Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.mccme.ru/putevod/53/Novgorod/novgorod.html
Дата изменения: Mon Jun 13 23:35:51 2011 Дата индексирования: Mon Feb 4 13:52:16 2013 Кодировка: Windows-1251 Поисковые слова: http astrokuban.info astrokuban |
город ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД 3
Общие сведения | |
Великий Новгород — центр Новгородской области, расположенный на реке Волхов у ее истока из
озера Ильмень, в 550 километрах к северо-западу от Москвы и в 190 километрах к юго-востоку от
Санкт-Петербурга. Координаты 58°31´ с.ш., 31°17´ в.д. Население — 217
тысяч жителей. Возможно, ни один из городов провинциальной России не обладает той славой
и тем неоценимым вкладом в русскую историю, как этот небольшой областной центр: 'старший брат'
Киева, куда 'сел' княжить Рюрик, и откуда вышли Владимир Красно Солнышко и Ярослав
Мудрый, столица Новгородской республики — одной из первых мировых демократий,
и, можно сказать, 'параллельного варианта' развития России, город, входивший в Ганзу
наряду с Ригой, Стокгольмом, Ростоком, Лондоном, и место, где сформировались совершенно
особая архитектура, иконопись, диалект — Новгород можно считать одним из городов,
без которых знакомство с Россией нельзя считать полным. |
|
Что смотреть | |
Время на осмотр: не менее двух дней
Бюст Александра Невского у железнодорожного вокзала.
Зачем ехать в Новгород:
Ориентация.
Исторический центр Новгорода занимает примерно треть городской территории, и расположен на обоих
берегах Волхова. Впрочем, старый Новгород был до основания разрушен в Великую Отечественную
войну, поэтому исторический центр представляет собой несколько десятков храмов и монастырей,
разбросанных среди советской застройки. Но в целом планировка
Новгорода имеет исключительно четкую структуру, и является своеобразной
достопримечательностью города.
Названия улиц. Новгородский Детинец
Стена Новгородского Кремля.
Новгородский Кремль, или Детинец — один из двух исторический центров столицы
Вечевой республики. Название 'Детинец' указывает на древность новгородской крепости,
так как детинцами назывались кремли еще в домонгольское время, и это слово означает
'место, где живут 'дети', а 'детьми', или 'отроками' в те времена называли княжеских дружинников.
Детинец был тем самым 'Новым городом', куда перенесли поселение с Рюрикова городища, а после
превращения Новгорода в республику стал резиденцией князя (который в Новгороде выполнял только
функции военноначальника) и епископа. Детинец — одна из первых на Руси каменных крепостей:
впервые Новгородский кремль был отстроен в камне Ярославом Мудрым в 1045 году. Однако нынешние
стены были возведены в 1480-е годы по приказу Ивана III
и являются образцом московской архитектуры. В то же время Детинец полностью сохранил старую
планировку и представляет собой вытянутый вдоль берега Волхова неправильный овал площадью
12,1 га. Длина стен Новгородского кремля составляет 1350 метров, высота в среднем 11 метров,
толщина в основании — около 3 метров, и, как и в Москве, стены Новгорода увенчаны зубцами
типа 'ласточкин хвост'. Вокруг стен проходит глубокий крепостной ров, и в целом новгородские
укрепления выглядят очень внушительно.
Памятник 'Тысячелетие России'.
Первое сооружение, обращающее на себя внимание в Детинце — памятник
'Тысячелетие России', установленный в 1862 году, в честь тысячелетней годовщины призвания варягов
на Русь — 'точки отсчета' русской истории. Конкурс на проект для памятника был открыт
в 1857 году, и выиграл проект никому тогда неизвестного художника
Михаила Микешина
и выпускника Академии художеств скульптора
Ивана Шредера.
Первый эскиз памятника был нарисован Микешиным на салфетке в столовой Академии художеств сразу
после объявления конкурса, а позднее этот памятник принес молодому скульптору славу — Микешин
стал великим скульптором, которому принадлежат также памятники Богдану Хмельницкому в Киеве и
Екатерине Великой в Петербурге. 'Тысячелетие России' — настоящий шедевр русского монументального
искусства. Памятник представляет собой одновременно царскую державу, шапку Мономаха и вечевой
колокол, и состоит из трех ярусов, олицетворяющих Православие (крест, коленопреклоненная фигура
России и ангел, благословляющий ее), Самодержавие (фигуры правителей, оставивших наибольший след в
русской истории, и аллегории их деяний), Народность (фигуры многочисленных 'государственных людей',
писателей, художников, просветителей, военных людей и героев) — всего 128 фигур тех, кто тем
или иным образом повлиял на судьбу России в 862—1862 годах. Здесь перечислять все фигуры
'Тысячелетия России' не имеет смысла, для осмотра памятника лучше всего воспользоваться
путеводителем (редакция рекомендует путеводитель 'Новгородская область' издательства 'Вокруг света').
