Российский психолог, специалист в
области возрастной и педагогической психологии,
психологии и педагогики непрерывного
образования, теории и практики вузовской
подготовки специалистов. Автор теории
формирования профессионального сознания. Ученик
П. Я. Гальперина.
Доктор психологических наук (1987), профессор (1990),
действительный член (академик) РАО (1992).
Вице-президент Совета Международного бюро
просвещения в Женеве (1990-1992). Заведующий
кафедрой психологии языка и преподавания
иностранных языков в МГУ имени М.В.Ломоносова.
Вице-президент Российского психологического
общества (2012).
Награжден 'Орденом Дружбы' (1996), медалью
К.Д.Ушинского (2000). Лауреат Премии Президента
Российской Федерации в области образования (1998).
Биография
Окончил психологический факультет Московского
государственного университета имени М.В.
Ломоносова (1969) и аспирантуру МГУ (1972), защитив
кандидатскую диссертацию по теме 'Одновременное
формирование группы понятий, охватывающих
заданный раздел знаний'.
Профессиональную деятельность начал
преподавателем психологии в МГУ (1970-1972).
Преподавал психологию в Московском
автомобильно-дорожном институте (1973-1974),
Московском архитектурном институте (1974-1982, с 1976
г. - доцент) и МГУ имени М.В.Ломоносова (1982-1988).
В 1987 г. защитил докторскую диссертацию по теме
'Проектное моделирование как творческая
деятельность (психологические основы высшего
архитектурного образования)' и перешел на
должность заместителя директора НИИ проблем
высшей школы Минвуза СССР (1987-1989).
С 1989 по 1992 г. - начальник Главного управления
общего среднего образования, член Коллегии
Государственного комитета СССР по народному
образованию.
После создания в 1992 г. на базе АПН СССР Российской
академии образования (РАО) работал в должности
Главного ученого секретаря РАО (1992-1997).
Параллельно с научно-организационной
деятельностью продолжал преподавательскую
работу: профессор кафедры философии Московского
химико-технологического института им.
Д.И.Менделеева (1989-1992), заведующий кафедрой
педагогики и андрагогики Московского
государственного лингвистического университета
(1992-1994), заведующий кафедрой психологии и
педагогической антропологии МГЛУ (1994-2016).
Проректор по учебно-методической работе МГЛУ
(2000-2016).
С 2016 года заведующий кафедрой психологии языка
и преподавания иностранных языков в МГУ имени
М.В.Ломоносова.
Научные идеи
Научные интересы Н.Н.Нечаева сосредоточены на
психолого-педагогических проблемах вузовской
подготовки специалистов, теории и практике
непрерывного образования. Результатом
многолетних трудов было создание целостной
теории формирования профессионального сознания
как центральной категории обучения и воспитания
в высшей школе, выявления психологических
закономерностей становления высших форм
профессионального творчества.
Согласно этой теории, высшее образование
обслуживает и регулирует определенный,
исторически сложившийся уровень разделения
труда, являясь формой подготовки специалистов, в
процессе которой у студента складывается
система психологических качеств и особенностей,
характерных для представителей данной профессии
- его профессиональное сознание, делающее
студента полноценным специалистом. С позиции
этой концепции, высшее образование является не
только специальным, но и высшим уровнем развития
тех конкретных психологических особенностей и
способностей человека, благодаря которым
специалисты могут полноценно осуществлять
соответствующую профессиональную деятельность,
в буквальном смысле становятся способными к ней.
'Психическое' развитие, психологическое
'оформление' каждого отдельного человека
совершается в меру и по мере его 'вхождения',
'врастания' в ту профессиональную деятельность,
которой он овладевает в процессе усвоения ее
содержания, ее форм и методов в высшей школе. В
этом заключается задача профессиональной
'социализации' студента в процессе высшего
образования, его 'превращения' и 'обращения' в
специалиста. Собственно инженерное или научное
мышление, художественное воображение,
математическая память, литературная фантазия и
т.д. - те конкретные формы психической
деятельности личности, в которых только
существует и проявляется психическая
деятельность человека и ее отдельные виды и
формы - являются, с этой точки зрения, тем
ориентиром, который позволяет разумно ставить и
решать проблему определения целей и содержания
высшего образования. Задача психологии высшего
образования как направления исследований -
выявление психологического 'ядра'
профессиональной деятельности специалиста, ее
психологического инварианта. Практическое
применение эта концепция нашла в разработке
психологической теории высшего архитектурного
образования, правовой и языковой подготовки
специалистов. Под руководством Нечаева были
разработаны и внедрены разнообразные методы и
методики интенсивного обучения различным видам
профессиональной деятельности. По его
инициативе в МГЛУ была создана первая в России
кафедра андрагогики, занимающаяся проблемами
образования взрослых.
Н. Н. Нечаев - автор многих учебных пособий и
монографий, в том числе по вопросам
архитектурного образования. Среди них:
'Организация пространственного моделирования в
учебном архитектурном проектировании' (1980);
'Введение в проектирование' (1982);
'Психолого-педагогические основы использования
ЭВМ в учебном процессе высшей школы' (1987); 'Методы
архитектурного творчества' (1988); 'Опыт
применения теории поэтапного формирования
умственных действий в преподавании иностранных
языков в вузе' (1989); 'Теория и методика
пространственного анализа в архитектуре' (1991) и
др.
