Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.mccme.ru/edu/oficios/standarty/2004/standart.edu/p2/27.doc
Дата изменения: Wed Apr 28 17:02:06 2004
Дата индексирования: Sun Dec 23 01:38:41 2007
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: европа


СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ


БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ


Изучение русского языка на базовом уровне среднего (полного) общего
образования направлено на достижение следующих целей:
. воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском
языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой
межнационального общения;
. развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и
социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков
самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности,
осознанному выбору профессии;
. освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой
системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях;
нормах речевого поведения в различных сферах общения;
. овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые
факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать
функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в
соответствии с задачами общения;
. применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике;
повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной
грамотности.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе совершенствования
коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой),
культуроведческой компетенций.



ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ

ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ[1]


содержание, обеспечивающее формирование

Коммуникативной компетенции
Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи **[2].
Развитие навыков монологической и диалогической речи.
Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной
задачи и характера текста.
Информационная переработка текста.
Совершенствование умений и навыков создания текстов разных
функционально-смысловых типов, стилей и жанров.
Учебно-научный, деловой, публицистический стили, разговорная речь, язык
художественной литературы. Их особенности.
Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная
формы). Написание доклада, реферата, тезисов, рецензии. Составление деловых
документов различных жанров (расписки, доверенности, резюме).
Культура публичной речи **.
Культура разговорной речи.

содержание, обеспечивающее формирование

языковой и Лингвистической (языковедческой)

компетенций
Русский язык в современном мире.
Формы существования русского национального языка (литературный язык,
просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон,
арго).
Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике.
Литературный язык и язык художественной литературы **.
Взаимосвязь различных единиц и уровней языка.
Синонимия в системе русского языка.
Словари русского языка и лингвистические справочники; их использование.
Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей
языка.

содержание, обеспечивающее формирование

Культуроведческой компетенции
Взаимосвязь языка и культуры.
Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и
других народов.
Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных
культур.
Соблюдение норм речевого поведения в различных сферах общения.

Материал для ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

с родным (нерусским) языком обучения
Русский язык в кругу языков народов России.
Особенности фонетической, лексической, грамматической систем русского
языка.
Особенности русского речевого этикета.
Перевод с родного языка на русский.




Требования к уровню

подготовки выпускников


В результате изучения русского языка на базовом уровне ученик должен

знать/понимать
. связь языка и истории, культуры русского и других народов;
. смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык,
языковая норма, культура речи;
. основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
. орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и
пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы
речевого поведения в социально-куль-турной, учебно-научной, официально-
деловой сферах общения;

уметь
. осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные
высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности
достижения поставленных коммуникативных задач;
. анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и
уместности их употребления;
. проводить лингвистический анализ текстов различных функ-циональных
стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение
. использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучаю-щее,
ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной
задачи;
. извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-
научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в
том числе представленных в электронном виде на различных информационных
носителях;

говорение и письмо
. создавать устные и письменные монологические и диалогические
высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале
изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах
общения;
. применять в практике речевого общения основные орфоэпические,
лексические, грамматические нормы современного русского литературного
языка;
. соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы
современного русского литературного языка;
. соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях
общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
. использовать основные приемы информационной переработки устного и
письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для:
. осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной
ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой
культуры;
. развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков
самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных
областях человеческой деятельности;
. увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и
речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе
наблюдения за собственной речью;
. совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к
речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению,
сотрудничеству;
. самообразования и активного участия в производственной, культурной и
общественной жизни государства.


Специфические требования для образовательных учреждений с родным
(нерусским) языком обучения:
. осознавать национальное своеобразие русского и родного языков, различия
их фонетической, лексической и грамматической систем;
. вести диалог в ситуации межкультурной коммуникации;
. переводить с родного языка на русский тексты разных типов.


-----------------------
[1] Основные компоненты Обязательного минимума содержания для
образовательных учреждений с русским языком обучения и с родным
(нерусским) языком обучения едины. Специфические темы для образовательных
учреждений с родным (нерусским) языком обучения указаны в разделе
«Материал для образовательных учреждений с родным (нерусским) языком
обучения».
[2] Материал, отмеченный **, не подлежит изучению в образовательных
учреждениях с родным (нерусским) языком обучения.