Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.mccme.ru/edu/oficios/standarty/2004/standart.edu/p2/55.doc
Дата изменения: Wed Apr 28 17:02:10 2004
Дата индексирования: Sun Dec 23 01:42:36 2007
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: п п п п п п п п п п п п п п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п


СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕНОЙ КУЛЬТУРЕ


ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ


Изучение мировой художественной культуры на профильном уровне среднего
(полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
. развитие чувств, эмоций, образного, ассоциативного, критического
мышления;
. воспитание художественно-эстетического вкуса и культуры восприятия
произведения искусства, толерантности, уважения к культурным традициям
народов России и других стран мира;
. освоение знаний о закономерностях развития культурно-исторических эпох,
стилей, направлений и национальных школ в искусстве; о ценностях,
идеалах, эстетических нормах на примере наиболее значимых произведений;
о специфике языка разных видов искусства;
. овладение умением анализировать художественные произведения и
вырабатывать собственную эстетическую оценку;
. использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора,
осознанного формирования собственной культурной среды.


ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ

ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Происхождение искусства. Мировая художественная культура - единство в
многообразии. Художественный образ - основное средство отображения и
познания мира в искусстве. Происхождение искусства и формирование основ
художественного мышления.
I Художественная культура Азии, Африки, Латинской Америки

Художественная культура первобытного мира и древних цивилизаций.
Архитектурные и живописные памятники палеолита и неолита (Альтамира и
Стоунхендж). Геометрический орнамент как символ перехода от хаоса к форме.
Традиционные культуры[1]. Мифология - главный источник образов искусства
Древнего мира. Художественная культура Месопотамии. Архитектура зиккуратов
- порождение мифа и природы (Ур и Вавилон). Образы эпоса («Сказание о
Гильгамеше») и мифов в декоре храмов и светских сооружений (комплекс
Вавилона, ассирийские дворцы).
Идея Вечной жизни - основа древнеегипетской культуры. Пирамиды,
наземные храмы (Гиза, Карнак, Луксор, Рамессеум). Живописное и скульптурное
украшение саркофагов и гробниц.
Крито-микенская культура. Кносский дворец - легендарный Лабиринт
(фрески, мелкая пластика). «Циклопическая» архитектура Микен. Древняя
художественная символика и ритуал в современной культуре.

Художественная культура Востока. Отражение религиозно-мифологической
картины мира в духовной культуре народов Древнего Востока. Индуистский храм
и буддийская ступа - модели Вселенной Древней Индии (храмы Кхаджурахо,
ступа в Санчи). Роль скульптуры в древнеиндийском искусстве. Фресковые
циклы Аджанты. Эпос «Махабхарата» и «Рамаяна». Тадж-Махал - образец индо-
мусульманской эстетики.
Космологизм - основа китайской культуры. Единство слова, знака и
изображения в китайской живописи (пейзажный жанр «горы-воды»). Запретный
город Гугун, храм Неба, парк Ихэюань в Пекине как идеальное воплощение
небесной гармонии.
Эстетика синтоизма в японской культуре (архитектура святилища Аматерасу
в Иссе). Ключевая идея японской художественной культуры «все в одном»
(чайный домик, философские сады камней, гравюра на дереве).

Культура Мезамерики. Жертвенный ритуал во имя жизни - стержень культуры
индейцев майя и ацтеков (Паленке, Чичен-Ица, Тиночтитлан). Мифологическое
мышление в современной культуре Мезамерики. Миф и реальность в творчестве
Д. Риверы.
Образы Древнего мира в современной культуре. Диалог Запада и Востока в
культуре.

II Художественная культура Западной Европы и Северной Америки

Античная художественная культура. Эстетика античности. Отражение
поэтической мифологии греков в архитектуре (храмы архаики в Пестуме,
Парфенон в Афинах), рельефе, скульптуре (Поликлет, Фидий, Скопас). Человек
и рок в древнегреческом театре (Эсхил, Софокл, Еврипид). Архитектура и
скульптура как отражение величия Древнего Рима (Римский форум, Колизей,
Пантеон, Алтарь Мира, конная статуя Марка Аврелия). Римский дом (мозаики и
фрески Помпей). Традиции античного мира в европейской и отечественной
культуре. Раннехристианское искусство (Равенна).

