НАЗАРОВ Александр Викторович
Постоянно проживает в г. Анадыре.
Член Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Председатель
Комитета по делам Севера и малочисленных народов. Глава администрации
(губернатор) Чукотского автономного округа.
А.В.Назаров родился 24 февраля 1951 г. в Ермаковском районе
Павлодарской области. Отец - токарь, во время войны работал
на оборонном заводе в г. Челябинске; мать - бухгалтер. Русский.
Трудовую деятельность начал в 1969 г. электриком на машиностроительном
заводе. Служил в Военно-Морском Флоте подводником. В 1973
г. по путевке Архангельского обкома ВЛКСМ приехал на Чукотку
на строительство Билибинской атомной электростанции. Работал
плотником-бетонщиком, начальником штаба ЦК ВЛКСМ стройки,
мастером, прорабом. Участвовал в строительстве Магаданской,
Аркагалинской и Лучегорской ТЭЦ. С 1981 г. работал в промышленно-транспортном
отделе Билибинского РК КПСС. В 1983 г. был избран заместителем
председателя исполкома Билибинского районного Совета. В 1987
г. избран заместителем председателя Чукотского окрисполкома.
В 1990 г. избран народным депутатом Чукотского окружного
Совета и Магаданского областного Совета. 25 апреля 1990 г.
избран председателем окрисполкома. Указом Президента РФ от
11 ноября 1991 г. назначен главой администрации Чукотского
автономного округа. Окончил Макеевский инженерно-строительный
институт и Хабаровскую Высшую партийную школу.
В 1993 г. баллотировался в Совет Федерации, но набрав 19,4%
голосов избирателей и заняв четвертое место, избран не был.
В январе 1996 г. вошел в состав Совета Федерации.
22 декабря 1996 г., заручившись поддержкой 62,3% избирателей,
избран на должность главы администрации Чукотского автономного
округа. Его основным соперником был заведующий лабораторией
научно-исследовательского центра 'Чукотка' Дальневосточного
отделения РАН В.Етылин, набравший 23% голосов.
В октябре 1996 г. награжден 'Орденом Почета'.
Член движения 'Наш дом - Россия', председатель Чукотской
окружной организации НДР. В 1996 г. во время избирательной
кампании по выборам Президента РФ был доверенным лицом Б.Н.Ельцина.
По ее окончании получил благодарность Президента РФ за активное
участие в избирательной кампании.
Секретарь Союза губернаторов.
Кандидат технических наук. Готовит докторскую диссертацию.
Женат. Имеет трех дочерей.
Любимый фильм - 'Начальник Чукотки'. Любимая песня - 'Россия,
родина моя'. Любит петь, готовить, в молодости играл в футбол.
В 1967 г. стал победителем всесоюзного конкурса песни, получил
приглашения на учебу от трех консерваторий.
Во время избирательной кампании по выборам Президента РФ
в 1996 г. заявлял о своей категоричной поддержке Б.Н.Ельцина.
Высказывал мнение, что 'третья сила' не что иное, как миф,
придуманный политологами. Полагал, что коммунисты, в свое
время превратившие 'в лагерь всю страну', не имеют никакого
морального права говорить о 'режиме' Ельцина, о новом 'тоталитаризме'.
Высказывал мнение, что именно коммунисты виноваты в том плачевном
состоянии, в котором сейчас находится российский Север. 'После
70 лет власти КПСС Север оказался на последнем издыхании.
Фактически советская власть за 70 лет превратила Север в помойную
яму'. Только с приходом новой власти начались позитивные процессы
на Севере. Сделано это благодаря реформам, благодаря тому,
что экономика становится разумной, формируется и насыщается
рынок, начинают работать богатейшие природные ресурсы. Заявлял,
что не верит в победу коммунистов. Если же это случится, то
'начнется передел собственности, как в 1917 году'.
Главным достижением реформ Б.Н.Ельцина считал уход от коллективной
безответственности. Если раньше любой регион или страну в
целом возглавляли политбюро, бюро обкома, окружное партийное
бюро, то есть обезличенная группа товарищей, то теперь есть
реальные люди, отвечающие за состояние дел в России в целом
и отдельно взятом регионе, в частности. Называл смешными обвинения
Б.Н.Ельцина в развале Союза. По мнению А.В.Назарова, СССР
начал разваливаться еще в 1985 году, но не потому, что началась
перестройка и пошли демократические процессы, а потому, что
в стране царила коллективная безответственность коммунистических
руководителей. Заявлял, что шумиха о разбазаривании земель
в России носит искусственный характер, поскольку такие процессы
происходили и при 'полноправной власти КПСС'.
