Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.mmonline.ru/message/2909/print/
Дата изменения: Unknown Дата индексирования: Mon Feb 4 21:57:43 2013 Кодировка: Windows-1251 Поисковые слова: phoenix |
MMOnline – Информационный портал о мехмате МГУ |
|
Этот материал доступен в сети по адресу: http://www.mmonline.ru/message/2909/ |
|
06.12.03 12:25 | Каким будет образование в США через 10 лет |
По прогнозам министерства образования США, в следующие 10 лет число молодых людей в возрасте 18-24 лет вырастет с 27,3 млн до 30,5 млн человек. В результате абитуриентов в американских вузах станет больше на 16%. Среди них число представительниц слабого пола возрастет с 8,7 млн до 10,3 млн, поступивших на последипломное образование станет больше на 12%, рост числа школьников в частных школах составит 17%, а в государственных - 15%. При этом, если ситуация будет развиваться предсказуемо, только 16% от сегодняшнего количества студентов высших учебных заведений в возрасте 18-24 лет будут учиться очно и проживать в кампусах университетов. Свыше половины студентов высших учебных заведений будут учиться по заочной схеме, 80% намерены работать параллельно с получением высшего образования. Появление дистанционного образования можно определить как 'виртуальную революцию': сегодня 3 млн американских студентов собираются получить высшее образование дистанционным методом, не переступив порога университета или колледжа. Уже сейчас в американском университете Феникса (University of Phoenix) из 140 000 студентов 60 000 обучаются дистанционно, из них только 4 000 являются иностранцами. Акции группы 'Аполло', которой принадлежит университет, выросли с января 2000 года на 500%. Университет Феникса не составляет конкуренции прославленным вузам, входящим в Лигу плюща (Ivy League), но вполне может состязаться по популярности и уровню образования с государственными университетами и небольшими частными колледжами. Причем в этом сегменте образовательного рынка дела идут удачно далеко не у всех: например, из-за сокращения финансирования в США за последние 10 лет были закрыты свыше 200 колледжей. Все большее распространение получает зачисление в университеты через интернет. Несмотря на то что эта тенденция увеличивает загруженность приемных комиссий, количество вузов, предлагающих онлайновую форму зачисления, увеличилось в 2001 году с 75% до 83% от общего числа. Бизнес не остается в стороне от этого процесса: такие фирмы, как Docufide и Xap.com, предлагают выпускникам средних школ электронную версию их документов о среднем образовании. Больше половины выпускников американских школ поступают в общественные колледжи (community college). Так как сражение за топ-университеты усиливается, общественные колледжи начинают выдвигать повышенные требования к абитуриентам и улучшать академические образовательные программы. В результате они становятся в ряде штатов своеобразными пропускниками в рейтинговые американские вузы. Например, колледж Miami-Dade, расположенный во Флориде, принимает на дипломные программы выпускников средних школ, имеющих SAT не менее 1200 или GPA 3,7. В результате такой приемной политики несколько выпускников колледжа поступили в престижные Колумбийский университет (Columbia University), Йель (Yale University) и Джорджтаун (Georgetown University). Общественные колледжи также стремятся заключать договоры с университетами, чтобы обеспечить плавный переход студентов из колледжа в университет. 33% поступивших в прошлом году в калифорнийский Беркли (Berkley) составили выпускники колледжей, тогда как выпускники средних школ составили всего 26%. Всего в 1100 американских общественных колледжах обучается свыше 50% выпускников школ, или 44% от всех студентов бакалаврских программ. 