Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.mccme.ru/edu/oficios/standarty/2004/standart.edu/p2/44.doc
Дата изменения: Wed Apr 28 17:02:08 2004
Дата индексирования: Sun Dec 23 01:41:28 2007
Кодировка: koi8-r


СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ПРАВУ


ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ


Изучение права на профильном уровне среднего (полного) общего
образования направлено на достижение следующих целей:
. развитие личности, направленное на формирование правосознания и
правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней
убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя
полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и
свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;
. воспитание гражданской ответственности и чувства собственного
достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого
человека, демократическим правовым ценностям и институтам,
правопорядку;
. освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и
институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом
нормативно-правовом материале, эффективной реализации прав и законных
интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической
деятельности и основными юридическими профессиями;
. овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и
способов деятельности для решения практических задач в социально-
правовой сфере, продолжения обучения в системе профессионального
образования;
. формирование способности и готовности к сознательному и ответственному
действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к
оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к
самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской
позиции и несению ответственности.



ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ

ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ


Происхождение права. Место права в системе социального регулирования
общества. Механизм правового регулирования. Законные интересы[1]. Действие
права во времени, в пространстве и по кругу лиц. Эффективность права.
Формы (источники) права. Правовые системы современности. Нормы и
основные отрасли права в России. Правотворчество. Общие правила применения
права. Толкование права. Правоприменительная практика. Правопорядок.
Правоотношения. Юридический конфликт. Правонарушения. Юридическая
ответственность.
Право и личность. Правосознание. Правовая культура. Правомерное
поведение.
Право и государство. Формы государства. Основы конституционного права.
Система конституционных прав и свобод в Российской Федерации. Гражданство
Российской Федерации. Избирательная система и избирательный процесс.
Воинская обязанность и право на альтернативную гражданскую службу. Права и
обязанности налогоплательщиков.
Правоохранительные органы, их виды и полномочия. Правосудие.
Конституционное, гражданское, арбитражное, уголовное судопроизводство.
Субъекты и объекты гражданского права. Организационно-правовые формы
предпринимательской деятельности. Сделки. Отдельные виды гражданско-
правовых договоров (купля-продажа, подряд, аренда, оказание услуг).
Имущественные и неимущественные права и способы их защиты. Наследование.
Гражданско-правовая ответственность. Государство как субъект экономических
отношений. Правовые средства государственного регулирования экономики.
Семейные правоотношения. Брак. Брачный контракт. Права, обязанности и
ответственность членов семьи.
Трудоустройство и занятость. Трудовой договор, порядок его заключения и
расторжения. Рабочее время и время отдыха. Трудовые споры и порядок их
рассмотрения. Дисциплинарная ответственность работника. Защита трудовых
прав. Правовые основы социальной защиты и обеспечения.
Административные правоотношения. Основания административной
ответственности. Производство по делам об административных правонарушениях.
Органы и способы рассмотрения административных споров.
Понятие преступления и наказания. Действие уголовного закона. Защита
прав обвиняемого, потерпевшего, свидетеля в уголовном процессе.
Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты.
Экологические правонарушения и ответственность за причинение вреда
окружающей среде.
Субъекты международного права. Международный договор. Международные
документы о правах человека. Международная защита прав человека в условиях
мирного и военного времени.
Профессиональное юридическое образование. Основные юридические
профессии, особенности профессиональной юридической деятельности.

Опыт познавательной и практической деятельности

- ознакомление со спецификой профессиональной юридической деятельности,
основными юридическими профессиями;
- самостоятельный поиск, анализ и использование правовой информации;
- сравнительный анализ правовых понятий и норм; объяснение смысла
конкретных норм права, характеристика содержания текстов нормативных
актов;
- оценка общественных событий и явлений, действий людей с точки зрения их
соответствия законодательству;
- выработка и доказательная аргументация собственной позиции в конкретных
правовых ситуациях с использованием норм права;
- использование норм права при решении учебных и практических задач;
осуществление исследований по правовым темам в учебных целях;
представление результатов самостоятельного учебного исследования,
ведение дискуссии;
- самостоятельное составление отдельных видов юридических документов;
- выполнение ролей адвоката, судьи, прокурора, нотариуса, следователя,
юрисконсульта в смоделированных ситуациях;
- анализ собственных профессиональных склонностей, способов их развития и
реализации.



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ

ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ


В результате изучения права на профильном уровне ученик должен

знать/понимать
. систему и структуру права, современные правовые системы; общие правила
применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы
правосудия; органы и способы международно-правовой защиты прав
человека; основные юридические профессии;

уметь
. характеризовать: право как элемент культуры общества; систему
законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав
и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты;
избирательный и законодательный процессы в России; принципы организации
и деятельности органов государственной власти; порядок рассмотрения
гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок
заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной защиты и
социального обеспечения; порядок получения платных образовательных
услуг;
. объяснять: происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм
правового регулирования; содержание основных понятий и категорий
базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности
гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя,
налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга,
абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и
частным правом;
. различать: формы (источники) права, субъектов права; виды
судопроизводства; основания и порядок назначения наказания; полномочия
органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных
органов защиты прав человека; объекты гражданского оборота;
организационно-правовые формы предпринимательской деятельности;
имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные
виды гражданско-правовых договоров;
. приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений,
ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав;
экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда
окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права;
правоприменительной практики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для:
. поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации;
. анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения
конкретных условий их реализации;
. изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и
явлениях с точки зрения права;
. применения правил (норм) отношений, направленных на согласование
интересов различных сторон (на заданных примерах);
. осуществления учебных исследований и проектов по правовой тематике;
. выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных
жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов
реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; способы и
порядок разрешения споров;
. обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.


-----------------------
[1] Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не
включается в Требования к уровню подготовки выпускников.