В
Австралии идет подготовка к испытанию самого быстрого scramjet-двигателя. В
случае успеха он будет также самым дешевым прототипом, имеющим в 150 раз
меньшую стоимость, чем аналог из программы НАСА Hyper-X.
Появление очередного scramjet-двигателя - результат проекта HyShot,
стоимостью 1.25 млн. долларов, возглавляемого Университетом Квинсленда. Запуск ракет
Terrier-Orion, оборудованных новыми двигателями, намечен на 25 октября из
Вумера, что на 500 км южнее Аделаиды.
Второй запуск ожидается 30 октября. В этом случае
испытываться будет британская scramjet-технология компании QinetiQ, некогда входившей
в Оборонное агентство научных исследований.
Обе scramjet-технологии рассчитаны на скорость в 7,6
Маха (2,3 километра в секунду), что позволит когда-нибудь людям добираться от
Лондона до Сиднея всего за два часа. Прямоточные воздушнореактивные двигатели
сверхзвукового горения (scramjet), как и турбореактивные двигатели, используют для
окисления топлива атмосферный кислород, в то же время у них нет движущихся
частей. Scramjet перемещаются на сверхзвуковых скоростях, которые буквально
загоняют воздух в двигатель, сжимая его без помощи вращающихся лопастей. Когда сжатый
воздух
перемешивается с топливом и смесь возгорается, его темпаратура и давление повышаются до
значительно бОльших величин, чем в обычных двигателях.
По словам Рассела Бойса (Russell Boyce) из Австралийской военной
академии, температура воздуха до попадания в двигатель составляет около -50°C, после
сгорания - 1700°C; давление возрастает в 1000 раз по сравнению с
начальными 0,03 атмосферами.
Предполагается, что в ходе испытаний HyShot достигнет
высоты в 300 км, прежде чем возвратится в атмосферу Земли. На расстоянии 35 км
от поверхности начнется пятисекундная передача данных по радиолинии. Собирающий
данные бортовой компьютер будет выброшен на парашюте перед столкновением аппарата
с землей. Однако,
даже если его не удастся спасти, в руках ученых уже будут данные,
собранные в течение 10-минутного полета.
Константин Зайцев