Художественная культура Средних веков. Отражение восточно-христианского
мировосприятия в архитектуре византийского крестово-купольного храма.
Западно-христианская базилика - символ романского стиля. Альгамбра - синтез
романской и мусульманской культур. Эстетика готики. Готический храм - образ
мира. Синтез искусств в готике. Региональные варианты готического стиля
(Германия, Франция, Италия, Испания). Монодия как основа средневековой
религиозной музыки (григорианский хорал). Эпос и пример-проповедь -
источники сюжетов в средневековой скульптуре, живописи, миниатюре. Образы
средневековой культуры в искусстве последующих эпох.

Художественная культура эпохи Возрождения. Идеалы гуманизма в искусстве
итальянского Ренессанса. Проторенессанс в литературе (Данте) и живописи
(Джотто). Мастера архитектуры (Ф. Брунеллески, Д. Браманте, А. Паладио) и
изобразительного искусства (Мазаччо, Донателло, Боттичелли, Леонардо да
Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан, Тинторетто). Северное Возрождение
(Я.ван Эйк, А.Дюрер, П. Брейгель Старший, школа Фонтенбло). Расцвет
полифонии (школа «строгого письма»). Трагедии В. Шекспира - вершина
художественного обобщения характеров и ситуаций. Величие и трагизм
утопических идеалов Возрождения.

Художественная культура Нового времени. Эстетика барокко. Барокко как
стиль ансамбля: город, собор, дворец, парк (Л. Бернини). Формирование новых
жанров в живописи (исторический, бытовой, натюрморт). Взаимодействие
тенденций барокко (П.-П.Рубенс) и реализма (М.Караваджо, Рембрандт ван
Рейн, Д.Веласкес) в живописи. Новые музыкальные жанры: опера
(К.Монтеверди), инструментальная музыка (А.Корелли, А.Вивальди). Вершина
свободной полифинии в творчестве И.-С.Баха. Искусство рококо (А.Ватто,
Ф.Буше).
Эстетика классицизма. Классицизм в архитектуре (Версаль, ансамбли
Парижа) и живописи (Н.Пуссен, Ж.-Л.Давид). Театр французского классицизма
(П.Корнель, Ж.Расин, Мольер). Эстетика Просвещения. Оперная реформа К.-
В.Глюка. Симфонизм Венской классической школы (Й.Гайдн, В.-А. Моцарт, Л.ван
Бетховен). Эстетика романтизма. Музыка - ведущий жанр романтизма: песни
(Ф.Шуберт), программные произведения (Г.Берлиоз), опера (Р.Вагнер),
фольклор (И.Брамс). Романтизм в живописи (прерафаэлиты, У.Тёрнер, К.-
Д.Фридрих, Э.Делакруа, Ф.Гойя). Английский парк.
Кредо критического реализма в литературе (Стендаль, Г. Флобер, Э.Золя,
П.Мериме) и музыке (Ж.Бизе). Реалистическая живопись (Г. Курбе, Ж.-
Ф.Милле).

Художественная культура конца XIX - XX вв. Эстетика художественной
культуры второй половины XIX в. Новые средства художественной
выразительности в живописи (К.Моне, П.-О.Ренуар, Э. Дега), музыке
(К.Дебюсси), скульптуре (О.Роден) импрессионизма; живописи
постимпрессионизма (П.Сезанн, Ван Гог, П.Гоген) и символизма (Г.Моро, П.Пюи
де Шаванн, Э.-А.Бурделль). Эстетика модерна. Синтез искусств в архитектуре
(В.Орта, Г.Гимар, А.Гауди) и живописи (Г. Климт).
Новое видение мира в искусстве модернизма. Множественность направлений
в живописи: фовизм А.Матисса, экспрессионизм Ф.Марка, примитивизм А.Руссо,
кубизм П.Пикассо, абстрактивизм В.Кандинско-го, сюрреализм Р.Магритта,
С.Дали. Новые техники (додекафония, алеаторика) и направления (новая
Венская школа) в музыке. Конструктивизм в архитектуре (Ш.-Э.ле Корбюзье);
«Большой стиль» тоталитарных государств.
Художественное и мировоззренческое своеобразие американской культуры:
литературы (В. Ирвинг, Г. Лонгфелло, У. Уитмен, Э. Хемингуэй), живопись (Э.
Хоппер, Э. Уорхел), архитектура небоскребов, музыка (Ч. Айвз). Афро-
американский фольклор (сказки-притчи, спиричуэлс, блюз, джаз).
Постмодернизм, его основные принципы. Новые виды искусств и новые формы
синтеза: кинематограф, инсталляция, высокая мода, компьютерная графика и
анимация. Музыкальное искусство второй половины ХХ в. (Биттлз, Пинк Флойд,
«Новая волна»). Электронная музыка. Массовая культура и возрождение
архаических форм в художественном мышлении. Диалог культур и глобализация.