В заслугу Б.Н.Ельцину ставил насыщение потребительского рынка,
создание 'на пустом месте' гигантской банковской системы,
подавление инфляции. Вместе с тем, выделял и стратегические
ошибки реформаторов. Считал, что болезненность проведения
реформ во многом обусловлена сохранением привычной работы
в стиле латания дыр, неумением посмотреть на несколько лет
вперед, определить последствия принимаемых решений, мыслить
стратегически. 'Не секрет, что проводимые в стране реформы
проводятся без теоретического обоснования, методом 'тыка''.
Высказывал недовольство тем, что явно недостаточно используется
опыт регионов и их руководителей, поневоле приближенных к
реальной жизни, несмотря на то что многими признан факт, что
именно Совет Федерации проводит наиболее взвешенную политику,
порой остужая 'горячие' головы депутатов Государственной Думы,
принимающих те или иные законопроекты, и поправляя ошибочные
действия центральной исполнительной власти.
Высказывался за единство и неделимость России. Идеальный
механизм взаимоотношений Центра и регионов видел в постоянном,
системном взаимодействии сторон, постоянном разумном и взаимовыгодном
учете интересов Центра (то есть, по сути, всей России) и каждого
региона - из которых Россия и состоит.
Перед началом кампании по выборам глав исполнительной власти
в регионах высказывал мнение, что в ее результате не может
существенно измениться расстановка политических сил. Но для
этого настаивал на необходимости серьезной поддержки Президента
и правительства в сохранении кадрового потенциала профессионалов
на местах и в оказании социальной помощи населению.
В период избирательной кампании по выборам главы администрации
Чукотки заявлял, что дал согласие баллотироваться и 'не имеет
права проиграть, так как должен завершить начатые реформы'.
Продолжение реформ считал и главной задачей для всей страны.
Высказывал мнение, что по экономическому потенциалу Чукотка
- это территория XXI века, которая даст новый импульс развитию
страны, даст нефть и газ Берингова шельфа, золото и медь,
платину и алмазы, вольфрам, ртуть и многое другое. Высказывался
за отказ от политики обживания Чукотки, господствовавшей в
советские времена, в период 'холодной войны' и противостояния
двух систем. Считал необходимым, в первую очередь, развивать
экономику, увеличивать добычу золота, прежде всего рудного,
сокращать затраты при потреблении топливно-энергетических
ресурсов, обустраивать национальные села. Ставил задачу в
течении четырех лет отстроить последние. Высказывался за освоение
биоресурсов Берингова моря.
Категорически отвергал высказываемое рядом политиков и экономистов
мнение, что 'Север надо закрывать'. Считал, что Крайний Север
и приравненные к нему регионы играют 'не последнюю роль в
экономике страны', давая значительные объемы добычи нефти,
газа, золота, леса, угля. Ставил вопрос о необходимости государственной
программы развития Севера. Выражал убежденность в том, что
мнение о Севере как о 'черной дыре', в которую проваливаются
деньги, не соответствует истине. Север сегодня занимает 70%
территории России. Считал, что Россия не должна уменьшать
свое присутствие в районах Крайнего Севера, так как в этом
случае она теряет стратегические позиции с точки зрения обороны.
Однако пенсионеров предлагал вывозить на материк, так как
на Севере их содержание обходится в 10 раз дороже.
Высказывал мнение, что проблема северного завоза создана
людьми, а вовсе не спецификой Севера. Для ее решения должен
быть серьезно реформирован финансовый механизм взаимоотношений
регионов и Центра. Необходимо уделить первоочередное внимание
нескольким основным вопросам. Во-первых, решить проблему с
завозом жидкого и дизельного топлива. Предлагал это сделать
путем предоставления определенной нефтяной компании квоты
на продажу нефти за границу. За счет полученных средств эта
кампания должна будет завезти жидкое топливо в согласованных
с администрацией объемах. Во-вторых, решить проблему с добычей
и доставкой угля. Настаивал на том, что установленные дотации
на добычу угля должны поступать не в течение всего года, да
еще с задержками, а в определенное время - в период заготовки
угля. В-третьих, четко определить для Севера количество заказов
на уголь, который здесь добывается. Этот вопрос может и должно
решить только правительство. В-четвертых, морские порты должны
быть переданы в собственность региона.
В сентябре 1996 г. заявил, что катастрофическая ситуация
с завозом товаров в районы Крайнего Севера России может обернуться
угрозой голода для населения этого региона. Высказался за
скорейшее принятие пакета федеральных законов о завозе сюда
товаров, о малочисленных народах, о районировании Севера и
ряд других документов. Заявил, что государство обязано определить
свою стратегию на Севере - 'развивать его дальше, консервировать
или просто бросить'. Выделил первоочередные меры, которые
необходимо принять для предотвращения катастрофы: введение
правительством чрезвычайного порядка завоза продукции, выделение
денежных средств на 'государственную' поддержку завоза, замораживание
транспортных тарифов и дотаций местным бюджетам.