Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.mccme.ru/edu/oficios/standarty/2003/06_inform.DOC
Дата изменения: Sun Aug 17 11:01:37 2003
Дата индексирования: Sun Dec 23 00:08:05 2007
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п п

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ И

ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе
направлено на достижение следующих целей[1]:

. освоение знаний, составляющих основу научных представлений об
информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
. овладение умениями работы с различными видами информации с помощью
компьютера и других средств информационных и коммуникационных
технологий, организовывать собственную информационную деятельность и
планировать ее результаты, решать учебные и практические задачи;
. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей средствами информационно-комму-никационных технологий
(ИКТ);
. воспитание ответственного отношения к личной информации граждан, к
конфиденциальной информации, распространению информации; избирательного
отношения к полученной информации; самостоятельного использования
информации из различных источников;
. выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при
выполнении индивидуальных и коллективных проектов, компьютеризованных
лабораторных работ, издании школьных журналов, создании виртуальных
школьных страниц, краеведческих и тематических музеев, а также в
образовательных программах последующего этапа обучения и в освоении
профессиональной деятельности в сферах, востребованных на рынке труда.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ

ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ


ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
Представление информации. Информация, информационные объекты различных
видов. Язык как способ представления информации: естественные и формальные
языки. Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры
моделирования объектов и процессов, в том числе - компьютерного. Основные
информационные процессы: хранение, передача и обработка информации.
Управление, обратная связь. Дискретная форма представления информации.
Единицы измерения информации. Основные достижения и этапы развития
информатики и информационных технологий.
Передача информации. Процесс передачи информации, источник и приемник
информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при
передаче[2], скорость передачи информации.
Обработка информации. Алгоритм, его выполнение. Последовательность
команд, выбор из различных возможностей и условие выбора (логические
значения и операции, логические выражения), повторяемые (циклические)
действия. Блок-схемы. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа,
списки, деревья, графы. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный
алгоритм. Анализ и описание алгоритмов. Восприятие, запоминание и
преобразование сигналов живыми организмами.
Компьютер как универсальное устройство обработки информации. Основные
компоненты компьютера и их функции. Программный принцип работы компьютера.
Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический интерфейс
для пользователя. Программное обеспечение, его структура. Виды программного
обеспечения общего назначения. Представление о программировании.
Информационные процессы в обществе. Информационные ресурсы общества,
образовательные информационные ресурсы. Личная информация, информационная
безопасность, информационная этика и право.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Основные устройства ИКТ
Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ,
простейшие операции по управлению ими (включение и выключение, понимание
сигналов о готовности и неполадке и т. д.), использование различных
носителей информации, расходных материалов. Гигиенические, эргономические
и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Оперирование с компьютерными информационными объектами в наглядно-
графической форме (графическом пользовательском интерфейсе). Создание,
именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств,
разархивирование. Защита информации от компьютерных вирусов.
Оценка количественных параметров информационных объектов и процессов:
объем памяти, необходимый для хранения объектов, скорость передачи и
обработки объектов, стоимость информационных продуктов, услуг связи.
Образовательные области приоритетного освоения[3]: информатика и
информационные технологии, материальные технологии, обществознание
(экономика).

Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего
мира:

природных, культурно-исторических, школьной жизни,
индивидуальной и семейной истории, в том числе запись изображений и
звука с использованием различных видов устройств (цифровых
фотоаппаратов и видеокамер, микроскопов, сканеров, магнитофонов),


текстов, полученных распознаванием текста с бумажного носителя и
устной речи,


музыки (в частности, с использованием музыкальной клавиатуры),


таблиц результатов измерений (в частности, с использованием
присоединяемых к компьютеру датчиков), опросов и т.д.



Создание и обработка информационных объектов


Тексты. Ввод текста с помощью компьютерной клавиатуры, работа с
фрагментами текста. Создание текста посредством квалифицированного
клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов.
Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Выделение изменений.
Проверка правописания, словари. Включение в текст списков, таблиц,
изображений, диаграмм, формул. Печать текста. Планирование работы над
текстом. Примеры деловой переписки, учебной публикации (доклад, реферат).
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и
информационные технологии, обществоведение, естественнонаучные дисциплины,
филология, искусство.

Базы данных. Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе
данных.
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и
информационные технологии, обществознание (экономика и право).