20% от ныне работающих преподавателей начинали свое обучение в колледжах. Если принимать во внимание национальный состав, то, согласно отчету Американской ассоциации общественных колледжей, третью часть студентов составляют национальные меньшинства. Особенно их число велико в штатах Флорида, Калифорния и Техас. Женщин, учащихся в колледжах, заметно больше, чем мужчин: например, в 2000 году на 100 мужчин приходилось 128 женщин. К 2010 году эти показатели составят 100 и 138 соответственно. Среди женщин чаще всего получают степень бакалавра опять же представительницы Азии и испаноговорящих стран. Процент женщин, получивших образование по той или иной медицинской специальности, увеличился за период с 1970 по 2000 годов с 8,4% до 42,7%, в юриспруденции - с 5,4% до 54,9%, а у получивших степень МВА - с 3,6% до 39,8%. Рост числа студентов в США легко объясним: доходы окончивших колледж в среднем заметно выше, чем у их сверстников, ограничившихся средней школой. Статистика говорит, что на сегодняшний момент выпускники колледжей в течение всей жизни зарабатывают на 1 160 000 долларов (мужчины) и на 600 000 долларов (женщины) больше, чем выпускники средних школ. На развитие образования Америка тратит 1,1% от годового дохода на душу населения. Это средняя цифра: она меньше, чем в Финляндии с ее рекордными 1,7%, но значительно больше, чем в Великобритании, у которой этот показатель составляет 0,3%. Вместе с тем именно проблема финансирования высшего образования становится в Америке одной из самых болезненных тем. Сокращение белого населения, являющегося основным плательщиком налогов, и увеличение количества представителей так называемого цветного населения, доходы которых в среднем по стране в два раза ниже, приводят к более низкой налогоплатежности населения в целом. Нельзя забывать и о значительных бюджетных расходах, которых потребовали меры чрезвычайной безопасности после атаки на башни-близнецы и последующая война в Ираке. Результат - недобор налогов, который сказывается и на сокращении средств, выделяемых на образование на уровне штатов, и к урезанию федеральных источников финансирования. Прибавьте к этому также экономический кризис и увеличение числа безработных. Впрочем, не только проблема финансирования стоят перед американским образованием. Вторая проблема - математика. Если такой показатель, как литературная грамотность 15-летних американских школьников находится примерно на уровне этого показателя их сверстников из других промышленно развитых стран, то всего 17% выпускников средних школ США имеют приемлемый уровень знаний по математике. Ежегодный отчет Национального центра образовательной статистики содержит любопытные цифры: оказывается, уровень знаний по математике в американских школах обратно пропорционален количеству бесплатных завтраков. Т. е. количество 'математиков' в школах сокращается, в то время как количество бесплатных едоков увеличивается.
При этом, как мы уже отмечали, в целом число абитуриентов и студентов растет. Несмотря на то что 70 млн человек, относящихся к трудоспособному американскому населению, не имеют степени бакалавра, а 75% населения старше 25 лет и не помышляют о получении высшего образования, количество выпускников школ, ежегодно поступающих в вузы, приблизилось к 60%. Учебных заведений, в которых можно получить высшее образование, становится все больше. Современные технологические возможности способствуют возникновению международных высших учебных заведений, не умещающихся в рамках привычных образовательных границ. Поэтому, по мнению Артура Левина, в настоящий момент можно было бы предложить следующую классификацию вузов: Еще одна характерная тенденция: высшее образование становится более индивидуализированным. Теперь прежде всего сам студент, а не вуз, определяет свой учебный план. Поэтому роль высших учебных заведений в образовательном пространстве начинает меняться, а фокус в передаче знаний начинает смещаться от широкого 'преподавания' к более избирательному 'обучению', которое предполагает обдуманный выбор курсов и преподавателей. Впрочем, не только студенты становятся более свободными от традиционного преподавания. Профессорско-преподавательский состав благодаря современным коммуникациям в ближайшие годы также будет все меньше привязан к конкретному вузу. Итак, подводя итог, можно выделить 4 тенденции в развитии вузовского образования в США в ближайшее десятилетие. Это движение в сторону присвоения квалификаций, связанных со способностью личности к определенной работе, более тесное сотрудничество с индустрией, более интенсивное использование передовых технологий и смена парадигмы преподавание - обучение на обучение - преподавание. Материал на основе открытых источников подготовлен Маргеритой Дэннис, университет Саффолка (Suffolk University), США. |
|
Copyright © 2000−2010 MMOnline.Ru | http://www.mmonline.ru/ |