Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.psy.msu.ru/people/nechaev.html
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sat Apr 9 22:51:24 2016
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: биография
Нечаев Николай Николаевич
Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Психологи МГУ: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Нечаев Николай Николаевич

Нечаев Николай Николаевич

nikolay@nechaev.pro

Официальный сайт: nechaev.pro

Российский психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии, психологии и педагогики непрерывного образования, теории и практики вузовской подготовки специалистов. Автор теории формирования профессионального сознания. Ученик П. Я. Гальперина.

Доктор психологических наук (1987), профессор (1990), действительный член (академик) РАО (1992). Вице-президент Совета Международного бюро просвещения в Женеве (1990-1992). Заведующий кафедрой психологии языка и преподавания иностранных языков в МГУ имени М.В.Ломоносова. Вице-президент Российского психологического общества (2012).

Награжден 'Орденом Дружбы' (1996), медалью К.Д.Ушинского (2000). Лауреат Премии Президента Российской Федерации в области образования (1998).

Биография

Окончил психологический факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (1969) и аспирантуру МГУ (1972), защитив кандидатскую диссертацию по теме 'Одновременное формирование группы понятий, охватывающих заданный раздел знаний'.

Профессиональную деятельность начал преподавателем психологии в МГУ (1970-1972). Преподавал психологию в Московском автомобильно-дорожном институте (1973-1974), Московском архитектурном институте (1974-1982, с 1976 г. - доцент) и МГУ имени М.В.Ломоносова (1982-1988).

В 1987 г. защитил докторскую диссертацию по теме 'Проектное моделирование как творческая деятельность (психологические основы высшего архитектурного образования)' и перешел на должность заместителя директора НИИ проблем высшей школы Минвуза СССР (1987-1989).

С 1989 по 1992 г. - начальник Главного управления общего среднего образования, член Коллегии Государственного комитета СССР по народному образованию.
После создания в 1992 г. на базе АПН СССР Российской академии образования (РАО) работал в должности Главного ученого секретаря РАО (1992-1997).

Параллельно с научно-организационной деятельностью продолжал преподавательскую работу: профессор кафедры философии Московского химико-технологического института им. Д.И.Менделеева (1989-1992), заведующий кафедрой педагогики и андрагогики Московского государственного лингвистического университета (1992-1994), заведующий кафедрой психологии и педагогической антропологии МГЛУ (1994-2016). Проректор по учебно-методической работе МГЛУ (2000-2016).

С 2016 года заведующий кафедрой психологии языка и преподавания иностранных языков в МГУ имени М.В.Ломоносова.

Научные идеи

Научные интересы Н.Н.Нечаева сосредоточены на психолого-педагогических проблемах вузовской подготовки специалистов, теории и практике непрерывного образования. Результатом многолетних трудов было создание целостной теории формирования профессионального сознания как центральной категории обучения и воспитания в высшей школе, выявления психологических закономерностей становления высших форм профессионального творчества.

Согласно этой теории, высшее образование обслуживает и регулирует определенный, исторически сложившийся уровень разделения труда, являясь формой подготовки специалистов, в процессе которой у студента складывается система психологических качеств и особенностей, характерных для представителей данной профессии - его профессиональное сознание, делающее студента полноценным специалистом. С позиции этой концепции, высшее образование является не только специальным, но и высшим уровнем развития тех конкретных психологических особенностей и способностей человека, благодаря которым специалисты могут полноценно осуществлять соответствующую профессиональную деятельность, в буквальном смысле становятся способными к ней. 'Психическое' развитие, психологическое 'оформление' каждого отдельного человека совершается в меру и по мере его 'вхождения', 'врастания' в ту профессиональную деятельность, которой он овладевает в процессе усвоения ее содержания, ее форм и методов в высшей школе. В этом заключается задача профессиональной 'социализации' студента в процессе высшего образования, его 'превращения' и 'обращения' в специалиста. Собственно инженерное или научное мышление, художественное воображение, математическая память, литературная фантазия и т.д. - те конкретные формы психической деятельности личности, в которых только существует и проявляется психическая деятельность человека и ее отдельные виды и формы - являются, с этой точки зрения, тем ориентиром, который позволяет разумно ставить и решать проблему определения целей и содержания высшего образования. Задача психологии высшего образования как направления исследований - выявление психологического 'ядра' профессиональной деятельности специалиста, ее психологического инварианта. Практическое применение эта концепция нашла в разработке психологической теории высшего архитектурного образования, правовой и языковой подготовки специалистов. Под руководством Нечаева были разработаны и внедрены разнообразные методы и методики интенсивного обучения различным видам профессиональной деятельности. По его инициативе в МГЛУ была создана первая в России кафедра андрагогики, занимающаяся проблемами образования взрослых.

Н. Н. Нечаев - автор многих учебных пособий и монографий, в том числе по вопросам архитектурного образования. Среди них: 'Организация пространственного моделирования в учебном архитектурном проектировании' (1980); 'Введение в проектирование' (1982); 'Психолого-педагогические основы использования ЭВМ в учебном процессе высшей школы' (1987); 'Методы архитектурного творчества' (1988); 'Опыт применения теории поэтапного формирования умственных действий в преподавании иностранных языков в вузе' (1989); 'Теория и методика пространственного анализа в архитектуре' (1991) и др.

