Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.roscosmos.ru/154/32/
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 01:04:13 2016
Кодировка: Windows-1251
Государственная корпорация по космической деятельности РОСКОСМОС |

Перейти на официальный сайт
Федерального космического агентства

http://federalspace.ru
Ru En

Почтовый ящик космонавтов МКС

Информация О проекте

ВНИМАНИЕ: Полное или частичное цитирование материалов разрешено только

со ссылкой на Пресс-службу Роскосмоса и с указанием авторства.

 Почтовый ящик МКС - видео

Орбитальные фотогалереи

 

 

Сегодня состоялся второй важный этап в процессе подготовки ПКК к старту. Это так называемая "примерка". В процессе примерки основные грузы уже уложены. Остаются только срочные грузы, укладка которых происходит в день старта. Экипаж, крайний раз перед стартом, проверяет размещение грузов, их укладку, фиксацию. Также экипаж проверяет состояние органов системы управления кораблем, отдельными системами. Проверки проводилась в обоих жилых отсеках: бытовом и спускаемом аппарате.
Проверили также закрытие и герметизацию люка между ними.
В следующий раз экипаж увидит свой корабль при посадке в него перед стартом. После примерки корабль отправляется в монтажный корпус для стыковки с ракетой-носителем.
Замечаний к кораблю у экипажа нет. Состояние корабля отличное, все работает штатно. Да и не может быть по-другому, потому что главная ценность любого производства - это люди. Здесь работают специалисты высшей категории, которые посвятили своему делу всю жизнь и вкладывают в него всех себя.

Космический полет для экипажа - это прежде всего огромная ответственность, в том числе перед специалистами, которые готовят корабль к полету. На стапеле рядом с настоящими мэтрами своего дела работает очень много молодых специалистов. Можно сказать, что появилось целое новое молодое поколение в космической отрасли. Это вселяет оптимизм и позволяет предположить, что мы еще увидим события в пилотируемой космонавтике не менее значимые, чем полет Гагарина.
После примерки произошла традиционная встреча основного и дублирующего экипажей с заместителем генерального конструктора РКК "Энергия" Николаем Ивановичем Зеленищковым. Он пожелал экипажу удачи и успешного полета.

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дмитрий Кондратьев

Байконур

11 декабря 2010 года

Сегодня у экипажа на площадке 17 был день прессы. Приехали представители многих средств массовой информации. Они наблюдали за предстартовой подготовкой, брали интервью у экипажа и представителей оперативной группы.
В середине дня корреспонденты присутствовали на церемонии посадки деревьев. По традиции, экипаж посадил молодые ростки деревьев на аллее, которая уже много десятилетий является памятным местом для космонавтов. На ней растут деревья, посаженные космонавтами, начиная с первого отряда. Посаженные деревья не только являются памятью, но и символизируют связь между различными поколениями космонавтов и астронавтов.

 

 

 

 


Астронавт Кейди Колман привезла с собой два небольших сувенира, изготовленных ее супругом, мастером-стеклодувом из США, который делает художественные изделия из стекла. Сувениры напоминают планету Земля в миниатюре. Кейди заложила один из сувениров под свое дерево, другой под дерево, посаженное Валентиной Терешковой. Она отметила, что этот символический жест является связью между всеми женщинами - космонавтами и астронавтами, когда-либо выполнявшими полеты на космических кораблях.

 

 


В остальном это был обычный день, в течение которого с экипажем проводились тренировки по поддержанию навыков выполнения ручных режимов стыковки, занятия по уточнению программы полета на корабле "Союз ТМА-20" и текущему состоянию российского сегмента МКС. Как обычно, были проведены спортивные мероприятия, тренировки вестибулярного аппарата и профилактический массаж.

 

Дмитрий Кондратьев

10 декабря 2010 года

Байконур

Сегодня у основного экипажа запланирован выходной день. Можно заняться личными делами, отдохнуть.

