РОССИЯ - ЕВРОПА
Франция выступает за активное сотрудничество России и ЕС
в рамках политики европейской обороны, рассматривая его как
один из противовесов попыткам новой американской администрации
ограничить стремление Европы к более независимой политике
безопасности. Об этом свидетельствует визит французского министра
обороны А.Ришара в Москву 16-17 января. Париж видит в России
ведущего стратегического партнера Европы, поддерживает идею
участия российских воинских контингентов в операциях ЕС по
урегулированию кризисов. Схожие оценки прозвучали и во время
переговоров в Москве премьер-министра Финляндии П.Липпонена
(23-24 января) и в ходе визита министра иностранных дел Германии
Й.Фишера (12-13 февраля).
Обсуждение вопросов 'европейской обороны' с лидерами стран
ЕС происходило на фоне заявлений представителей новой администрации
США, из которых следовало, что, с точки зрения республиканцев,
создание Евросоюзом своих собственных сил, стремление ЕС четко
обозначить свою идентичность в сфере безопасности подрывают
саму основу атлантического альянса и что США не будут, как
прежде, терпимо относиться к укреплению военной роли ЕС.
Различия в понимании США и Европой того, как обеспечить безопасность
через 10-20 лет, отражают меняющиеся умонастроения по обе
стороны Атлантики. Источники основных вызовов безопасности
США находятся вне европейских пределов, тогда как Европа сталкивается
с кризисами и конфликтами на 'своей' территории. Эти расхождения
дают России некоторые возможности расширить свое участие в
определении характера европейского порядка безопасности, но
при условии, что оно не будет основываться на акцентировании
трансатлантических противоречий.
В отношениях России с Европой остаются нерешенными вопросы,
которые Москва не первый год ставит перед ЕС, - признание
РФ страной с рыночной экономикой, упразднение антидемпинговых
барьеров. Отказ признать рыночный статус российской экономики
оборачивается тем, что ЕС ведет 13 антидемпинговых процессов
в отношении экспорта ряда российских товаров (сталь, металлопрокат,
меха), в результате Россию вытесняют с европейских рынков
другие государства (по мехам, например, ее место начинает
занимать Канада). Видимо, разрешения этих противоречий можно
ожидать лишь с вступлением России в ВТО. ЕС подтвердил свое
обещание помочь вхождению РФ в ВТО.
Саммит Россия-ЕС, прошедший 17 мая в Москве, показал все
еще большой разрыв в понимании ситуации в Чечне, а также проблем
свободы слова и СМИ в РФ. Москва считает, что разногласия
здесь не должны проецироваться на двусторонние отношения.
Однако ЕС подходит к этому иначе. В.Путин был вынужден повторить,
что у Москвы не оставалось иного выбора, кроме военного противодействия
замыслам религиозных экстремистов создать исламское государство
от Черного до Каспийского моря. В этой связи он указал на
ситуацию на юге Балкан, где неспособность сил КФОР разоружить
албанских боевиков привела к тому, что те стали источником
распространения насилия и преступности по всей Европе. Другим
препятствием для развития двусторонних отношений ЕС считает
пассивность России в борьбе с коррупцией, 'отмыванием' денег,
медлительность в осуществлении реальных структурных реформ
в экономике. В свою очередь, Москва отмечает, что далеко не
всегда ЕС относится к ней как к равноправному партнеру.
Важная договоренность саммита - решение об учреждении двусторонней
комиссии по разработке концепции единого Европейского экономического
пространства (Россия-ЕС). ЕС считает возможным сформировать
единое пространство за 10 лет, Россия предлагает ускорить
процесс и приблизиться к этой цели за 5 лет.
Продолжение подготовки 'большого проекта' РФ-ЕС в энергетической
области - привлечение инвестиций и технологий Европы в энергодобывающие
отрасли российской экономики в обмен на увеличение поставок
российских энергоресурсов - наталкивается на опасения некоторых
стран ЕС оказаться в слишком большой зависимости от России.
Европейский Союз обещает оказать финансовую помощь России
в утилизации химического оружия. Из-за нехватки финансовых
средств РФ отстает уже на пять лет от графика выполнения своих
обязательств по международной конвенции об уничтожении химоружия.
Предполагается поставить точку в договоре об утилизации российских
ядерных отходов (МНЕПР). Это соглашение предусматривает использование
в ядерной энергетике на Севере России, в том числе на Кольском
полуострове, топливных стержней из атомных реакторов списанных
российских подлодок, что должно высвободить сотни миллионов
долларов на переработку ядерных отходов.
С 1 января 2002 г. наличный евро поступает в обращение 12
из 15 стран ЕС. Евросоюз призвал Россию переходить на расчеты
в евро в торговых операциях с государствами ЕС, перевести
часть золотовалютных резервов ЦБ РФ в единую европейскую валюту,
обещая, что подобный шаг приведет к буму в двусторонней торговли,
привлечет дополнительные инвестиции в РФ, поможет сбалансировать
ее валютные запасы. Проблема евро непосредственно затрагивает
стратегические интересы России. На страны ЕС приходится 33%
внешнеторгового оборота РФ (на долю США - 8%), однако 80%
внешнеторговых контрактов - а это главным образом экспорт
нефти, газа и других сырьевых товаров - заключается в долларах.
Хотя диверсификация валютной структуры долларизированной российской
экономики объективно может быть благом для РФ, на пути внедрения
евро много 'подводных камней'.