Основные работы

  • Организация пространственного моделирования в учебном архитектурном проектировании: Учебное пособие / И.Г.Лежава, Н.Ф.Метленков, Н.Н.Нечаев. - М.: МАрхИ, 1980. - 107 с.
  • Введение в проектирование: Учебное пособие / А.В.Степанов, С.А.Малахов, Н.Н.Нечаев. - М.: МАрхИ, 1982. - 134 с.
  • Нечаев Н.Н. Психолого-педагогические аспекты подготовки специалистов в вузе. - М.: Изд-во МГУ, 1985. - 112 с.
  • Нечаев Н.Н. Проектное моделирование как творческая деятельность (психологические основы высшего архитектурного образования): Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - М.: МГУ, 1987. - 37 с.
  • Нечаев Н.Н. Профессиональное сознание как центральная проблема психологии // Новые методы и средства обучения. - 1988. - ? 1(5). - С. 3-37.
  • Нечаев Н.Н. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности. - М.: МГУ, 1988. - 165 с.
  • Методы архитектурного творчества: Учебное пособие / С.Д.Сулименко, Н.Н.Нечаев. - Ростов-на-Дону: ЮФУ, 1988. - 105 с.
  • Нечаев Н.Н. Деятельностный подход как основа системного построения модели специалиста // Содержание подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием. - М.: НИИВШ, 1989. - С. 7-19.
  • Непрерывное образование как педагогическая система: Сб. науч. тр. / НИИ высшего образования / Отв. ред. Н.Н.Нечаев. - М.: НИИВО, 1989. - 156 с.
  • Компьютерные технологии и архитектурное творчество: Учебное пособие / Н.Н.Нечаев, А.И.Рудь, А.В.Скопинцев. - Ростов-на-Дону, РАИ, 1990.
  • Нечаев Н.Н., Князев Е.А. Реформы и контрреформы: Из истории российских университетов // Народное образование. - 1991. - ? 37. - С. 156-162.
  • Теория и методика пространственного анализа в архитектуре: Учебное пособие / Н.Н.Нечаев, В.К.Моор. - Владивосток: Изд-во ДВГУ, 1991.
  • Архитектура и психология: Учебное пособие для вузов / А.В.Степанов, Г.И.Иванова, Н.Н.Нечаев. - М.: Стройиздат, 1993. - 295 с.
  • Нечаев Н.Н. Культурно-исторический подход в становлении теории высшего образования // Материалы международной конференции, посвященной 100-летию Л.С.Выготского. - М.: Изд-во РГГУ, 1996. - С. 37-44.
  • Нечаев Н.Н. Современная образовательная ситуация в России: тенденции развития // Вестник УРАО. - 1999. - ? 1. - С. 3-13.
  • Нечаев Н.Н., Резницкая Г.И. Формирование коммуникативной компетенции как условие становления профессионального сознания специалиста // Вестник УРАО. - 2001. - ? 1 (11). - С. 78-96.
  • Нечаев Н.Н. Психолого-педагогические основы разработки современных образовательных технологий в обучении иностранным языкам // Современные средства реализации целей обучения иностранному языку по новой программе (неязыковые вузы). - М., 2002. - С. 3-24. - (Вестн. МГЛУ; вып. 467).
  • Нечаев Н.Н. А.Н.Леонтьев и П.Я.Гальперин: диалог во времени // Вопросы психологии. - 2003. - ? 2. - С. 50-69.
  • Нечаев Н.Н. Профессионализм как основа профессиональной мобильности. - М.: Иссл. Центр Минобрнауки РФ, 2005. - 92 с.
  • Нечаев Н.Н. Очеловечивание творчества: проблемы и перспективы // Вопросы психологии. - 2006. - ? 3. - С. 3-22.
  • Архитектура: пространство, время, культура: Учебное пособие / С.Д.Сулименко, А.В.Степанов, Н.Н.Нечаев. - Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2008. - 296 с.
  • Нечаев Н.Н., Ермаков В.Г. Инновационное образование как объект педагогической теории // Психолого-педагогические аспекты развития образования. - М., 2009. - С. 96-113. - (Вестн. МГЛУ; вып. 539).
  • Нечаев Н.Н. Моделирование как творчество: методологические аспекты психологического исследования проектной деятельности / Математическая психология: школа В.Ю.Крылова / Под ред. А.Л.Журавлева, Т.Н.Савченко и др. - М.: Изд-во ИП РАН, 2010. - С. 79-97.
  • Нечаев Н.Н. Избранное. Работы разных лет. - М.: 'Логос-Принт', 2013. - 226 с.
  • Нечаев Н.Н. Психология: избранные психологические труды. - Воронеж: МОДЕК, 2014. - 400 с.

О факультете | Поступающим | Научная работа | Психологи МГУ | Форум | Ссылки

Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда.
Тел. (495): 629-76-60 и 629-48-02 (приемная комиссия), другие телефоны. E-mail отдела связей с общественностью.

Дизайн и поддержка сайта 1997-2016: Станислав Козловский