Вечером запланирован показ фильма для всего персонала оперативной группы на площадке 17. Несмотря на выходной продолжаются вестибулярные тренировки, спортивные занятия в местном спортзале, профилактический массаж. Спортивный зал после недавнего ремонта стал очень неплохим.

 

 

 

 

 

Нашли время и для прогулки по площадке 17. Площадка 17 сейчас реконструируется и вскоре должна стать еще более уютным и памятным местом.

 

 

 

 

 


У дублирующего экипажа сегодня был день официальных мероприятий. Они приняли участие в церемонии возложения цветов к памятникам Ю.А. Гагарина и С.П. Королева, а также посетили городской Музей истории Космодрома Байконур. Это одна из старых традиций, которые поддерживаются космонавтами на протяжении многих лет.

Среди других традиций, которые основной экипаж собирается продолжить, когда настанет соответствующий момент, - это посадка деревьев на аллее площадки 17 и роспись на двери номера в гостинице "Космонавт", в котором космонавты жили в период предстартовой подготовки. Пока аллея и дверь нашего номера ждут свой очереди...

 

 

 

 

 

Дмитрий Кондратьев

9 декабря 2010 года

Байконур

 

PS. Ответ для Integrum: вращение мы посещаем каждый день. Спасибо за интересный вопрос!

Сегодня продолжаются плановые занятия предстартовой подготовки экипажа на Байконуре.

Кроме спортивных занятий и вестибулярных тренировок, сегодня было проведено занятие по изучению программы полета ПКК с учетом баллистических данных предстоящего запуска. Эти занятия проводятся инструктором по ПКК, который находится на Байконуре вместе со своим экипажем все время предстартовой подготовки.

 

 


Для людей, не связанных с космической отраслью, многие аспекты пилотируемых космических полетов не совсем понятны. Поэтому, по просьбе одного из читателей, я дам краткое описание первых двух дней автономного полета ПКК, до момента стыковки со станцией. Надеюсь, что лучшее понимание работы космонавта вызовет больший интерес ко всей пилотируемой космонавтике.

 

"Без права на ошибку"

 