Софийский собор. В эпоху Древней Руси и Вольного Новгорода Софийский собор был не только культовым, но и вообще духовным центром Северной Руси. Здесь хранилиась в тайниках казна (и, возможно, хранится до сих пор), 'у Святой Софии' новгородцы брали деньги на все важнейшие начинания, здесь принимались те решения, которые нельзя было выносить на вече (существовал даже особый метод выбора по жребию: все варианты писались на берестяных грамотах, а затем грамоты, кроме одной, брал ребенок — оставшийся вариант 'выбрала Святая София'). Веками собор строился и украшался, и сейчас внутреннее убранство Софии представляет исключительный интерес. Правда, внутренний зал собора довольно довольно тесный и темный, а подлинные фрески 11 века были замазаны в 19 веке малоинтересной росписью, но все равно собор исключительно богат уникальными памятниками древней культуры. Когда-то огромный интерес представляло изображение Бога-Отца в центральном куполе, написанное со сжатой в кулак ладонью (по преданию, рука написанного Бога сама сжалась в кулак, так как Бог должен был держать ей город), но во время войны эта фреска была уничтожена прямым попаданием бомбы. Сейчас под куполом можно увидеть огромное (высота — 4,5 метра, размах — 3,5 метра, вес — 2 тонны) бронзовое четырехъярусное паникадило (люстру для свечей), изготовленное в Нюрнберге и подаренное собору Борисом Годуновым. Достопримечательность Софии — ее иконостасы, которых в соборе два. Успенский иконостас (центральный) считается одним из шедевров мирового церковного искусства и формировался много столетий, пока не приобрел окончательный вид в 1528 году. Иконостас не имеет каких-либо особых украшений, но почти все его иконы сохранились с 12—16 веков, и многие из них уникальны (в частности, икона Софии Премудрости Божьей — русское понимание этого термина отличалось от византийского, и подобные иконы были только в России). Напротив иконостаса стоит трон (молельное место) Ивана Грозного, созданный в 1572 году и украшенный сложнейшей резьбой. Все это во время войны было похищено немцами и возвращено в обезображенном виде, но в ходе реставрации (закончившейся лишь в 70-х годах) памятники удалось восстановить. Перед иконостасом установлена главная икона Софии — 'Знамение', написанная в 11 веке и, по преданию, спасшая город от суздальцев. Икона двусторонняя: на обратной стороне изображены апостол Павел и мученица Наталья перед Христом. Слева от Успенского иконостаса расположен каменный Алексеевский крест в круге (отдаленно похожий на каменные кресты кельтов и скандинавов), установленный в честь победы на Куликовом поле и интересный своими рельефами. Справа расположен Малый Рождественский иконостас, главная святыня которого — список с Тихвинской иконы Божьей матери. Около иконостаса покоятся мощи святителя Никиты (святой, ведший чистую и смиренную жизнь и дважды спасавший город молитвой — один раз от засухи, другой раз от пожара) и находится могила Мстислава Храброго. Правая часть Софии — так называемая Мартирьевская паперть, наиболее 'первозданная' часть собора, где сохранились подлинные фрески 1109 года (старейшие в России), а точнее, их фрагменты на сюжет 'Константин и Елена' и несколько небольших бессвязных участков. Разительно не похожие на нынешнюю роспись, эти фрески отличаются какой-то невероятной, одухотворенной, неземной красотой, которую сложно передать словами. У края паперти находятся могилы князя Владимира Ярославича (сына Ярослава Мудрого, княжившего в Новгороде во время строительства собора) и его жены Ирины (шведской княгини Ингеборги). А внизу паперти, под фресками, находится еще одна уникальная достопримечательность собора — древние граффити, вырезанные на стенах прихожанами и священниками и полустертые временем. Их содержание и годы создания, стиль письма и использованная графика крайне различны, но это тот неоценимый след, что оставили в храме люди, молившиеся здесь без малого 1000 лет.
Интерьер Софийского собора.