Евросоюз стремится использовать РФ в качестве фактора, который
может ощутимо способствовать укреплению мировых позиций единой
европейской валюты в конкурентной борьбе евро и доллара. Однако
обещания притока инвестиций из Европы в Россию - слишком призрачная
'плата' за те реальные преимущества, которые ЕС рассчитывает
получить от перевода в евро части валютных резервов и внешнеторговых
операций РФ. России нужны гарантии реальных дивидендов, зафиксированные
в конкретных документированных обязательствах ЕС и соизмеримые
с выгодой, которую получит объединенная Европа.
В вопросах безопасности Евросоюз пока не готов принять Россию
в качестве участника Общей европейской политики безопасности
и обороны (ОЕПБО). Он не откликнулся на стремление Москвы
максимально поднять планку сотрудничества в военно-политической
области. ЕС сдержанно относится к идее институциализации такого
партнерства, опасаясь чрезмерного усиления российского фактора
в формировании ОЕПБО.
Если Евросоюз и крупные европейские державы не хотят акцентировать
свои разногласия с США по проблеме НПРО, чтобы не лишиться
американской поддержки в тех вопросах ('европейской обороны'
и т.д.), где она диктуется их интересами, то такие страны
ЕС, как Финляндия и Австрия, которые не связаны с США союзническими
обязательствами, проявляют бoльшую последовательность в защите
Договора по ПРО. Переговоры И.Иванова в Хельсинки (10-11 мая)
и визит в Россию австрийского президента Т.Клестиля (23-24
июня) показали, что эти страны твердо выступают за сохранение
Договоров по ПРО, СНВ-1 и СНВ-2 и добиваются от ЕС более активных
действий в этом же духе.
Проблема Калининградской области. Одной из главных в отношениях
с ЕС стала проблема будущего Калининградской области. На московском
саммите ЕС обещал взять на себя обязательства способствовать
развитию региона, достижению взаимоприемлемых договоренностей
по вопросам перемещения людей и товаров, энергетики, рыболовства.
Россия и ЕС согласовали совместные программы в области охраны
окружающей среды и совместные действия против оргпреступности
и 'отмывания' денег.
После принятия Польши и Литвы в ЕС область становится анклавом,
полностью окруженным его территорией, в связи с чем возникают
вопрос передвижения людей и товаров, визовые, торговые и транспортные
проблемы. Брюссель озабочен тем, что Калининградский регион
становится 'черной дырой' посреди интегрирующейся Европы,
где экономика переживает упадок, а уровень жизни населения
падает. Особый интерес ЕС к Калининграду объясняется тем,
что в прошедший период в ЕС председательствовала Швеция.
Этот интерес можно было бы рассматривать как шаг к нормальной
(хотя и далеко не беспроблемной) интеграции России в Европу,
если бы не тот экономический, равно как и пропагандистский
фон, на котором он проявляется. Во-первых, нельзя назвать
адекватными действия самого российского правительства, которое
в конце прошлого года попыталось ликвидировать привилегии
области как Особой экономической зоны, что еще больше обособляет
регион от 'большой земли'. Получается, что Евросоюз интересуется
экономикой Калининграда больше, чем Правительство РФ. Во-вторых,
немалый переполох вызвали сообщения в ряде западных СМИ о
размещении в Калининградской области ядерного оружия, якобы
проводимом российскими властями, а также о том, что В.Путин
и Г.Шредер на январской встрече в Москве якобы обсуждали план
предоставления Германии экономического доминирования в бывшем
Кенигсберге в обмен на списание части российского долга. Какой
бы ни была доля правды в подобных утверждениях, Россия должна
задуматься о будущем своих пограничных регионов. Даже без
предъявления формальных территориальных претензий со стороны
других стран 'отчаливание' Калининграда от России и установление
там иностранного доминирования - не такой уж фантастический
сценарий, если Россия будет смотреть на область лишь как на
военный форпост и уклоняться от решения проблемы ее включения
в региональные и европейские связи.
Расширение ЕС. Выступая 24 июня на Европейском форуме в Вене,
премьер-министр Бельгии Ги Верхофстадт заявил, что одной из
главных забот его страны как председательствующего в ЕС в
предстоящие полгода будет расширение Евросоюза и связанные
с этим институциональные реформы. От этих реформ, от повышения
прозрачности в деятельности ЕС, по словам Верхофстадта, зависит
его способность пережить расширение. Однако итоги состоявшегося
8 июня референдума в Ирландии о ратификации Договора Ниццы
пока ставят под вопрос само расширение (во всяком случае его
темпы). 54% проголосовавших высказалось против ратификации,
опасаясь в первую очередь перераспределения структурных фондов
ЕС в пользу новых членов.
Итоги референдума еще могут быть пересмотрены, однако мнение
ирландцев свидетельствует о настроениях, которые наблюдаются
в Европе в целом. Ряд последних документов Еврокомиссии, а
также заявления лидеров крупнейших европейских государств
показывают, что Европа далеко не лучшим образом оценивает
степень готовности стран-кандидатов (даже таких 'передовых',
как Словения, Чехия и Эстония) и не в восторге от того, что
они будут пользоваться благами свободного передвижения рабочей
силы. Итоги ирландского референдума могут притормозить, хотя
и не остановить, расширение ЕС.