЯ»

Историческое время - счет лет и периодизация событий (год, век,
тысячелетие, эпоха).
Историческое пространство - карты локально-исторических цивилизаций.
Географические, экологические, этнические факторы развития человека и
общества; изменение геополитической карты России и мира.

Историческое движение:
- эволюция трудовой деятельности человека, развитие материального
производства, техники, изменение характера экономических отношений
между людьми;
- образование и развитие государств, их исторические формы; основные вехи
политической истории стран и народов мира;
- история человеческих общностей в разные эпохи: этнические общности
(племя, народность, нация) и процессы; динамика развития социальных
групп, слоев, сословий, классов; социальные движения в истории;
- история человеческого познания, духовной и материальной культуры;
многообразие этических и эстетических систем и ценностей; развитие
науки и идеологии (религиозные и светские учения), вклад народов и
цивилизаций в мировую культуру;
- история отношений между народами, обществами, цивилизациями (соседство,
преемственность, завоевания и др.); проблема войны и мира в истории;
- человек в истории, его интересы, мотивы поведения, положение в обществе
и т. д.

ИСТОРИЯ РОССИИ

Русь Древняя и Удельная (VIII - XIII вв.)

Восточные славяне: расселение, занятия, быт, верования. Взаимоотношения
с соседями[1].
Образование Древнерусского государства в IX-X вв. Новгород и Киев -
центры древнерусской государственности. Первые русские князья. Князь
Владимир и крещение Руси. Ярослав Мудрый: власть и законы на Руси. Общество
«Русской правды»: свободное и зависимое население, собственность и занятия.
Древнерусские города. Русь и Европа.
Культура Древней Руси (былинный эпос, летописи, литература, памятники
зодчества, быт и нравы).
Причины и последствия политической раздробленности Руси в XII-XIII вв.
Крупнейшие самостоятельные княжества. Русь между Западом и Востоком -
борьба против экспансии и взаимное влияние. Нашествие монголо-татар на
Русь. Русь и Орда. Обособление Юго-Западной Руси. Борьба Руси против
экспансии с Запада. Александр Невский - военное искусство и дипломатия.

Московская Русь (XIV-XVI вв.)

Роль Москвы в «собирании» русских земель. Иван Калита - первый
общенациональный властитель. Борьба против Орды. Дмитрий Донской и
Куликовская битва.
Феодальные войны и завершение объединения русских земель. Конец
зависимости Руси от Орды. Становление единого Русского государства и
самодержавной власти. Судебник 1497 г.: формы землевладения и крестьянской
зависимости. Жизнь по «Домострою».
Иван IV Грозный - расцвет тирании. Идеология самодержавия. Реформы 50-х
гг. XVI в. Земские соборы. Государство и церковь. Расширение Русского
государства. Ермак и присоединение Сибири. Ливонская война, участие
Русского государства в формировании европейской системы международных
отношений.
Культура и быт Руси в XIV-XVI вв. (школа, книгопечатание, литература,
зодчество, расцвет иконописи).

Россия в XVII в.
Россия на рубеже XVI-XVII вв. Смута в истории государства и судьбах
людей. Борьба против польской и шведской экспансии. Путь к власти -
проблема права и долга (Борис Годунов, русские самозванцы, начало династии
Романовых).
Россия на пороге Нового времени. Причины ускорения социально-
экономического развития. Строгановы - старатели новой России. Изменения в
политическом устройстве и общественном сознании в XVII в. Алексей
Михайлович и становление абсолютистской монархии в России. Идея
«всенародной пользы». Соборное уложение 1649 г.: окончательное закрепощение
крестьян. Никон и Аввакум - церковный раскол в человеческих судьбах.
Социальные движения XVII в. Степан Разин - легенды и реальность. Внешняя
политика России в XVII в. Присоединение Левобережной Украины и Киева к
России. Освоение Сибири. Русские землепроходцы. Народы России в XVII в.
Культура и быт России в XVII в. (традиции и новые веяния, усиление
светского характера культуры, развитие литературы, зодчества).

Российская империя в XVIII-XIX вв.