Напротив Софийского собора расположен Владычный двор — как бы
'крепость в крепости', где во время бунтов укрывалась новгородская знать. Наиболее интересное
здание здесь — Грановитая палата, одна из старейших
гражданских построек в России. Палата была построена в 1443 году немецкими зодчими и является
образцом европейской, почти что готической архитектуры. Долгое время это здание довольно
аскетичного вида было местом, где вершились судьбы Новгорода. В 1478 году здесь прочитал указ
о присоединении Новгорода к Москве Иван III, а в 1570 году здесь состоялся пир Ивана Грозного,
где царь получил донос о связях новгородцев с Литвой, за которым и последовал разгром Новгорода.
Позднее в палате была устроена церковь, а с 19 века и до наших дней здесь помещается
музей древнерусского и русского ювелирного и декоративно-прикладного
искусства (в 2007 году на ремонте, часть экспозиции выставлена в Историческом музее).
Над Грановитой палатой высоко поднимается белая часозвоня —
восьмигранная часовая башня, построенная в 17 веке в формах московской архитектуры.
Часовые башни на Руси в те времена были редкостью, и подобная постройка могла возникнуть
лишь в насквозь 'европейском' Новгороде. Здесь же расположены три каменных здания первой
половины 17 века: Лихудов корпус (в котором помещалась
Славяно-греческая академия братьев Лихудов), и Никитский и
Ивановский корпуса — бывшая резиденция новгородского епископа.
Ярославово Дворище и Торг
Софийская сторона Торговая сторона
Церковь Спаса на Ильине (1374).
Торговая сторона, расположенная на правом берегу Волхова, формировалась вокруг Ярославова Дворища и
Торга, и по количеству достопримечательностей значительно превосходит Софийскую. Однако Торговая
сторона не сохранила исторической планировки и застраивалась по прямоугольному плану,
утвержденному Екатериной II в 1778 году — это привело к тому, что расположение древних
церквей кажется не совсем логичным.
Церковь Апостола Филиппа и Николая
Южнее, на пересечении улиц Знаменской и Никольской, располагается интересная и очень необычная
церковь постола Филиппа и Николая Чудотворца (1383—1384),
представляющая собой две не связанные между собой церкви под одной крышей и одними куполами.
Интересны островерхие закомары, и будто бы двойное пятиглавие (две центральные главы и 4 боковых),
где купола отличаются необычной формой и крыты осиновым лемехом. В церкви, в резном киоте, хранится
частица мощей Святого Пантелеймона. Еще южнее, в конце Знаменской улицы, находятся
церкви Ильи Пророка на Славне (1198—1202, изуродована и
превращена в жилой дом) и Петра и Павла на Славне (1367, практически
абсолютный канон новгородского стиля). Рядом с Торгом расположены церкви
Михаила Архангела на Торгу и Благовещения
на Торгу. Юрьево
Георгиевский собор Юрьева монастыря (1119).
В полутора километрах далее располагается Юрьев монастырь — самый большой, красивый и
древний из монастырей Великого Новгорода, хорошо видимый с пешеходного моста около Детинца.
Основанный Ярославом Мудрым, монастырь долгое время оставался богатейшим в Новгородских землях.
В начале 12 века здесь возвели крупнейший в городе каменный собор, процветание монастыря продолжалось
вплоть до присоединения Новгорода к Москве, а затем, с 16 века, начался упадок, усугубившийся
после секуляризации екатерининских времен. Однако в начале 19 века, после того как княгиня
Анна Алексеевна Орлова-Чесменская завещала монастырю все свое состояние,
началось возрождение Юрьева монастыря. Перед революцией монастырь насчитывал 8 церквей и
занимал огромную территорию. До наших дней монастырский ансамбль дошел со значительными утратами,
но все равно представляет огромный интерес.