Автономный полет ПКК является важным этапом космического полета и занимает двое суток. Пилотируемый космический корабль (ПКК) состоит из трех отсеков - приборно-агрегатного, бытового и спускаемого аппарата. Жилыми отсеками ПКК являются только бытовой отсек и спускаемый аппарат. Экипаж во время всех динамических операций, таких как старт, выполнение маневров на орбите, сближение и стыковка со станцией, расстыковка со станцией и спуск с орбиты, находится в спускаемом аппарате. Кроме того, на старте, сближении  и стыковке и спуске с орбиты, космонавты находятся в специальных скафандрах. Это еще одна мера предосторожности на случай непредвиденной разгерметизации. Скафандр обеспечивает сохранение работоспособности космонавта в течение времени, необходимого для выполнения срочного спуска на землю.
Сам процесс старта и выведения ПКК на орбиту занимает чуть более 8 минут. Выводится ПКК с помощью ракеты-носителя "Союз", которая имеет три ступени. Основная работа экипажа начинается после отделения ПКК от ракеты-носителя после окончания отработки третьей ступени.
В любом техническом устройстве может произойти неисправность. ПКК в этом плане не является исключением. Поэтому на протяжении всего полета основной обязанностью экипажа является контроль технического состояния всех систем ПКК. Особенно это важно в первый час после выведения, потому что в процессе выведения весь корабль испытывает значительные знакопеременные перегрузки, вибрацию, фактор невесомости. Многие системы ПКК включаются в работу только когда ПКК уже выведен на орбиту. Задача экипажа сразу после выведения - определить степень работоспособности всех систем корабля, его герметичность, состояние здоровья всех членов экипажа. В случае обнаружения неисправностей основных систем корабля, экипаж должен выполнить срочный спуск на основной или запасной полигон посадки.
Сразу после выведения производится контроль герметичности всех основных отсеков корабля и выполняется тестирование системы управления кораблем. В случае положительного теста экипаж снимает скафандры и надевает удобные полетные костюмы. Корабль имеет солнечные батареи и аккумуляторы для обеспечения функционирования всех систем. Чтобы иметь достаточно энергии, солнечные батареи необходимо ориентировать на солнце, что выполняется в ручном режиме командиром корабля. Для сохранения положения корабля с ориентацией солнечных батарей на Солнце выполняется так называемая "закрутка" корабля - вращение корабля вокруг одной из осей для сохранения ориентации солнечных батарей на Солнце с использованием гироскопического эффекта.
Сразу после выведения ПКК на орбиту наземными радиоизмерительными комплексами производится точное измерение параметров орбиты. А через несколько часов выполняется так называемый маневр, который предназначен для коррекции и подъема орбиты ПКК с помощью двигателей. После первого маневра ПКК снова переводится в солнечную ориентацию с выполнением закрутки.
Для удобства координации деятельности между экипажем ПКК и Центром управления полетом (ЦУП) циклограмма автономного полета разбита на так называемые "витки" - время за которое ПКК совершает один оборот вокруг Земли. Это составляет примерно 90 минут. Когда говорят, например, о 3-ем витке, это означает третий 90-минутный временной интервал от момента старта. За сутки ПКК делает около 16 витков вокруг Земли.
После завершения основных операций первых суток экипажу предоставляется отдых. На корабле есть спальные мешки, которые экипаж использует для сна. Этим, в основном, заканчиваются первые сутки полета.
На вторые сутки проводится вторая коррекция орбиты. В течение вторых суток автономного полета экипаж имеет больше времени для отдыха. В конце вторых суток начинается второй основной этап автономного полета - сближение и стыковка с Международной космической станцией (МКС). Перед началом сближения ЦУП с помощью радиоканала загружает исходные данные для режима сближения, которые впоследствии используются бортовым компьютером для расчета параметров сближения и необходимых коррекций орбиты с помощью двигателей ПКК. Перед началом режима сближения экипаж одевает скафандры на случай возникновения аварийной ситуации, чтобы иметь возможность срочного спуска на Землю. Сближение занимает несколько часов и проходит в автоматическом режиме с контролем со стороны экипажа и ЦУП.  В случае возникновения нештатной ситуации вблизи МКС экипаж имеет возможность выполнить сближение и стыковку в ручном режиме.
После сближения с МКС ПКК выполняет зависание напротив стыковочного узла станции и затем стыковку. Все это время экипаж является "горячим резервом" автоматической системы управления и готов в любой момент перейти на ручное управление в случае нештатной работы автоматики. Маневрирование ПКК вблизи МКС является участком повышенного внимания, чтобы не допустить столкновения двух космических объектов. Во время полета станции "Мир" нештатная работа системы управления транспортным кораблем привела к столкновению транспортного корабля со станцией, потере грузового корабля и разгерметизации одного из модулей станции "Мир".
Этот этап является одним из самых ответственных, где экипаж не имеет права на ошибку. Для этого экипаж проходит специальную подготовку под руководством опытных инструкторов, в конце подготовки полученные знания и навыки экипажа проверяются в процессе комплексной экзаменационной тренировки.
После стыковки с МКС экипаж проверяет герметичность стыковочных механизмов станции и ПКК и открывает люки между ними. После открытия люков, ПКК становится частью МКС и выполняет так называемый совместный полет со станцией до момента расстыковки и возвращения на Землю. На этот период ПКК консервируется - большинство систем корабля выключаются, оставшиеся системы переводятся в дежурный режим.
После этого для экипажа начинается новый длительный этап жизни и работы на МКС в составе международного экипажа, который сегодня составляет 6 человек.

Спасибо за вопрос!

Буду рад ответить на другие интересные вопросы.

 

 

С уважением,

Дмитрий Кондратьев

Байконур

8 декабря 2010 года


 

Продолжается предстартовая подготовка экипажа на Байконуре.