Основные работы
- Организация пространственного моделирования в
учебном архитектурном проектировании: Учебное
пособие / И.Г.Лежава, Н.Ф.Метленков, Н.Н.Нечаев. -
М.: МАрхИ, 1980. - 107 с.
- Введение в проектирование: Учебное пособие /
А.В.Степанов, С.А.Малахов, Н.Н.Нечаев. - М.: МАрхИ,
1982. - 134 с.
- Нечаев Н.Н. Психолого-педагогические аспекты
подготовки специалистов в вузе. - М.: Изд-во МГУ,
1985. - 112 с.
- Нечаев Н.Н. Проектное моделирование как
творческая деятельность (психологические основы
высшего архитектурного образования): Автореф.
дис. ... д-ра психол. наук. - М.: МГУ, 1987. - 37 с.
- Нечаев Н.Н. Профессиональное сознание как
центральная проблема психологии // Новые методы и
средства обучения. - 1988. - ? 1(5). - С. 3-37.
- Нечаев Н.Н. Психолого-педагогические основы
формирования профессиональной деятельности. -
М.: МГУ, 1988. - 165 с.
- Методы архитектурного творчества: Учебное
пособие / С.Д.Сулименко, Н.Н.Нечаев. -
Ростов-на-Дону: ЮФУ, 1988. - 105 с.
- Нечаев Н.Н. Деятельностный подход как основа
системного построения модели специалиста //
Содержание подготовки специалистов с высшим и
средним специальным образованием. - М.: НИИВШ, 1989.
- С. 7-19.
- Непрерывное образование как педагогическая
система: Сб. науч. тр. / НИИ высшего образования /
Отв. ред. Н.Н.Нечаев. - М.: НИИВО, 1989. - 156 с.
- Компьютерные технологии и архитектурное
творчество: Учебное пособие / Н.Н.Нечаев, А.И.Рудь,
А.В.Скопинцев. - Ростов-на-Дону, РАИ, 1990.
- Нечаев Н.Н., Князев Е.А. Реформы и контрреформы:
Из истории российских университетов // Народное
образование. - 1991. - ? 37. - С. 156-162.
- Теория и методика пространственного анализа в
архитектуре: Учебное пособие / Н.Н.Нечаев,
В.К.Моор. - Владивосток: Изд-во ДВГУ, 1991.
- Архитектура и психология: Учебное пособие для
вузов / А.В.Степанов, Г.И.Иванова, Н.Н.Нечаев. - М.:
Стройиздат, 1993. - 295 с.
- Нечаев Н.Н. Культурно-исторический подход в
становлении теории высшего образования //
Материалы международной конференции,
посвященной 100-летию Л.С.Выготского. - М.: Изд-во
РГГУ, 1996. - С. 37-44.
- Нечаев Н.Н. Современная образовательная
ситуация в России: тенденции развития // Вестник
УРАО. - 1999. - ? 1. - С. 3-13.
- Нечаев Н.Н., Резницкая Г.И. Формирование
коммуникативной компетенции как условие
становления профессионального сознания
специалиста // Вестник УРАО. - 2001. - ? 1 (11). - С.
78-96.
- Нечаев Н.Н. Психолого-педагогические основы
разработки современных образовательных
технологий в обучении иностранным языкам //
Современные средства реализации целей обучения
иностранному языку по новой программе
(неязыковые вузы). - М., 2002. - С. 3-24. - (Вестн. МГЛУ;
вып. 467).
- Нечаев Н.Н. А.Н.Леонтьев и П.Я.Гальперин: диалог
во времени // Вопросы психологии. - 2003. - ? 2. - С.
50-69.
- Нечаев Н.Н. Профессионализм как основа
профессиональной мобильности. - М.: Иссл. Центр
Минобрнауки РФ, 2005. - 92 с.
- Нечаев Н.Н. Очеловечивание творчества: проблемы
и перспективы // Вопросы психологии. - 2006. - ? 3. -
С. 3-22.
- Архитектура: пространство, время, культура:
Учебное пособие / С.Д.Сулименко, А.В.Степанов,
Н.Н.Нечаев. - Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2008. - 296 с.
- Нечаев Н.Н., Ермаков В.Г. Инновационное
образование как объект педагогической теории //
Психолого-педагогические аспекты развития
образования. - М., 2009. - С. 96-113. - (Вестн. МГЛУ;
вып. 539).
- Нечаев Н.Н. Моделирование как творчество:
методологические аспекты психологического
исследования проектной деятельности /
Математическая психология: школа В.Ю.Крылова /
Под ред. А.Л.Журавлева, Т.Н.Савченко и др. - М.:
Изд-во ИП РАН, 2010. - С. 79-97.
- Нечаев Н.Н. Избранное. Работы разных лет. - М.:
'Логос-Принт', 2013. - 226 с.
- Нечаев Н.Н. Психология: избранные
психологические труды. - Воронеж: МОДЕК, 2014. - 400
с.