Витославлицы
Изба Марии Дмитриевны Екимовой из Еще в полукилометре севернее Юрьева монастыря, по пути все того же автобуса ?7, находится музей деревянной архитектуры Новгородской области 'Витославлицы'. Создание музея началось в 1964 году, когда сюда привезли церковь из деревни Курицко, и таким образом Витославлицы стали третьим музеем деревянного зодчества после Кижей и Малых Корел. В настоящее время в Витославлицах представлено более 30 деревянных построек, и, несмотря на отсутствие полностью уникальных экспонатов, это один из лучших музеев деревянного зодчества в России. Здесь наиболее доступно и полно представлена архитектура северной избы, где все жилые и хозяйственные постройки находятся под одной крышей (поражает огромный размер изб, и теснота собственно жилой части). На главной улице музея выставлены в ряд избы: Туницкого из деревни Пырищи (восстановлен интерьер), Шкипарева из деревни Частово (выставка изделий из бересты), Екимовой из деревни Рышево (восстановлен интерьер, выставка орудий обработки льна) и другие. Помимо изб, в музее можно видеть колодцы, амбары, бани, кузницы, мельницы и т.д. — набор построек, когда-то встречавшийся на севере в каждой деревне. Однако едва ли не более интересны деревянные церкви, так как в Витославлицах представлены все основные типы северных деревянных церквей: шатровые (церковь Рождества Богородицы из села Передки, 1531 — самая древняя и большая церковь в музее, имеет три шатра), клетские (Никольская церковь из деревни Тухоля, 17 век, и несколько небольших примитивных церквей), ярусные (Никольская церковь из деревни Высокий Остров, 1757, представляет собой характерный для того времени 'храм кораблем', Никольская церковь из села Мякишево, 1642), а, кроме того, в Витославлицах представлена украшенная богатой резьбой часовня из деревни Каширы 18 века (в которой размещается экспозиция вышивки) и Успенская церковь из села Курицко (1595) — простой шатровый храм, преставляющий собой высокий столп — церковь выполняла роль маяка на озере Ильмень. Кроме того, на территории Витославлиц находится усадьба графини Орловой-Чесменской — одной из богатешейшей женщин своего времени, безутешной вдовы, нашедшей спасение в православии и завещавшей все свое состояние на возрождение соседнего Юрьева монастыря. В ее доме находится этнографическая экспозиция. Музеи Исторический музей (Кремль, Присутственные места. Телефон (8162) 27-36-08, 27-36-91, 27-37-70. Часы работы 10:00—18:00, кроме вторника) — один из лучших музеев страны, включает многочисленные экспонаты по всей истории Великого Новгорода. Однако наиболее интересны те предметы, которые сохранились со времен Новгородской республики, в том числе берестяные грамоты (распространение берестяных грамот, а значит, и грамотности, в Новгороде было очень велико, грамоты после прочтения выбрасывались, и археологи находили их во дворах людей самых разных сословий), древнерусские музыкальные инструменты, актовые печати, новгородские ножи (а в Новгороде уже в средние века был известен секрет самозатачивающейся стали, и нож из подобного материала мог служить десятилетиями), фрагменты деревянных мостовых. Второй этаж музея (открыт с 10:30) — экспозиция икон новгородской школы, в том числе 'Петр и Павел' (11 век), 'Никола Липный' (13 век), 'Борис и Глеб', а также единственная в своем роде икона 'Битва новгородцев с суздальцами'. Экспозиция 'Древнерусское и русское ювелирное и декоративно-прикладное искусство' (Кремль, Грановитая палата, 10:00—17:00, кроме среды) — здесь представлена многочисленная утварь из новгородских церквей, художественные и ювелирные изделия, найденые при археологических раскопках. Выставленные здесь предметы, отличающиеся редкой красотой и сложностью, свидетельствовали об очень высоком уровень развития ремесел в Новгороде. Экспозиция в Грановитой палате заслуживает обязательного посещения. Софийский собор (8:00—20:00, экскурсии в 14:00 и 16:00, в 10:00 и 18:00 службы, в понедельник и вторник — только утренняя служба). Софийская звонница (в летнее время, 10:00—17:30, обед 13:00—13:30) — смотровая площадка и экспозиция действующих колоколов. Башня Кокуй (в летнее время, 10:00—19:00, обед 14:00—15:00, кроме понедельника и четверга) — смотровая площадка. Выставка 'Спасенные Фрески' (Ярославово Дворище, в Воротной башне Гостиного двора, 10:00—16:00, кроме понедельника и вторника). Расположенная на Ярославовом Дворище выставка — пример еще одного, на этот раз культурного подвига Великой Отечественной войны. До войны вокруг Новгорода располагалось несколько древних церквей с прекрасно сохранившимися фресками, но все эти церкви погибли, когда через город проходила линия фронта. И лишь в одной из них — церкви Спаса на Ковалеве — удалось спасти часть росписи. После войны реставраторы по черепкам собирали осколки фресок в руинах церкви, и складывали из них цельные фрагменты. Сейчас несколько десятков подобных фрагментов можно увидеть на витринах выставки, и неизвестно, в чем большая ценность этих фресок — в их древности, или в подвиге спасших их реставраторов. Выставка фотографий 'Прогулка по старому Новгороду' (Ярославово Дворище, в церкви Георгия на Торгу, 11:00—17:00, кроме понедельника и вторника) — экспозиция дореволюционных черно-белых фотографий с видами Новгорода конца 19 — начала 20 века. Картинная галерея Новгородского музея (Софийская площадь, в старинном особняке, 10:00—18:00, кроме понедельника) — большое собрание русской живописи 17—19 веков, в том числе коллекция уникальной портретной миниатюры. |
|
Окрестности | |
Церкви окрестностей Новгорода2.