Сегодня были продолжены занятия и тренировки с экипажем, направленные на поддержание натренированности. Для космонавтов состояние здоровья является одним из главных приоритетов на протяжении всего периода нахождения в отряде. Это важно не только с точки зрения готовности к космическому полету, но и для поддержания профессионального долголетия.

Физическая подготовка и весь образ жизни космонавтов предполагает активное занятие спортом, правильное питание, отсутствие вредных привычек, активный отдых и все остальное, что мы вкладываем в понятие - здоровый образ жизни.

В Звездном городке в течение десятилетий создана эффективная система поддержания профессионального долголетия космонавтов, которая включает занятия многими видами спорта, ежегодный отдых в лечебно-профилактических учреждениях и множество других мероприятий. Главное в поддержании здоровья - это непрерывность и систематичность в проведении спортивных и профилактических мероприятий.

Поэтому здесь, на Байконуре, весь период предстартовой подготовки продолжаются мероприятия направленные на поддержание готовности к космическому полету и сохранения здоровья космонавтов и астронавтов: занятия спортом, вестибулярные тренировки, профилактический массаж.

Сегодня экипаж принимал участие в игре в настольный теннис, вращении на специальном вестибулярном кресле и профилактическом массаже на специальном автоматическом массажном столе.

Все мероприятия обеспечиваются группой врачей и других специалистов из Звездного городка, которые прибыли вместе с космонавтами.

 

 

Массаж

 

 

 

Теннис с Паоло Несполи

 

 

Вращение

 

 

 

Дмитрий Кондратьев

7 декабря 2010 года

Байконур

Сегодня день проходит в обычном рабочем режиме. Все занятия и тренировки для экипажа запланированы на площадке 17.

Сегодня прошли занятия по мерам безопасности на МКС с учетом ее текущего состояния. Прошла очередная тренировка по ручным режимам, на которой мы провели перестыковку с модуля МИМ-1 на модуль МИМ-2. Инструктора остались довольны тем, что уровень натренированности экипажа не снижается.

 

 

 

Прошли очередные медицинские тренировки по улучшению вестибулярной устойчивости на ортостоле и специальном вращаемом кресле.

 

 

Особенностью предстартовой подготовки является то, что на площадке 17 установлен обсервационный режим, который ограничивает контакты членов экипажа с посторонними. Врач экипажа постоянно находится с нами.

Несмотря на плотный график, между занятиями экипаж нашел время для прогулки по территории площадки 17.

 

 

 

До старта еще несколько дней, а на стене гостиницы "Космонавт" уже появилась эмблема полета ПКК "Союз ТМА-20".

 


 

Дмитрий Кондратьев

Байконур

6 декабря 2010 года

 

 

Сегодня состоялась традиционная торжественная церемония подъема государственных флагов стран, чьи представители входят в состав экипажа МКС-26\27, а также государственного флага Казахстана.

Церемония проходит на территории гостиницы "Космос", откуда космонавты отправляются на стартовый комплекс. В церемонии приняли участие представители Российского космического агентства, администрации города Байконур, Центра подготовки космонавтов. Подъем флагов является старой хорошей традицией и знаменует собой начало предстартовой подготовки космонавтов на Байконуре.
Погода была замечательная. Ясное и безоблачное небо только подчеркивало торжественность церемонии.
На сегодняшний день запланированы также занятия по поддержанию навыков ручной стыковки ПКК со станцией, специальные тренировки по улучшению вестибулярной устойчивости космонавтов в невесомости, занятия по действиям в аварийных ситуациях. Занятия будут продолжаться весь период предстартовой подготовки.
Как говорят военные летчики: "Предполетный тренаж, переходящий в полет".