Петр I и эпоха реформ. Предпосылки, содержание и последствия петровских
преобразований. Изменения в культуре, образе жизни, «европеизация».
Утверждение абсолютизма. «Птенцы гнезда петрова» - формирование новой
государственной элиты. Внешняя политика петровской России. Северная война.
Образование Российской империи.
Дворцовые перевороты. Женщины и российский престол. Фаворитизм.
Просвещенный абсолютизм Екатерины II. Развитие промышленности и торговли во
второй половине XVIII в. Изменения в сословном строе российского общества.
«Золотой век» дворянства. Жалованные грамоты дворянству и городам.
Пугачевское восстание. Павел I - мечтатель и тиран.
Внешняя политика России во второй половине XVIII в. Русско-турецкие
войны. А.В. Суворов и русское военное искусство. Участие России в разделах
Речи Посполитой. Присоединение к России Правобережной Украины и Белоруссии.

Культура и быт народов России в XVIII в. (развитие образования,
становление отечественной науки, литература и искусство).
Россия в первой четверти XIX в. Внутренняя политика Александра I:
реформы и реформаторы. Россия в европейской системе международных отношений
в период революционных и наполеоновских войн. Отечественная война 1812 г.,
ее герои, влияние на общественную мысль и национальное самосознание. Россия
и образование Священного Союза. Выступление декабристов (участники, цели,
значение). «Николаевский режим». С.С.Уваров: «Православие, самодержавие и
народность». Западники и славянофилы об исторических путях России. А.И.
Герцен. «Петрашевцы». Идеология утопического социализма в России.
Достижения и противоречия в социально-экономическом развитии России во
второй четверти XIX в. Внешняя политика России в «эпоху конгрессов».
Крымская война ее герои и итоги.
Великие реформы 1860 - 1870-х гг. и их последствия. Особенности
процесса ускоренной модернизации: Россия, Германия, Япония. Отмена
крепостного права. Промышленный переворот. Изменения в социальной структуре
общества. Консерваторы, либералы, радикалы в российском обществе.
Народничество. Александр II и Александр III - о судьбах России и долге
монарха. Контрреформы 1880-х г. С.Ю. Витте и начало индустриализации
страны. Рабочее движение и российская социал-демократия. Народы Российской
империи. Польский вопрос. Присоединение Казахстана. Завоевание Средней
Азии. Освоение Дальнего Востока. Национальная политика самодержавия и
национальные движения. Внешняя политика России во второй половине XIX в.
Русско-турецкая война 1877-1878 гг.
Российская культура в XIX в. (развитие образования, естественных и
общественных наук, основные направления и стили в художественной культуре,
«золотой век» русской литературы, расцвет музыкального искусства, театр,
деятели культуры). Вклад российской культуры XIX в. в мировую культуру.

Россия в XX - начале XXI вв.
Российская империя в начале XX в.: экономическое и политическое
развитие. Самодержавие и общество. Николай II - колеблющаяся власть.
Политические течения и партии. Революция 1905-1907 гг. Манифест 17 октября.
Государственная дума. П.А. Столыпин - альтернативы российского
реформаторства. Аграрная реформа. Промышленный подъем. Особенности русского
капитализма.
Культура России в начале XX в. (демократизация культуры, «серебряный
век» русской поэзии, начало русского авангарда, российские меценаты).
Россия в международных отношениях начала XX в. Россия в Первой мировой
войне. Полководцы и солдаты на войне. Положение в тылу.
Революционные события 1917г. Падение монархии. Временное правительство
и Советы. Основные политические партии и их лидеры. Кризисы власти.
Установление советской власти. В.И. Ленин и диктатура революции.
Учредительное собрание. Государственное строительство в Советской России.
Образование новых государств на территории бывшей Российской империи.
Брестский мир. Л.Д. Троцкий и «троцкизм». Гражданская война. «Красные» и
«белые». Герои и жертвы войны. Экономическая и социальная политика в годы
гражданской войны. «Военный коммунизм». Итоги гражданской войны.
Кризис 1920-1921 гг. НЭП. Образование СССР. Дискуссия о путях
социалистического строительства и обострение внутрипартийной борьбы.
«Построение основ социализма» как советская модель ускоренной модернизации
(индустриализация, коллективизация сельского хозяйства). Изменения в образе
жизни людей. И.В. Сталин и формирование тоталитарной системы. Культ
личности: психология тоталитаризма. Конституция 1936 г. и особенности
социальной политики в СССР в 30-х гг. Массовые репрессии. Национальная
политика. Политика в области образования и культуры. Деятели советской
науки и культуры, их открытия, произведения и судьбы.
Международные отношения и внешняя политика СССР в 1920-1930 гг.
Советско-германские договоры 1939 г. Советско-фин-ляндская война. Включение
в состав СССР новых территорий в 1939-1940 гг.
Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Этапы и крупнейшие сражения
войны. Человек на войне (полководцы и солдаты, труженики тыла). Г.К. Жуков
- военный успех и человеческие жизни. Советский тыл в годы войны.
Национальная политика в годы войны. Фашистский «новый порядок» на
оккупированной территории. Партизанское движение, его герои.
Антигитлеровская коалиция. Итоги и уроки Великой Отечественной войны. Война
в памяти народа, произведениях искусства.
Послевоенное восстановление хозяйства. Жизнь и быт людей. Ужесточение
внутриполитического курса. Политические события середины 1950-х гг. XX
съезд КПСС и его значение. «Оттепель». Н.С. Хрущев и реформы второй
половины 1950 - начала 1960-х гг. Успехи советской науки. Начало освоения
космоса. Ю.А. Гагарин - героика мирного подвига. Консервативный поворот
середины