В окрестностях Новгорода когда-то было множество храмов 12—14 веков, известных,
к тому же, прекрасно сохранившимися фресками того же времени. Но ни одна из этих церквей не
пережила Великой Отечественной войны, когда Новгород в течение двух с половиной лет был
передним краем обороны Красной Армии. В окрестностях древнего города шли тяжелейшие бои,
и церкви стали их жертвой. Позднее здания храмов были восстановлены, но спасти внутреннее
убранство уже не удалось.
Монастыри окрестностей Новгорода. Хутынь3 — село в 10 километрах севернее Новгорода, в устье Малого Волховца (правый берег Волхова), где находится легендарный Варлаамо-Хутынский монастырь, бывший для Новгорода тем же, чем для Москвы — Троице-Сергиева Лавра. Координаты 58°35´ с.ш., 31°24´ в.д. Святой Варлаам, живший на рубеже 12—13 веков, прославился еще при жизни многочисленными чудесами, и считался покровителем Новгорода. Им же был основан монастырь в местечке Хутынь. Однако ансамбль монастыря полностью относится к московским временам. Центр монастырского ансамбля — огромный, кубический Преображенский собор — был построен в 1515 году повелением Великого князя Василия Ивановича по образцу Успенского собора в Москве, и в целом похож на Успенские соборы в Туле, Рязани или Астрахани. В приделе собора находится могила Державина, где Гавриил Романович был похоронен в 1816 году. Другая примечательная постройка — трапезная с церковью Варлаама (1552), а кроме того, в монастыре есть святое место — холмик, насыпанный еще Варлаамом с часовенкой на вершине. Считается, что хождение по этому холмику босиком способствует исцелению от многих болезней. По дороге в Хутынь расположен пригородный Деревяницкий монастырь, основанный в 1335 году, от которого сохранилась единственная постройка — Воскресенский собор 1698—1700 годов. Достичь Хутыни можно на автобусе ?121.Вяжищи3 — деревня в 12 километрах севернее Новгорода, около завода 'Акрон', где находится не обладающий столь значительной историей, но тем не менее исключительно интересный ставропигальный (с 1995 года) Николо-Вяжищский монастырь, который можно считать красивейшим из монастырей новгородских окрестностей. Координаты 58°37´ с.ш., 31°10´ в.д. Главная достопримечательность монастыря — разноцветные изразцы, украшающие все монастырские постройки. Всего здесь использовано 35 видов изразцовой плитки, изразцы встречаются не вкраплениями, а покрывают большие площади, и от этого вид монастырских построек становится совершенно потрясающим. В монастыре четыре храма: собор Николая Чудотворца (1688 год) в московском стиле с сильным влиянием новгородской архитектуры, украшенный двумя лестницами причудливой формы, огромная, но легкая трапезная церковь Иоанна Богослова (1695) с колокольней (отличается особым богатством изразцов), церковь Евфимия Новгородского (где покоятся мощи святого Евфимия — новгородского епископа, при котором монастырь достиг наивысшего расцвета) и Вознесенская церковь. По дороге в Вяжищи находится пригородный Сырков монастырь, от которого уцелел законсервированный Владимирский собор 16 века с довольно интересной формой кровли, но обезглавленный. Добраться до Вяжищ можно на автобусе ?123, либо электропоездом сообщением 'Новгород - Рогавка'.Хотяж2 — деревня южнее Новгорода, достопримечательностью которой является Клопский монастырь. Координаты 58°23´ с.ш., 31°08´ в.д. Монастырь в честь Живоначальной Троицы долгое время был центром паломничества к мощам новгородского юродивого Михаила Клопского. В войну монастырь был разрушен, и уцелел только Троицкий собор 16 века — уникальный многопредельный храм, где основной объем символизирует Москву, а шесть сдвоенных приделов символизируют покоренные русские земли, 'собранные' вокруг Москвы — посвящение каждого придела содержит намек на определенный город. К собору пристроена небольшая бесстолпная трапезная того же времени. Однако катастрофическое состояние построек делает посещение Клопского монастыря интересным лишь для специалистов.