Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.mccme.ru/edu/oficios/standarty/2004/standart.edu/p2/54.doc
Дата изменения: Wed Apr 28 17:02:10 2004
Дата индексирования: Sun Dec 23 01:42:30 2007
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: туманность андромеды


СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕНОЙ КУЛЬТУРЕ


БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ


Изучение мировой художественной культуры на базовом уровне среднего
(полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
. развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и
художественно-творческих способностей;
. воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении
ценностей мировой культуры;
. освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной
культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного
творчества в отечественной и зарубежной культуре;
. овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их
художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
. использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора,
осознанного формирования собственной культурной среды.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ

ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Художественная культура первобытного мира. Роль мифа в культуре.
Древние образы и символы. Первобытная магия[1]. Ритуал - единство слова,
музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного
окружения и предметной среды. Художественные комплексы Альтамиры и
Стоунхенджа. Символика геометрического орнамента. Архаические основы
фольклора. Миф и современность.

Художественная культура Древнего мира. Особенности художественной
культуры Месопотамии: аскетизм и красочность ансамблей Вавилона. Гигантизм
и неизменность канона - примета Вечной жизни в искусстве Древнего Египта:
пирамиды Гизы, храмы Карнака и Луксора. Ступа в Санчи, храм Кандарья
Махадева в Кхаджурахо - модель Вселенной Древней Индии. Отражение
мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе
(Паленке, Теночтитлан).
Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя.
Театрализованное действо. Слияние восточных и античных традиций в эллинизме
(Пергамский алтарь). Символы римского величия: Римский форум, Колизей,
Пантеон.

Художественная культура Средних веков. София Константинопольская -
воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве.
Древнерусский крестово-купольный храм (киевская, владимиро-суздальская,
новгородская, московская школа). Космическая, топографическая, временная
символика храма. Икона и иконостас (Ф Грек, А.Рублев). Ансамбль московского
Кремля.
Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи.
Готический собор - как образ мира. Региональные школы Западной Европы.
Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (Древний Самарканд).
Воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений Китая в
храме Неба в Пекине. Философия и мифология в садовом искусстве Японии.
Монодический склад средневековой музыкальной культуры. Художественные
образы Древнего мира, античности и средневековья в культуре последующих
эпох.

Художественная культура Ренессанса. Возрождение в Италии. Воплощение
идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции. Титаны Возрождения (Леонардо да
Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан). Северное Возрождение: Гентский
алтарь Я. ван Эйка; мастерские гравюры А.Дюрера, комплекс Фонтенбло. Роль
полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Театр
У.Шекспира. Историческое значение и вневременная художественная ценность
идей Возрождения.

Художественная культура Нового времени. Стили и направления в искусстве
Нового времени. Изменение мировосприятия в эпоху барокко. Архитектурные
ансамбли Рима (Л.Бернини), Петербурга и его окрестностей (Ф.-Б.Растрелли);
живопись (П.-П.Рубенс). Реализм XVII в. в живописи (Рембрандт ван Рейн).
Расцвет гомофонно-гармоничес-кого стиля в опере барокко. Высший расцвет
свободной полифонии (И.-С.Бах).
Классицизм и ампир в архитектуре (ансамбли Парижа, Версаля,
Петербурга). От классицизма к академизму в живописи (Н.Пуссен, Ж.-Л.Давид,
К.П.Брюллов, А.А.Иванов). Формирование классических жанров и принципов
симфонизма в произведениях мастеров Венской классической школы (В.-
А.Моцарт, Л.ван Бетховен).
Романтический идеал и его отображение в музыке (Ф.Шуберт, Р. Вагнер)
Романтизм в живописи (прерафаэлиты, Ф.Гойя, Э.Делакруа, О. Кипренский).
Зарождение русской классической музыкальной школы (М.И.Глинка).
Социальная тематика в живописи реализма (Г.Курбе, О.Домье, художники-
передвижники - И.Е.Репин, В.И.Суриков). Развитие русской музыки во второй
половине XIX в. (П.И.Чайковский).

Художественная культура конца XIX - XX вв. Основные направления в
живописи конца XIX в: импрессионизм (К.Моне), постимпрессионизм (Ван Гог,
П.Сезанн, П.Гоген). Модерн в архитектуре (В. Орта, А.Гауди, В.И.Шехтель).
Символ и миф в живописи (М.А.Вру-бель) и музыке (А.Н.Скрябин).
Художественные течения модернизма в живописи XX в.: кубизм (П.Пикассо),
абстрактивизм (В.Кандинский), сюрреализм (С.Дали). Архитектура XX в.
(В.Е.Татлин, Ш.-Э. ле Корбюзье, Ф.-Л.Райт, О.Нимейер). Театральная культура
XX в.: режиссерский театр (К.С.Станиславский и В.И.Немирович-Данченко);
эпический театр Б.Брехта. Стилистическая разнородность в музыке XX в.
(С.С.Про-кофьев, Д.Д.Шостакович, А.Г.Шнитке). Синтез искусств -- особенная
черта культуры XX в.: кинематограф (С.М.Эйзенштейн, Ф.Феллини), виды и
жанры телевидения, дизайн компьютерная графика и анимация, мюзикл (Э.-Л.
Уэббер). Рок-музыка (Биттлз, Пинк Флойд); электронная музыка (Ж.-М. Жарр).
Массовое искусство.

Культурные традиции родного края.



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ

ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ


В результате изучения мировой художественной культуры на базовом уровне
ученик должен

знать/понимать
. основные виды и жанры искусства;
. изученные направления и стили мировой художественной культуры;
. шедевры мировой художественной культуры;
. особенности языка различных видов искусства;

уметь
. узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой,
стилем, направлением.
. устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных
видов искусства;
. пользоваться различными источниками информации о мировой художественной
культуре;
. выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для:

. выбора путей своего культурного развития;
. организации личного и коллективного досуга;
. выражения собственного суждения о произведениях классики и современного
искусства;
. самостоятельного художественного творчества.





-----------------------
[1] Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не
включается в Требования к уровню подготовки выпускников.