III Русская художественная культура
Художественная культура Древней Руси. Славянские языческие традиции и
эстетика православия. Культурное влияние Византии и формирование
национального стиля. Специфика киевской, владимиро-суздальской, псковско-
новгородской, московской школ архитектуры и иконописи. Шатровый храм.
Деревянное зодчество. Формирование националного самосознания и комплекс
московского Кремля. Творчество Ф.Грека, А.Рублева, Дионисия. Знаменный
распев; партесный концерт. Древнерусская литература. Контакты с Западной
Европой. Светские мотивы в культовом искусстве XVII в. Образы Древней Руси
в русском искусстве.
Культурные связи России с Европой в Новое время. Проблема культурного
синтеза и культурного заимствования. Петербургский стиль: петровское и
елизаветинское барокко (Д.Трезини, Ф.-Б.Растрел-ли). Своеобразие русского
классицизма и ампира в архитектуре (А. Ринальди, Дж.Кваренги, М.Ф.Казаков,
А.Д.Захаров, К.Росси) и скульптуре (Э.-М.Фальконе, Ф.И.Шубин, И.П.Мартос).
Синтез романтизма, реализма и классицизма в живописи (Ф С.Рокотов,
Д.Г.Левицкий, О.А. Кипренский, К.П.Брюллов, А.А.Иванов, П.А.Федотов).
Русская классическая музыка (М.И.Глинка). Поиск национального самосознания
в искусстве (передвижники - И.Н.Крамской, И.Е.Репин, В.И.Суриков). Русская
пейзажная школа (А.К.Саврасов, Ф.А.Василев, И.И.Левитан). Русская
музыкальная школа второй половины XX в. (композиторы «Могучей кучки»,
П.И.Чайковский). Русский классический балет (М.Петипа). Своеобразие
русского модерна в архитектуре (Ф.О.Шехтель), живописи (В.А.Серов,
художники «Мира искусств»), музыке (А.Н.Скрябин, И.Ф. Стравинский), театре
(русские сезоны в Париже). Символизм в живописи (М.А.Врубель, В.Э.Борисов-
Мусатов, К.С.Петров-Водкин, «Голубая роза») и скульптуре (А.С.Голубкина).
Мировое значение творческих исканий российских художников в первой
половине ХХ в.: живопись (В.Кандинский, К.Малевич, М. Шагал), музыка (С
С.Прокофьев, Д.Д.Шостакович, А.Г.Шнитке), кинематограф (С.М.Эйзенштейн),
театр (К.С.Станиславский, В.Э.Мейер-хольд), архитектура (В.Е.Татлин,
К.С.Мельников).
Агитационное искусство: монументальная скульптура (Н.А. Андреев),
политический плакат (Д.С.Моор). Искусство соцреализма в живописи
(А.А.Дейнека, П.П.Корин), скульптуре (В.И.Мухина) и гравюре
(В.А.Фаворский). Советский ампир: высотные здания в Москве (Л.В. Руднев),
московский Метрополитен. Развитие советской архитектуры во второй половине
XX в.
Развитие российского искусства в конце ХХ в.: музыка, живопись,
кинематограф, театр, телевидение.
Открытость современной русской культуры и преемственность в ее
развитии.




ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ

ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ


В результате изучения мировой художественной культуры на профильном
уровне ученик должен

знать/понимать
. особенности возникновения и основные черты стилей и направлений мировой
художественной культуры;
. шедевры мировой художественной культуры;
. основные выразительные средства художественного языка разных видов
искусства;
. роль знака, символа, мифа в художественной культуре;

уметь
. сравнивать художественные стили и соотносить их с определенной
исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их
ведущих представителей;
. понимать искусствоведческие термины и пользоваться ими;
. осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;
. уметь аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам
мировой художественной культуры;
. уметь выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады, рефераты,
отзывы, сочинения, рецензии);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для:
. определения путей своего культурного развития; профессионального
самоопределения;
. ориентации в классическом наследии и современном культурном процессе;
. организации личного и коллективного досуга;
. самостоятельного художественного творчества.



-----------------------
[1] Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не
включается в Требования к уровню подготовки выпускников.