Сиверсов и Вишерский каналы2 — около Новгорода расположен второй (после собственно Вышнецволоцкого) рукотворный участок Вышневолоцкой водной системы — старейшего в России искусственного водного пути, соединявшего Волгу с Невой: вверх по Тверце, через искусственные каналы в Цну, из Цны через Мстинское озеро в Мсту, из Мсты через Ильмень в Волхов, по Волхову — в Ладожское озеро и Неву. При этом вся система лишь в двух местах имела искусственные соединения: в Вышнем Волочке и в Новгороде (не считая Ладожских каналов в Ленинградской области, общих для нескольких водных систем). О каналах и шлюзах Вышнего Волочка позднее будет отдельная страница, в Новгороде же Вышневолоцкую водную систему представляют два некогда судоходных канала: Сиверсов и Вишерский, предназначенные для спрямления пути из Мсты в Волхов в обход озера Ильмень (на котором нередко возникали шторма). Оба канала были вырыты стараниями новгородского губернатора Якова Сиверса, строителя Вышневолоцкой, создателя Мариинской и Тихвинской водных систем. Сиверсов канал, прорытый в 1798—1803 годах, соединяет напрямую Мсту и Волхов, имеет длину 10 километров. Вход находится в черте Новгорода, однако этот канал был неудобен и часто пересыхал. Прорытый позднее Вишерский канал соединял Мсту с притоком Волхова Вишерой и оказался более эффективным в использовании. В настоящее время каналы представляют собой просто протоки, заполненные стоячей водой и заросшие. Шлюзов, бейшлотов или каких-то других гидротехнических сооружений на каналах не сохранилось.Озеро Ильмень2 — одно из крупнейших озер Европейской России (площадь — 982 км2), со всех сторон окруженное непроходимыми болотами и ивовыми рощами. Озеро Ильмень (название финно-угорское, происходит от слова 'Илм' — 'погода', то есть 'Делающее погоду') интересно не столько как памятник природы, сколько как важный культурно-исторический объект. Ильмень долгое время был ключевым звеном многочисленных водных систем, связующих разные регионы Руси и России. Вытекающий из Ильменя Волхов вел к Балтике, реки Шелонь и Ловать позволяли по волокам попасть в Днепр и Западную Двину, Мста через Цну и Тверцу выводила к Волге. Таким образом Ильмень долгое время был узлом сначала 'Пути из Варяг в Греки', потом Вышневолоцкой водной системы. Через Ильмень осуществлялась связь сначала между Киевом и Новгородом, потом между Москвой и Санкт-Петербургом. И кажется закономерным, что вольный и богатый Великий Новгород, положивший начало Руси, возник именно на берегах Ильменя. |
|
Практическая информация | |
Время московское. Питание. С этим в городе проблем нет.
Размещение. Новгородские гостиницы — одни из лучших в России,
так как почти все они по качеству находятся на европейском уровне, в то время как цены в
них гораздо ниже, чем в других городах России (например, в Пскове или Твери).
В Новгороде расположено большое количество гостиниц, сведения о которых легко найти на специализированных сайтах, например, здесь и здесь. Ниже перечислены лишь отели более высокого класса.
|
|
Дополнительные ресурсы | |
|
|
Фотографии — Город | |
Волхов и вид на Софийскую сторону. Фото: Екатерина Манаенкова.
Крестовоздвиженский собор Юрьева монастыря (18 век). Фото: Екатерина Манаенкова. © Фото авторов |
|
Фотографии | |
Витославлицы. Клетская церковь Троицы из Реконьской Пустыни Любытинского района (1672—1676). Фото: Инна Драбкина.
Витославлицы. Мельница начала 20 века из деревни Ладощина Солецкого района. Фото: Екатерина Манаенкова.
Витославлицы. Улица. Часовня 18 века из деревни Кашира Маловишерского района. Фото: Екатерина Манаенкова
Витославлицы. Фото: Екатерина Манаенкова © Фото авторов |
|
  |
Автор страницы: Илья Буяновский. Фото: Инна Драбкина, Екатерина Манаенкова, Олег Манаенков. Дополнения: Ярослав Блантер.
Последнее обновление: 14.06.11.
2011 © Путеводитель по России. Все права принадлежат авторам.