1960-х гг. Нарастание кризиса тоталитарной системы. Л.И. Брежнев -
стабильность «застоя».
Внешняя политика СССР в 1945 - 1980-е гг. (политика в годы «холодной
войны» и «разрядки», достижение военно-стратегичес-кого паритета с США,
афганская война). СССР и страны мировой социалистической системы.
Предпосылки изменения государственного курса в СССР во второй половине
80-х гг. «Перестройка». Политика «гласности» и ее влияние на советское
общество. Причины провала попыток «ускорения». М.С. Горбачев - «новое
мышление» и «старые» проблемы российского реформаторства. Внешняя политика
СССР во второй половине 80-г. Нарастание экономического кризиса и
обострение межнациональных противоречий в стране. Образование новых
политических партий и движений. Августовские события 1991 г. Роспуск КПСС.
Распад СССР. Образование СНГ.
Становление нового российского государства. Б.Н. Ельцин и реформаторы
«первой волны». «Шоковый» переход к рыночной экономике и его альтернативы.
События октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации.
Политическое и экономическое развитие современной России. Проблемы развития
науки и образования. Российское общество в условиях постсоциалистических
реформ. Политические лидеры и общественные деятели современной России. В.
В. Путин и проблемы реформирования российского государства в начале XXI в.
Россия и СНГ. Россия и мировое сообщество.

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

История древнего мира


Первобытность. Расселение древнейшего человечества. Человек и природа.
Занятия, орудия труда первобытного человека. Первобытные верования.
Зарождение искусства.
Древний Восток: Египет, Передняя Азия, Индия, Китай (историческая
карта). Природные условия и занятия жителей. Правители и подданные. Мир
человека древности в зеркале мифов и легенд. Формирование древних религий.
Конфуций и Будда о человеческом счастье и долге. Культурное наследие
Древнего Востока.
Древняя Греция. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера. Полис - город-
государство и община свободных граждан. Рабство в античном обществе. Афины
и Спарта (уклад жизни, политическое устройство). Греко-персидские войны.
Греческие колонии. Империя Александра Македонского и ее распад.
Эллинистический мир. Культурное наследие Древней Греции. Платон и
Аристотель - вершины древнегреческой мысли.
Древний Рим. Основание Рима. Легенды и языческие верования римлян.
Патриции и плебеи. От республики к империи. Римские законы. Цицерон и
Цезарь - величие Древнего Рима. Рим и окружающие народы. Зарождение
христианства. Раздел Римской империи на Западную и Восточную. Падение
Западной Римской империи. Культурное наследие Древнего Рима.

История Средних веков


Средневековье как историческая эпоха. Историческая карта средневековой
Европы и мира. «Великое переселение народов». Империя Карла Великого.
Государственные образования в Западной и Восточной Европе в раннее
средневековье. Политическая раздробленность. Сословный строй и
экономическое развитие средневековой Европы. Особенности феодальных
отношений, общинной и городской жизни в Европе. Власть светская и духовная.
Аврелий Августин и Фома Аквинский о человеке, церкви и государстве.
Образование централизованных государств в Европе. Сословно-представительные
монархии. Кризис европейского средневекового общества в XIV-XV вв.
Столетняя война и война Роз. Жанна д`Арк и Робин Гуд - мечта о доблести и
справедливости. Крестьянские восстания. Гуситское движение в Чехии.
Византийская империя. Две ветви христианства. Арабское общество и
возникновение ислама. Арабская культура и арабские завоевания. Христианский
и исламский мир. Крестовые походы. Индия, Китай, Япония в Средние века.
Духовный мир средневекового человека. Культура и религия в
средневековых обществах: Запад и Восток. Исторические предпосылки
Возрождения.

