Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.mccme.ru/edu/oficios/standarty/2003/14_issk.DOC
Дата изменения: Sun Aug 17 11:12:02 2003
Дата индексирования: Sat Dec 22 23:11:44 2007
Кодировка: koi8-r


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИСКУССТВУ


Изучение искусства в основной школе направлено на достижение следующих
целей:
. развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и
искусства;
. воспитание и развитие художественного вкуса учащегося, его
интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала;
. освоение знаний об искусстве, о классическом наследии отечественного и
мирового искусства и современном творчестве; ознакомление с выдающимися
произведениями русской и зарубежной художественной культуры;
. овладение практическими умениями и навыками художественно-творческой
деятельности;
. формирование устойчивого интереса к искусству, к художественным
традициям своего народа и достижениям мировой культуры.



МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО


Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих
целей:
. развитие у учащихся эмоционально-ценностного, нравственно-эстетического
отношения к музыке и жизни;
. воспитание и развитие слушательской культуры, способности воспринимать
содержание музыки, воплощать его в разных формах творческой
деятельности;
. освоение знаний о музыке как виде искусства, о выразительных средствах,
особенностях музыкального языка и образности, о лучших произведениях
классического наследия и современного творчества отечественных и
зарубежных композиторов, о роли и значении музыки в синтетических видах
творчества;
. формирование устойчивого интереса к музыке, к различным формам ее
бытования;
. развитие навыков самостоятельной творческой деятельности (хоровое и
сольное пение, ритмопластическое и танцевальное движение, игра на
элементарных музыкальных инструментах).



ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ

ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ


ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ И

МУЗЫКАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Музыка как вид искусства, способ эмоционального отражения многообразия
окружающего мира, мыслей и чувств человека. Специфика музыкального языка.
Мелодия, ритм, темп, тембр, гармония, фактура. Роль выразительных средств в
создании и исполнении музыкального произведения. Знакомство с нотной
записью как средством фиксации музыкальной речи. Интонация. Музыкальный
образ и его развитие.
Оркестр и его разновидности (симфонический, камерный, духовой, эстрадно-
джазовый, оркестр народных инструментов). Выразительные возможности
различных групп инструментов. Характеристика музыкальных инструментов. Хор
и его разновидности (академический, народный). Выразительные возможности
различных вокальных групп и тембров голоса (сопрано, альт, тенор, бас и
др.).
Музыкальные жанры: вокальные (песня, романс), танцевальные (вальс,
мазурка, полонез, полька, менуэт[1], марш), вокально-инструментальные
(кантата, оратория), инструментальные (миниатюра, пьеса-фантазия, сюита,
соната,), симфонические (симфония, поэма, программная увертюра), музыкально-
театральные (опера, балет, оперетта, мюзикл).
Музыкальная форма. Двух- и трехчастные формы. Вариации, рондо, сюита.
Сонатно-симфонический цикл.
Музыкальные стили, творческие направления. Классицизм, романтизм,
реализм, импрессионизм в музыке русских и зарубежных композиторов.
Народное музыкальное творчество. Фольклор как отражение жизни народа,
его истории, отношения к человеку, природе, родному краю. Основные жанры и
их развитие. Защитники Отечества в русском народном эпосе (былина, сказания
и др.). Песня как память народа, хранительница традиций, обычаев, обрядов.
Народное музыкальное творчество России в сопоставлении с народным
искусством других стран.
Влияние народной, духовной и эстрадно-джазовой музыки на
профессиональное музыкальное творчество.
Духовная музыка. Религиозная тематика как отражение общечеловеческих
проблем в церковной и светской культуре. Духовная музыка в синтезе с
храмовым искусством.
Русская музыка. Музыкальная культура XIX-XX веков. Образ Родины, ее
история и современность в творчестве русских композиторов-классиков.
Народные истоки их музыки. Жизненный и творческий путь. Знакомство с
основными произведениями выдающихся композиторов (М.И.Глинка,
М.П.Мусоргский, П.И.Чайков-ский, А.П.Бородин, Н.А.Римский-Корсаков,
И.Ф.Стравинский, С.В.Рахманинов, А.Н.Скрябин, С.С.Прокофьев,
Д.Д.Шостакович, Г.В.Свиридов).
Зарубежная музыка. Музыкальная культура XVIII-XX веков. Знакомство с
произведениями наиболее ярких представителей зарубежной музыки. Народные
истоки и своеобразие их творчества (И.-С.Бах, В.-А.Моцарт, Л.Бетховен,
Дж.Верди, Ж.Бизе, Ф.Шопен, И.Штраус, М.Равель, К.Дебюсси, Дж.Гершвин и
др.).
Современная музыкальная культура. Традиции и новаторство в музыкальном
искусстве. Развитие основных музыкальных жанров. Основные направления
музыкального эстрадно-джазового искусства. Песенное творчество России XX
века. Молодежная музыкальная культура: жанры, стили, направления. Вкус и
мода. Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки.
Музыка в семье искусств. Литературные образы в музыкальном искусстве.
Отражение музыки в литературном творчестве. Музыка и изобразительное
искусство. Музыка в драматическом театре, в кино и на телевидении. Роль
музыки в искусстве хореографии. Профессиональное и народное танцевальное
творчество. Виды танца в балетном театре (классический, народно-
сценический, историко-бытовой танец). Танцы народов мира.