 

Дмитрий Кондратьев

 

5 декабря 2010 года

 

 

 

 

 

 

4 декабря день был очень насыщенный. Состоялась первая примерка, которая состояла из двух частей. Сначала было ознакомление с кораблем, размещением грузов, состоянием систем без одевания скафандров. После, уже в скафандрах, проверили систему связи и работу системы взведения кресел.
При взведении кресел изменяется угол установки кресла в спускаемом аппарате для смягчения ударной нагрузки при приземлении.
Все системы корабля работают штатно, о чем экипаж доложил заместителю Генерального конструктора РКК "Энергия" Николаю Ивановичу Зеленщикову.
После примерки было проведено занятие с экипажем по использованию спутниковой связи и навигации после посадки. 
В остальные дни экипаж продолжит предстартовую подготовку, а вторая примерка корабля состоится 11 декабря.
 
Дмитрий Кондратьев
 
4 декабря 2010 года
 
 
 
 
 
 
 

Основной экипаж ПКК 'Союз ТМА-20', прибывший на Байконур сегодня, настроен на серьезную работу на заключительном этапе подготовки к полету, сообщил сегодня командир корабля Дмитрий Кондратьев с космодрома.

 

 

 

 

 

Отъезд из Звездного городка

 


'Для нас начался заключительный этап подготовки к космическому полету. Настроение у экипажа рабочее. Я сам на Байконуре уже в третий раз, два раза был дублером, поэтому все знакомо. Но, поскольку мы - основной экипаж, есть нюансы, связанные с подготовкой, в этот раз',- сказал Дмитрий по телефону.

Командир 'Союза' добавил, что 'на космодроме сейчас холодно, минус девять и ветер'.
По его словам, перелет с аэродрома Чкаловский на Байконур прошел спокойно.
'Полет прошел спокойно, организованно. Чувствуется опыт летчиков',- отметил Кондратьев, у которого за плечами летная школа: он - полковник ВВС РФ, освоивший 10 самолетов до зачисления в отряд космонавтов.

Он рассказал, что, по традиции, экипаж "во время перелета оставил свою эмблему на стене интерьера самолета". Эмблема экипажа ПКК 'Союз ТМА-20' основана на детском рисунке, присланном на конкурс Роскосмоса Мариной Короленко из г. Снежногорска Мурманской области. В качестве приза девочка получила поездку на космодром Байконур этой осенью, где проводила в полет экипаж ПКК 'Союз ТМА-М'.

 

 

Кондратьев сообщил, что на аэродроме 'Крайний' Байконура космонавтов и астронавтов сегодня встретили представители предприятий Роскосмоса. Основной и дублирующий экипажи доложили о прибытии первому заместителю генерального конструктора РКК 'Энергия' имени С.П.Королева Н.И.Зеленщикову.

 

 

 


"Первый день на Байконуре прошел спокойно в рабочей обстановке. Сразу после прилета экипажи посетили местный спортзал. Провели несколько занятий в рамках программы предстартовой подготовки. Завтра планируется первая примерка корабля. Экипажи будут проверять системы и оборудование корабля, степень их готовности к полету",- рассказал российский космонавт.

Замечания и предложения космонавтов, высказанные после первой примерки, будут учтены специалистами при окончательной "доводке" корабля и скафандров перед стартом.
Дмитрий рассказал, что провожать его в полет на космодроме будут родители, Юрий Семенович и Валентина Дмитриевна, и друзья.
'Проводить меня приедут мои родители из Алма-Аты и четверо друзей, один из Норильска и трое из Москвы',- сообщил командир "Союза".
Дома Дмитрия будут ждать супруга Динара и двое маленьких сыновей:  5-летний Владик и 11-месячный Славик.
Напомним, что старт корабля 'Союз ТМА-20' с новым экипажем Международной космической станции (МКС) намечен на 15 декабря. В основном его составе российский космонавт Дмитрий Кондратьев, астронавтка НАСА Кэтрин Колман и итальянский астронавт Паоло Несполи. Дублерами утверждены россиянин Анатолий Иванишин, японец Сатоси Фурукава и американец Майкл Фоссум.

