Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.moscowuniversityclub.ru/home.asp?artId=7125
Дата изменения: Sun Apr 10 01:37:08 2016
Дата индексирования: Sun Apr 10 02:37:07 2016
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: юпитер
Клуб выпускников МГУ: Пушкин под синусом. Какой он, образованный человек XXI века
 
Вход Регистрация
Контакты Новости сайта Карта сайта Новости сайта в формате RSS
 
 
Новости для выпускников
МГУ им.Ломоносова
SUBSCRIBE.RU
 
База данных выпускников
 
 
Рассылки Subscribe.ru
Выпускники МГУ
Выпускники ВМиК
Долголетие и омоложение
Дайв-Клуб МГУ
Гольф
Новости психологии
 
Рассылки Maillist.ru
Выпускники МГУ
Активное долголетие, омоложение организма, геропротекторы
 

Пушкин под синусом. Какой он, образованный человек XXI века

Юрий Медведев

Виталий Гинзбург: Познавать новое - ни с чем не сравнимое удовольствие.На вопрос назойливого журналиста, что такое образование, Альберт Эйнштейн ответил: "Это то, что остается в голове, когда забываешь все, чему учили". Сегодня само понятие "образованный человек" многими трактуется очень своеобразно. Если кто-то не может назвать авторов, скажем, "Капитанской дочки" или "Казаков", то его записывают в невежды. Мол, как же можно не знать азы, которые изучают в школе.

Но вот я самым разным людям задаю детский вопрос из курса школы: почему меняются времена года, зима приходит вслед на осенью, лето за весной. Ответ очень многих звучит так. Дело якобы в том, что меняется расстояние от нашей планеты до Солнца. Но это в корне неверно. Причина совсем другая: земная ось наклонена, а потому наша планета в течение года освещена неравномерно. Я считаю, тот, кто этого не знает, столь же необразован, как и не знающий автора "Капитанской дочки".

Сегодня, когда в обществе бурно обсуждается реформа образования, спорят, чему и как учить, все громче раздаются голоса, что нагрузка на ученика становится непомерной. Надо чем-то жертвовать. Для многих выбор для урезания очевиден. Зачем мучить бедного школьника синусами и логарифмами? Зачем ему изучать в таких объемах физические законы и химические формулы? Ведь подавляющему большинству выпускников в жизни все это не пригодится.

Кто-то скажет, что подобное мнение озвучивает тот, кто имеет отношение, говоря, конечно, очень условно, к сфере культуры. Но ведь именно она диктует моду в СМИ, а голоса ученых почти неслышно. Кстати, буквально накануне Дня знаний многие довольно известные люди театра, кино, эстрады перед многомиллионной телевизионной аудиторией с юмором вспоминали, с каким ужасом они ходили на уроки химии или физики.

К сожалению, должен констатировать, что в нашем обществе наблюдается равнодушие и даже отрицательное отношение к естественным наукам. Признаки "болезни" очевидны. Сильно упали тиражи научно-популярных журналов, с экранов телевидения пропали научно-познавательные программы, в списке престижных профессий ученый замыкает второй десяток, в то время как в США занимает второе место после врача. Зато у нас буйным цветом расцветает лженаука. Словом, времена, когда физики были в почете, уходят в прошлое.

Но совершенно очевидно, что школу потому и называют общеобразовательной, что она должна учить всему. Ученик должен знать и синусы, и автора "Капитанской дочки". И не только потому, что заранее неизвестно, какую в будущем дорогу в жизни выберет выпускник. Вопрос гораздо глубже.

Что такое в XXI веке образованный человек? А, утрируя, должен ли будущий Пушкин знать, к примеру, как устроен атом, что такое двойная спираль ДНК, черная дыра, Большой взрыв? В наше время такие знания - это, по сути, таблица умножения. Без представления о них наш удивительный мир оказывается неполным. Замыкаясь в сугубо гуманитарной сфере, человек себя обделяет, осознавая только какие-то фрагменты мироздания, причем нередко не самые интересные и поразительные.

Задача школы - дать каждому, повторяю, каждому ученику именно объемную, а не плоскостную, однобокую с креном только в естественные или гуманитарные науки картину мира. Освоить эту объемную "науку" в пределах школьной программы по силам любому человеку со средними способностями. Было бы желание.

Здесь важен еще один момент, на который обратили внимание ученые. Эйнштейн говорил, что Достоевский дает ему больше, чем общение со многими учеными. Многие физики, математики, химики знают наизусть огромное количество стихов, прекрасно рисуют, играют на музыкальных инструментах. Чем это объяснить? В последнее время нейрофизиологи установили, что у "физиков" и "лириков" более активно работают разные части мозга. А потому только многосторонний человек на полную мощность использует этот самый удивительный инструмент, который нам дан природой. Зачем же, уже начиная со школьной скамьи, ограничивать себя, деля предметы на "любимые" и "ужасные".

Кроме того, давно замечено, что люди, даже не являющиеся учеными, а просто интересующиеся наукой, обладают, если можно так выразиться, "стойким" мышлением. Ими очень трудно манипулировать, навязывать политические взгляды, а уж тем более заставить поверить в разные небылицы и чудеса, которыми забиты СМИ. Это крайне важно именно сейчас, когда со страниц газет и журналов, с экрана телевидения идет вал самой разной информации, нередко рассчитанной на дешевые сенсации.

Эталонная лженаука

Именно недостаток элементарных знаний является главной причиной нынешнего засилья лженауки. Иначе как объяснить высокий рейтинг телепередач и статей, оболванивающих публику. Ведь спрос рождает предложение. Кстати, известно, что, например, в США всяческие маги, астрологи, колдуны особым спросом пользуются именно в не жалующей науку богемной среде, каждое слово которой ловят миллионы поклонников.

Я много раз выступал против астрологии, которую называю "эталонной лженаукой". В ней как в капле воды проявляются все "лучшие" черты любой лженауки. Абсурдность астрологии очевидна каждому, кто из школьного курса физики помнит законы Ньютона. Ведь сидящий рядом с вами сосед своим гравитационным полем воздействует на вас сильней, чем далекие планеты. Ее абсурдность доказана и многочисленными статистическими исследованиями гороскопов, составленных популярными астрологами. И тем не менее все эти доводы на многих людей не действуют.

Но самое печальное, что не слышат их и руководители СМИ. На мои обращения получаю один и тот же ответ: ваше отношение к астрологии разделяем, но... И все остается по-прежнему, астрологи процветают, а наука уходит со страниц печатных изданий и экранов телевидения. Причина ясна, ее и не скрывают - рейтинги и деньги. По этой логике живет "желтая пресса". Но, казалось бы, у центральных изданий, претендующих на звание серьезных, должен быть иной подход. Невозможно себе представить, чтобы "Таймс" или "Вашингтон пост" отдавали свои страницы гороскопам.

Какое все это имеет отношение к образованию? Самое прямое. С одной стороны, сейчас в обществе горячо спорят, каким быть образованию, власть начинает выделять на него уже довольно приличные суммы, а с другой - на читателей и зрителей обрушивается вал лженауки. Причем он не встречает никакого сопротивления со стороны ученых, так как их критика в адрес лженауки СМИ не интересует. Разве это не прямое одурачивание ши