ОПЫТ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Восприятие и эмоциональная оценка лучших произведений классического
наследия и современности. Вокализация знакомых мелодий произведений
инструментальных, вокальных и театрально-музыкальных жанров.
Сольное, ансамблевое и хоровое пение. Исполнение и театрализация
народных и современных песен. Исполнение пластических и танцевальных
движений в соответствии с ритмом и мелодикой звучащей музыки, с ее
эмоционально-образным содержанием, жанровой спецификой.
Игра на элементарных (в том числе электронных) музыкальных
инструментах. Подбор ритмического и простейшего гармонического
аккомпанемента к знакомым мелодиям из произведений инструментальных и
вокальных жанров.
Участие в театрализованных формах школьной музыкально-творческой
деятельности. Выбор сценических средств выразительности для воплощения
образного и эмоционального содержания музыки. Сценическое движение и
сценическая импровизация под музыку.



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ

ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ


В результате изучения музыкального искусства ученик должен

знать
. особенности музыкального языка и образности, определяющие специфику
музыки как вида искусства;
. основные жанры народной и профессиональной музыки;
. основные музыкальные инструменты;
. имена крупнейших русских и зарубежных композиторов и их основные
произведения;
. роль и значение музыки в синтетических видах творчества;

уметь
. эмоционально-образно воспринимать содержание музыкальных произведений;
. узнавать изученные произведения русских и зарубежных композиторов;
. определять основные средства музыкальной выразительности;
. различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и
оркестра;
. исполнять народные и современные песни самостоятельно, в ансамбле и в
хоре;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни:
. высказывать собственные суждения о музыкальных произведениях;
. петь и распознавать на слух знакомые мелодии изученных произведений
инструментальных и вокальных жанров;
. выражать свои впечатления от прослушанных произведений в пении, в
пластическом и танцевальном движении, цветовом и графическом
изображении;
. участвовать в художественной жизни школы (музыкальные вечера,
музыкальная гостиная, концерт для младших школьников и др.), стремиться
наполнить музыкой свой культурный досуг.





ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО


Изучение изобразительного искусства направлено на достижение следующих
целей:
. развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и
ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти,
эмоционально-эстетического восприятия действительности;
. воспитание культуры восприятия произведений изобразительного,
декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна; знакомство с
образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе
творческого опыта; формирование устойчивого интереса к
изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и
национальные особенности;
. освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-
практического освоения окружающего мира и его преобразования; о
выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики,
декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры;
. овладение навыками художественной деятельности, разнообразными формами
изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти,
представлению, воображению); в декоративной и художественно-
конструктивной работе; предоставление возможности для творческого
самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и
релаксации.



ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ

ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ


ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ И

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТЫ
Изобразительное искусство и его виды. Виды живописи (станковая,
монументальная, декоративная), графики (станковая, книжная, плакатная,
промышленная), скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садово-
парковая), декоративно-приклад-ного и народного искусства, дизайна и
архитектуры. Жанры изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж, портрет,
бытовой, исторический, батальный, анималистический).
Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи и
графики. Тон и тональные отношения. Колорит. Цвет и цветовой контраст.
Линейная и воздушная перспектива. Пропорции и пропорциональные отношения.
Фактура в живописи и графике. Ритм. Статика и динамика. Симметрия и
асимметрия. Формат и композиция.
Народное художественное творчество. Древние корни народного
художественного творчества, специфика его образно-символического языка в
произведениях декоративно-прикладного искусства. Связь времен в народном
искусстве. Орнамент как основа декоративного украшения. Различение
национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов
России, народов зарубежных стран. Древние образы в произведениях народного
декоративно-прикладного искусства. Истоки и современное развитие народных
промыслов (дымковская, филимоновская игрушки; Гжель, Жостово, Городец,
Хохлома).
Русское изобразительное искусство и архитектура. Художественная
культура Древней Руси. Красота и своеобразие архитектуры Древней Руси.
Живопись, графика, скульптура и архитектура России XVIII-XX вв. Знакомство
с художественными жанрами. Стили и направления в русском изобразительном
искусстве и архитектуре нового времени (барокко, классицизм, реализм,
передвижники, «Мир искусства» и др.). Вечные темы и великие исторические
события в русском искусстве. Тема Великой Отечественной войны в станковом и
монументальном искусстве. Мемориальные ансамбли. Крупнейшие художественные
музеи страны (Третьяковская картинная галерея, Русский музей, Эрмитаж,
Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина). Знакомство с
произведениями выдающихся русских мастеров изобразительного искусства и
архитектуры (А.Рублев, Дионисий, В.В.Растрелли, Э.-М.Фальконе, В.И.Баженов,
Ф.С.Рокотов, А.Г.Венецианов, К.П.Брюллов, А.А.Иванов, В.И.Сури-ков,
И.Е.Репин, И.И.Шишкин, И.И.Левитан, В.М.Васнецов, М.А.Врубель,
Б.М.Кустодиев, В.А.Серов, К.С.Петров-Водкин, С.Т.Коненков, В.И.Мухина,
В.А.Фаворский).
Зарубежное изобразительное искусство и архитектура. Знакомство с
основными этапами развития зарубежного искусства (виды, жанры, стили).
Синтез изобразительных искусств и архитектуры. Ведущие художественные
музеи. Знакомство с произведениями наиболее ярких представителей
зарубежного изобразительного искусства, архитектуры, выявление своеобразия
их творчества (Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти,
А.Дюрер, Рембрандт ван Рейн, Ф. Гойя, К. Моне, В.Ван-Гог, О.Роден,
П.Пикассо, Ле Корбюзье).
Современное изобразительное искусство. Традиции и новаторство в
искусстве. Представление о художественных направлениях в искусстве XX в.
(реализм, модерн, авангард, сюрреализм и проявления постмодернизма).
Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Вкус и мода.
Синтез искусств в архитектуре, в театре, кино, на телевидении. Роль и
значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества.
Пространственно-временной характер произведений синтетических искусств.
Коллективный характер творчества в синтетических искусствах.

ОПЫТ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Умения и навыки использования учащимися языка графики, живописи,
скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной
художественно-творческой деятельности. Навыки плоского и объемного
изображения формы предмета, моделировка светотенью и цветом. Построение
пространства (линейная и воздушная перспектива, плановость). Композиция на
плоскости и в пространстве.
Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, растений,
животных, птиц, человека, пейзажа, натюрморта, интерьера, архитектурных
сооружений. Работа на пленэре. Выполнение набросков, эскизов, учебных и
творческих работ с натуры, по памяти и воображению в разных художественных
техниках. Изготовление изделий в стиле художественных промыслов.
Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки,
экслибриса, товарного знака, разворота журнала, сайта. Создание эскизов и
моделей одежды, мебели, транспорта. Иллюстрирование литературных и
музыкальных произведений. Создание художественно-декоративных проектов,
объединенных единой стилистикой (предметы быта, одежда, мебель, детали
интерьера и др.). Создание фотоколлажа, мультфильма, видеофильма. Выражение
в творческой деятельности своего отношения к изображаемому - создание
художественного образа.
Использование красок (гуашь, акварель), графических материалов
(карандаш, фломастер, мелки, пастель, уголь, тушь и др.), пластилина,
глины, коллажных техник, бумажной пластики и других доступных
художественных материалов.
Самоопределение в видах и формах художественного творчества. Реализация
совместных творческих идей в проектной деятельности: оформление школы к
празднику, декорации к школьному спектаклю, костюмы к карнавалу и др.
Анализ и оценка процесса и результатов собственного художественного
творчества.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ

ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ


В результате изучения изобразительного искусства ученик должен

знать
. основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
. основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции,
светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
. выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их
основные произведения;
. наиболее крупные художественные музеи России и мира;

уметь
. применять художественно-выразительные средства графики, живописи,
скульптуры, художественного конструирования в своем творчестве;
. определять средства выразительности при восприятии произведений;
анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и
жанров изобразительного искусства;
. ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства,
узнавать изученные произведения;
. объяснять роль и значение изобразительного искусства в синтетических
видах творчества;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни:
. для эстетической оценки явлений окружающего мира;
. при восприятии произведений искусства и высказывании суждений о них;
. художественные материалы в своем творчестве (гуашь, акварель, тушь,
природные и подручные материалы);
. средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем,
светотень, перспектива, композиция) в самостоятельной творческой
деятельности: рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в
иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и
художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма,
интерьера).


-----------------------
[1] Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не
включается в Требования к уровню подготовки выпускников.