 

 

Пресс-служба Роскосмоса

15 декабря с Байконура к Международной космической станции отправится пилотируемый корабль с очередным экипажем. Командиром основного экипажа 'Союза ТМА-20' назначен Дмитрий Кондратьев, космонавт ФГБУ 'НИИ ЦПК имени Ю.А. Гагарина', полковник ВВС Российской Федерации.
По окончании комлексных тренировок Дмитрий Юрьевич дал эксклюзивное интервью пресс-службе Роскосмоса.

 

 

Наша справка.

 

 

 

ДМИТРИЙ ЮРЬЕВИЧ КОНДРАТЬЕВ родился 25 мая 1969 года в г. Иркутске.
В 1986 году поступил в Качинское высшее военное авиационное училище летчиков им. А.Ф. Мясникова, которое окончил в 1990 году по специальности 'Летчик-инженер'.
В 2000 году окончил Московский государственный университет экономики, статистики и информатики по специальности 'Экономист'. В 2004 году окончил Военно-Воздушную академию им. Ю.А. Гагарина.
После окончания училища проходил службу в различных частях ВВС в должностях летчика, старшего летчика. Освоил 10 типов самолетов. Военный летчик 1-го класса.
Инструктор парашютно-десантной подготовки.
Имеет квалификацию 'офицер-водолаз'.
В декабре 1997 года был зачислен кандидатом в космонавты-испытатели отряда космонавтов РГНИИЦПК им. Ю.А. Гагарина.
Награжден медалями Вооруженных Сил Российской Федерации 'За отличие в воинской службе' I, II и III степени, медалью 'П. Нестерова', памятным знаком '50 лет Космической Эры'.
Предстоящий полет станет первым для Дмитрия Юрьевича.

 

 

ДМИТРИЙ КОНДРАТЬЕВ: 'Полет в космос - только начало'
Интервью перед полетом


 

'Я сейчас между двумя этапами:'

 

Дмитрий, сейчас уже позади комплексные тренировки. Для Вас и Вашего экипажа начинается 'крайний' этап подготовки к полету. Какие ощущения?

 

Ощущения у меня такие - большой этап в жизни завершается и еще больший начинается.
Я прошел отбор в отряд в 1997 году, сейчас 2010-й. Прошло 13 лет. Фактически, 13 лет ежесуточной работы в  ожидании первого полета:
Действительно большой и важный этап уходит, поэтому мне немного грустно. Но начинается новый, еще более важный этап - новые ожидания,  испытания:
У меня такое чувство, что я между двумя этапами сейчас:

 

 

 

 

Основной экипаж ПКК "Союз ТМА-20" во время комплексных тренировок 

 

Расскажите, пожалуйста, что Вам и Вашему экипажу еще предстоит сделать на Байконуре до полета?


На Байконуре у нас будет две недели, в течение которых мы должны дважды провести тренировки на реальном корабле, на котором нам предстоит лететь ('Союз ТМА-20'- ред.), посмотреть, как он готовится к полету, проверить, все ли сделано, выдать свои последние пожелания, чтобы на месте можно было какие-то мелкие вещи изменить, доделать.
В принципе, для нас это не в первый раз. В этом составе (вместе с Паоло Несполи и Кэтрин Колман - ред.) мы дублировали экипаж корабля 'Союз ТМА-19'. Поэтому нам эти операции знакомы.
Кроме того, нужно настроиться на полет. Это большое событие, для которого необходимо сосредоточиться. Важен психологический настрой.
Будут и медицинские тренировки, направленные на улучшение переносимости невесомости, этапа перегрузок. Будут занятия по ручным режимам, по некоторым научным экспериментам, чтобы к старту у нас сохранились навыки, которые нам понадобятся после стыковки с МКС.

 

 

 

 

 


С дублерами - А.Иванишиным, С.Фурукава, М.Фоссумом

 

'Космический полет сегодня - это большой и тяжелый труд'

 

 

Вы прошли длительную подготовку к полету и сейчас у Вас, определенно, сложилось некое впечатление о том, что Вас ждет на станции. Какое?

