Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.mccme.ru/edu/oficios/standarty/2003/35_b_geo.DOC
Дата изменения: Sun Aug 17 11:27:02 2003
Дата индексирования: Sat Dec 22 23:37:52 2007
Кодировка: koi8-r


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ


БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ


Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на
достижение следующих целей:

освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и
динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства
на всех территориальных уровнях, о географических аспектах глобальных
проблем человечества путях их решения; о методах изучения
географического пространства, его разнообразных объектов и процессов,
необходимых для участия в жизни общества и государства;


овладение умениями применять полученные знаний для решения
познавательных и практических задач, адаптации к современным изменениям
в мире; сочетать глобальный и локальный подходы в оценке географических
процессов и явлений в природе и обществе;


развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей при ознакомлении с важнейшими географическими
особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;


воспитание патриотизма, толерантности к другим народам и культурам,
уважительного отношения к окружающим людям;


формирование способности и готовности к передаче и использованию
разнообразной географической информации; к применению географических
знаний и умений в общественной и личной жизни, определению гражданской
позиции по отношению к окружающей среде.


ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ

ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ


СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ

ИССЛЕДОВАНИЙ. ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ

ИНФОРМАЦИИ
География как наука. Традиционные и новые методы географических
исследований. Виды географической информации, ее роль и использование в
жизни людей.

ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем.
Хозяйственная деятельность человечества в освоении Земли. Основные виды
природных ресурсов, их размещение, крупнейшие месторождения и
территориальные сочетания, пределы их использования. Рациональное и
нерациональное природопользование. Современная окружающая человека среда.
Анализ карт природо-пользования с целью выявления районов острых
геоэкологических ситуаций.

НАСЕЛЕНИЕ МИРА
Постоянный рост населения Земли, его причины и последствия. Типы
воспроизводства населения[1]. Выявление особенностей состава населения.
Этнолингвистический состав населения мира. География религий мира. Анализ
карт населения (карта плотности населения, народов, религий). Выявление
основных очагов этнических и конфессиональных конфликтов. Основные
направления и типы миграций в мире. Географические особенности размещения
населения. Формы расселения, городское и сельское население мира.
Урбанизация как всемирный процесс. Крупнейшие города и городские
агломерации мира. Уровень и качество жизни населения как основные
показатели его развития.
ГЕОГРАФИЯ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА
Мировое хозяйство, основные этапы его развития. Неравномерность
хозяйственного освоения разных территорий. Отраслевая и территориальная
структура хозяйства мира. География основных отраслей производственной и
непроизводственной сферы. Главные хозяйственные районы и регионы мира.
Взаимосвязь между размещением населения, хозяйства и природными условиями
на конкретных территориях. Ведущие страны-экспортеры основных видов
промышленной и сельскохозяйственной продукции. Анализ экономических карт
для выявления основных грузопотоков. Крупнейшие международные магистрали и
порты. География мировых валютно-финансовых отношений. Мировая торговля и
туризм. Международная специализация крупнейших стран и регионов мира,
интеграционные отраслевые и региональные союзы.

РЕГИОНЫ И СТРАНЫ МИРА
Многообразие стран мира и их типы. Международные отношения и
современная политическая карта мира. Особенности географического положения,
истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения,
хозяйства, культуры, современных проблем развития Европы, Азии, Африки,
Северной и Латинской Америки, Австралии, наиболее крупных стран мира, их
участия в международном географическом разделении труда. Анализ
экономических карт с целью определения специализации разных типов стран и
регионов мира.

РОССИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Россия на политической карте мира, в мировом хозяйстве, системе
международных финансово-экономических и политических отношений. Отрасли
международной специализации России. Выявление характера экономических,
политических и культурных связей России со странами мира. Географические
аспекты важнейших социально-экономических проблем России.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕАСПЕКТЫ СОВРЕМЕННЫХ

ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географические
аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая,
демографическая и продовольственная проблемы как особо приоритетные, пути
их решения. Проблемы преодоления отсталости развивающихся стран.
Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении
глобальных проблем человечества.



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ

ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ


В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен

знать

. основные географические понятия, термины; традиционные и новые методы
географических исследований;

. особенности размещения основных видов природных ресурсов, их
территориальные сочетания; изменение численности населения отдельных
регионов и стран мира, его размещение и основные направления миграций;
различия в уровне и качестве жизни населения, основные проблемы
современной урбанизации;

. особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства,
размещения его основных отраслей; географические особенности отдельных
стран и регионов, их различия в уровнях экономического развития,
специализацию в системе международного географического разделения
труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

уметь
. приводить примеры стран мира различных типов (по площади и населению,
административно-территориальному делению и государственному устройству,
по уровню экономического раз-вития и хозяйственной специализации);
основных видов природных ресурсов, главных месторождений и их
территориальных сочетаний, видов и основных районов загрязнения
окружающей среды; ареалов распространения крупнейших по численности
народов, языков и религий, агломераций и мегалополисов мира;
. определять по разным источникам информации географические особенности
социально-экономических объектов, процессов и явлений, тенденции их
изменений, размещения по материкам, регионам и странам;
. оценивать ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира,
уровень урбанизации; природные, антропогенные и техногенные изменения
отдельных территорий (опустынивание, загрязнение окружающей среды и
т.п.); демографическую ситуацию в отдельных регионах Земли; развитие
основных социально-экономических и геоэкологических явлений и процессов
на определенных территориях; степень воздействия человека на окружающую
среду;
. проводить наблюдения: за социально-экономическими и природными
объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате
взаимодействия;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни:

. применять географические знания и умения в профессионально-бытовой
деятельности;

. определять на различных картах места важнейших текущих событий;
проектировать и моделировать исходную географическую ситуацию на карте;

. находить и использовать географическую информацию, включая
геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для оценки состояния
окружающей среды.


-----------------------
[1] Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не
включается в Требования к уровню подготовки выпускников.