Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.mccme.ru/oluch/Zaoch_15_usl.htm
Дата изменения: Mon Jan 5 20:32:08 2015 Дата индексирования: Sun Apr 10 03:06:14 2016 Кодировка: Windows-1251 |
X Заочный конкурс учителей математики.
Информация и правила участия                  Задания конкурса в форматах PDF, 140k и MsWord, 30k
I. Решите задачи.
?1. Какую часть сотрудников фирмы надо уволить, чтобы при уменьшении фонда заработной платы на 20% повысить среднюю зарплату оставшихся сотрудников на 20%?
?2. На плоскости отметили 8 точек. Каждую пару точек соединили отрезком и к каждому такому отрезку построили серединный перпендикуляр. Могло ли оказаться так, что на каждом построенном перпендикуляре лежат ровно две отмеченные точки?
?3. Известно, что при любых целых значениях x выражение ax3 + bx2 + cx принимает целые значения. Докажите, что 6a – целое число.
?4. В шахматном турнире участвуют 2014 игроков. В каждом туре они произвольным образом разбиваются на пары так, чтобы шахматисты в каждой паре ранее в этом турнире между собой не играли. Турнир заканчивается, когда такое разбиение провести невозможно. Какое наибольшее количество туров можно гарантированно провести в таком турнире?
?5. В равнобедренном треугольнике АВС проведена окружность с центром С, касающаяся основания АВ, которая пересекает боковые стороны в точках A' и B'. В образовавшейся трапеции AA'B'B проведен отрезок DE, параллельный ее основаниям и разбивающий ее на две подобные трапеции. Сравните длину DE и длину дуги окружности, лежащей внутри трапеции.
II. Методический блок.
В предложенных текстах (?6 – ?8) могут содержаться математические ошибки (как в условиях 'задач', так и в 'ответах' и 'решениях'). Если некорректно условие 'задачи', то объясните, почему это так. Если неверно только 'решение', то укажите все ошибки и приведите верное решение.
?6. 'Задача'. При каких значениях параметра а система уравнений
имеет ровно одно решение?
'Ответ': при а = 0,25.
'Решение'. Подставив значение из первого уравнения во второе, получим: . Рассмотрим это уравнение как квадратное относительно y, тогда . Для того, чтобы решение было единственным, потребуем равенства нулю дискриминанта: , откуда а = 0,25.
?7. 'Задача'. Сколькими способами можно выбрать из полной колоды (52 карты) 10 карт так, чтобы среди них был хотя бы один туз?
'Ответ': .
'Решение'. Поскольку требуется туз, то сначала выберем его и это можно сделать четырьмя способами. Затем достаточно выбрать произвольные 9 карт из 51. Количество способов, которыми это можно сделать, равно . Так как оба выбора происходят независимо, то искомое количество способов равно .
?8. 'Задача'. Даны три окружности a , b и g. Никакие две из этих окружностей не лежат в одной плоскости, но каждые две из них имеют ровно две общие точки. Докажите, что все три окружности принадлежат одной сфере.
'Решение'. Пусть окружности a и b пересекаются в точках P и Q. Докажем, что существует сфера, на которой лежат обе окружности. Действительно, каждая окружность однозначно задается тремя точками, то есть окружность a задается точками А, P и Q, а окружность b – точками В, P и Q. Значит, пара окружностей задается четырьмя точками А, В, P и Q, а через любые 4 точки пространства можно провести сферу. Третья окружность g имеет с этой сферой 4 общие точки (две – с a , и две – с b ), поэтому g принадлежит сфере.
III. Аналитический блок.
?9. При изучении темы 'Арифметический квадратный корень' рассматриваются два тождества: 1) ; 2) .
1) Запишите все известные Вам аналогичные пары тождеств из других разделов школьного курса.
2) Что общего у всех пар тождеств такого вида?
3) Чем принципиально различаются два тождества в каждой паре и в связи с чем возникает это различие?
4) Какие общие свойства функций используются при доказательстве тождества 2) и ему аналогичных тождеств в других парах?