История Нового времени


Новое время как историческая эпоха. Запад и Восток в Новое время -
единство и особенности исторических судеб. Экономическое и социальное
развитие стран Европы в период ранней модернизации. Великие географические
открытия и их последствия. Духовная культура Возрождения. Пафос и
противоречия гуманизма. Н.Макиавелли и М.Монтень о человеке и человеческом.
Духовные и социальные истоки Реформации и Контрреформации. М.Лютер,
Ж.Кальвин и И.Лойола о вере и свободе. Религиозные войны и международные
отношения XVI-XVII вв. Утверждение абсолютизма. «Король-солнце» Людовик
XIV - символ эпохи. Нидерландская и английская буржуазные революции -
социальные конфликты, идеология, политическая борьба.
Динамика модернизации европейского общества в XVIII-XIX в. Этапы
промышленного переворота и его социальные последствия. Европейское и
американское Просвещение - идеи и личности. Война за независимость и
образование Соединенных Штатов. Французская революция конца XVIII в. и
наполеоновская империя. Развитие системы международных отношений в XVIII -
начале XIX вв. Европейская колониальная экспансия - экономика и идеология.
Становление индустриального общества в странах Европы и США в XIX в.
Консервативные, либеральные, радикальные течения в общественной жизни -
идеи и лидеры. Марксизм. Европейские революции XIX в. Образование единых
государств в Германии и Италии. О. фон Бисмарк - «железо и кровь» в борьбе
за единство нации. Народы Центрально-Восточной Европы в XIX в.
Провозглашение независимых государств в Латинской Америке в XIX в.
Гражданская война в США. Особенности социально-экономического развития
стран Европы и США в последней трети XIX в. Империализм. Традиционные
общества в странах Азии в эпоху империализма. Начало модернизации в Японии.
Международные отношения в ХIX в. Начало борьбы за передел мира.
Мир человека Нового времени. Формирование научной картины мира.
Развитие техники. Выдающиеся ученые и изобретатели. Распространение
образования. Литература и искусство Нового времени: основные течения и
представители. Нарастание противоречий в духовном развитии европейского
общества в конце Нового времени.

История новейшего времени (XX - начало XXI вв.)


Новейшее время как историческая эпоха. Мир в начале XX в. - предпосылки
глобальных конфликтов. Мировоззренческие изменения и новые явления в
культуре первой трети XX в. Общество и идеи реформизма в США и странах
Западной Европе в начале Новейшего времени. Д. Ллойд Джордж и В. Вильсон о
либеральных ценностях и социальной справедливости. Развертывание социальных
и освободительных движений. Раскол рабочего движения и формирование социал-
демократии.
Первая мировая война (причины, участники, итоги, последствия).
Версальско-Вашингтонская система. Революционное движение, распад империй и
образование новых национальных государств в послевоенной Европе.
Возникновение фашизма и национал-социализма. Экономический кризис 1929-1933
гг. Ф. Рузвельт - идеология и реформы «нового курса». Формирование
авторитарных и тоталитарных режимов в странах Европы в 1920 - 1930-е гг. А.
Гитлер и Б. Муссолини - роль личности и масс в истории тоталитаризма.
Страны Азии в 1920-1930-е гг. Международные отношения в 1920 - 1930-е гг.
Вторая мировая война: причины, участники, основные театры военных
действий. Солдаты и полководцы. «Новый порядок» в оккупированных странах.
Движение Сопротивления, его герои. Антигитлеровская коалиция (государства и
лидеры). Итоги и уроки войны. Создание ООН. Изменения в Европе и мире после
Второй мировой войны. Образование «западного» и «восточного» блоков.
Международные отношения в период «холодной войны».
Научно-техническая и информационная революции; их социальные и
экологические последствия. Переход от индустриального к
постиндустриальному, информационному обществу. Социально-экономическое и
политическое развитие США и стран Западной Европы во второй половине XX -
начале XXI вв. Изменения в социальной и политической идеологии.
Христианская демократия. Либерализм, консерватизм и социал-демократия в
современном обществе. Утверждение и падение коммунистических режимов в
странах Центрально-Восточной Европы. Реформы и революции в странах
Латинской Америки в XX в. Э. Че Гевара - легенда и символ протеста. Распад
мировой колониальной системы. Выбор путей и моделей развития государствами
Азии и Африки.
Культура народов мира во второй половине XX - начале XXI вв. Наука и
религия в Новейшее время. Массовая культура. Роль средств массовой
информации.
Международные отношения во второй половине XX в. Европейская
интеграция. ООН, ее роль в современном мире. Глобальные проблемы
человечества в конце XX - начале XXI веков.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ


В результате изучения истории ученик должен

Знать и понимать:
. основные виды исторических источников, их роль в изучении прошлого;
. основные этапы, ключевые события, выдающихся деятелей отечественной и
всеобщей истории с древности до наших дней; их место в общем контексте
исторического развития России и мира;
. содержание процессов становления и развития российского государства,
складывания его территории и борьбы за независимость, развития
хозяйства и социально-экономических отношений, форм социальной борьбы,
общественных и полити-ческих движений; отечественные традиции и
ценности, место российской культуры в мировой культуре.

Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
работать с хронологией
. соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с тем или иным
веком;
. определять последовательность и длительность важнейших событий
отечественной и всеобщей истории;
работать с историческими источниками
. показывать на исторических картах России и мира территории расселения
народов, границы государств, города, места значительных исторических
событий;
. проводить поиск информации в историческом документе (в соответствии с
заданием);
. использовать факты, содержащиеся в источниках, в рассказе о событиях
отечественной и всеобщей истории;
. сравнивать свидетельства разных источников (о событии, человеке,
памятнике культуры), показывать, чем они отличаются;
описывать (реконструировать) исторические события,
памятники культуры
. рассказывать (устно) о важнейших событиях отечественной и всеобщей
истории, их участниках; показывая знание соответствующих дат и фактов,
умение пользоваться историческими терминами;
. рассказывать об условиях и образе жизни людей в разные эпохи и периоды
отечественной и всеобщей истории, используя текст, иллюстрации
учебника, фрагменты документов и др.
. давать описание исторических памятников (жилищ, архитектурных и
технических сооружений, орудий труда и предметов быта; произведений
художественной культуры) - на основе иллюстративного материала или
непосредственного наблюдения;
анализировать, объяснять, оценивать исторические факты
и явления
. показывать, к каким общим процессам отечественной истории относятся
отдельные исторические факты (войны, реформы и т. д.);
. называть характерные, существенные черты значительных событий и явлений
отечественной и всеобщей истории (особенности развития хозяйства,
политического строя, положения отдельных слоев населения, развития
духовной культуры и др.);
. группировать события и явления отечественной истории по указанному
признаку (принадлежность к тому или иному периоду исторического
развития, политическому течению, социальному движению, явлению культуры
и т. д.);
. объяснять смысл основных понятий и терминов отечественной и всеобщей
истории, характеризующих: а) политическое устройство государств; б)
экономическое развитие; в) основные социальные группы и слои; г)
политические течения и организации; д) пути преобразования исторических
обществ (реформы и революции); е) религиозные учения и светские
идеологии; ж) стили и течения в художественной культуре; з) развитие
международных отношений;
. сравнивать отдельные исторические события и явления, объяснять, что в
них общего и каковы различия;
. называть на основе информации учебника и других исторических источников
причины и следствия важнейших событий истории России и всеобщей
истории;
. приводить оценки важнейших исторических событий, личностей, изложенные
в учебной литературе, подтверждать их фактами;
. высказывать свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям
истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой
культуры, объяснять, на чем оно основывается.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни:
. извлекать и критически осмысливать информацию разных источников о
важнейших, в том числе неоднозначно оцениваемых событиях прошлого и
настоящего;
. определять причины и возможные следствия актуальных текущих событий в
России и мире, высказывать предположения о вариантах их дальнейшего
развития;
. высказывать свое отношение к современным событиям и явлениям в
ситуациях общественного выбора, опираясь на исторические факты и
доводы;
. строить общение с людьми другой культуры, национальной и религиозной
принадлежности на понимании исторических корней и традиций народов
России и мира;
. проявлять бережное отношение к культурному достоянию своего и других
народов, принимать участие в акциях по охране и восстановлению
памятников истории и культуры.
-----------------------
[1] Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не
включается в требования к уровню подготовки выпускников.