Рисунки и фотографии. Ввод изображений с помощью графической панели и
сканера, использование готовых графических объектов. Геометрические и
стилевые преобразования с использованием шаблонов.
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и
информационные технологии, искусство, материальные технологии.

Звук, в том числе музыка, и видеоизображение. Композиция и монтаж.
Использование простых анимационных графических объектов.
Образовательные области приоритетного освоения: языки, музыка;
проектная деятельность в различных предметных областях.


Поиск информации
Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных
сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и докомпьютерные
каталоги; поисковые машины; формулирование запросов.
Образовательные области приоритетного освоения: обществоведение,
естественнонаучные дисциплины, языки.

Проектирование и моделирование
Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Использование стандартных
графических объектов и конструирование графических объектов: выделение,
объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов.
Диаграммы, планы, карты.
Модели, управляемые компьютером.
Образовательные области приоритетного освоения: черчение, материальные
технологии, искусство, география, естественнонаучные дисциплины.

Математические инструменты, динамические (электронные) таблицы
Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу,
изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических
формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на
графике.
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и
информационные технологии, естественнонаучные дисциплины, обществоведение
(экономика).

Организация, представление и передача информации
Создание (с использованием шаблонов) и обработка комплексных
информационных объектов в виде печатного текста, веб-страницы,
презентации.
Организация информации в среде коллективного использования
информационных ресурсов.
Средства связи: телефон, пейджер, факс. Электронная почта; правила
переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения. Сохранение
для индивидуального использования информационных объектов из глобальных
компьютерных сетей (Интернет) и ссылок на них. Примеры организации
коллективного взаимодействия: форум, телеконференция, чат.
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и
информационные технологии, языки, обществоведение, естественнонаучные
дисциплины.



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ

ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ


В результате изучения информатики и информационных технологий ученик
должен

знать
. основные информационные процессы;
. примеры источников и приемников информации;
. единицы измерения количества и скорости передачи информации;
. основные свойства алгоритма, определение алгоритмических конструкций:
следования, ветвления, цикла; вспомогательного алгоритма;
. программный принцип работы компьютера;
. назначение и функции основных устройств информационных и
коммуникационных технологий, используемых учащимся: процессор, память,
периферийные устройства;
. принцип дискретного (цифрового) представления информации;
. правила безопасного поведения и гигиенические нормы работы с
устройствами информационных и коммуникационных технологий;

уметь
. выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами,
списками, деревьями, графами; проверять свойства этих объектов;
выполнять и строить учебные алгоритмы;
. оперировать с информационными объектами в наглядно-графическом
взаимодействии (графическом пользовательском интерфейсе), соблюдая
права собственности на информацию: открывать, именовать, сохранять
объекты, разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами,
справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
. оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем
памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи
информации;
. создавать информационные объекты с уровнем сложности, отвечающим
потребностям образовательного процесса, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки,
оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте
таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации:
формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические,
электронные, в частности - в практических задачах), переходить от
одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи (в том числе с использованием
графического планшета), графические представления реального объекта,
в частности, в процессе проектирования с использованием простейших
операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного
проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых
изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации, используя заданные шаблоны и механизмы
ссылок;
. искать информацию с применением правил поиска (построения запросов): в
базах данных, в компьютерных сетях, в некомпьютерных источниках
информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при
выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни:
. создавать простейшие модели объектов и процессов с помощью: изображений
и чертежей; динамических (электронных) таблиц, программ; использовать
готовые модели объектов и процессов для проведения компьютерных
экспериментов;
. использовать информационные ресурсы общества и законодательство в
информационной сфере для реализации информационных прав личности и
обеспечения собственной информационной безопасности;
. передавать информацию по телекоммуникационным каналам (телефон, факс,
электронная почта) с соблюдением соответствующих правовых и этических
норм для учебной и личной переписки, реализации личных интересов в
общении.




-----------------------
[1] Достижение указанных целей в полном объеме возможно, если в рамках
образовательного процесса, самостоятельной работы учащихся обеспечен
достаточный доступ к средствам информационных и коммуникационных
технологий (компьютерам, устройствам и инструментам, подсоединяемым к
компьютерам, бескомпьютерным, информационным ресурсам).
[2] Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не
включается в Требования к уровню подготовки выпускников.
[3] Предметные области, в рамках которых наиболее успешно можно
реализовать указанные темы раздела образовательного стандарта по
информатике и информационным технологиям.