 

Сейчас космические полеты перешли в новую плоскость. Есть принципиальное отличие между коротким и длительным полетом. Во время короткого полета космонавт присутствует на космической станции десять дней или чуть больше. Длительный полет - это когда космонавт живет на станции.
Здесь на первый план выходят такие вещи, как обеспечение долговременного пребывания на орбите человека, бытовые вопросы, проблемы построения хорошего экипажа, поддержания нормальных рабочих и дружеских отношений, потому что жить вместе в замкнутом пространстве в течение полугода - это тоже сложная задача в дополнение к тому, что каждому космонавту и астронавту, всем, участвующим в выполнении космической программы на МКС, приходится работать очень тяжело. День насыщен, каждая минута космонавта, его рабочее и даже свободное время, планируются специалистами ЦУПа на Земле. Потом, в процессе выполнения задач в течение дня, недели все корректируется, чтобы сделать пребывание космонавта на станции максимально эффективным с точки зрения объема и качества выполняемых задач.

 

 


Прежде всего, космический полет сегодня - это рискованный и тяжелый труд в специфических условиях невесомости, замкнутого пространства и других нюансов - радиации, факторов космического пространства и т.д. Это труд, к которому готовятся много лет. В результате он должен принести максимальную пользу тем, кто ставит эксперименты, кто обеспечивает эту работу.
Космонавт на орбите сегодня - это вершина очень большой пирамиды. Космическая отрасль России насчитывает десятки тысяч человек, большое количество заводов, научных организаций и других структур, которые являются фундаментом обеспечения выполнения космических полетов, и космонавт находится на острие всех процессов.
Поэтому я не отрываю себя от коллективов заводов, научных и других заинтересованных организаций в нашей стране и за рубежом, считаю, что это коллективная работа, а я - часть  громадного коллектива и намерен работать именно в таком ключе, чтобы у нас было четкое взаимодействие.


'Традиции поддерживают преемственность поколений'


По традиции космонавты, улетающие с Байконура, высаживают деревья на аллее космонавтов на 17й площадке. Но Ваш экипаж летит зимой - не самое лучшее время для посадки. Вы все-таки будете сажать деревья?


 

Действительно, есть традиция, по которой космонавты, летящие в первый раз, сажают деревья на Байконуре. Там целая аллея, посаженная космонавтами, начиная с первых космонавтов.  И российскими, и иностранными, еще со времен программы 'Интеркосмос' во времена Советского Союза. И сейчас наши коллеги из Европы и Америки тоже сажают деревья:
Но это будет декабрь: Я все же надеюсь, что деревья, которые мы посадим, приживутся до весны. Зимой сложно сказать, выживет ли дерево. Но даже если будут какие-то проблемы - посадим еще раз! Традиция есть - не будем нарушать!

 

 

 

 

По традиции, экипажи "Союза ТМА-20" после сдачи экзаменов побывали на Красной площади


 

А как Вы вообще относитесь к космическим традициям и суевериям?


Космические традиции - вещь хорошая и нужная. У космонавтов много традиций, они дают стабильность, поддерживают преемственность поколений. И какие-то традиции наш экипаж, безусловно, будет соблюдать.
Но я, например, не считаю себя суеверным: И если традиции наш экипаж будет поддерживать вместе, то суеверия у каждого свои.  Коллектив у нас разный - разные страны, профессии, жизненный опыт. Я бы не сказал, что у нас есть общие суеверия.
Например, скажу, что в авиации есть суеверие- перед вылетом летчик не бреется, не стирает летный комбинезон:


А космонавты бреются перед полетом?

 

(С улыбкой) Космонавты бреются. Но я не следую этим суевериям в таком виде: Вот нельзя летчикам и космонавтам говорить, что у них что-то 'последнее', надо говорить 'крайнее'. Мелочи:


Будет ли с Вами в полете талисман, который обычно еще используют на 'Союзе' как индикатор невесомости?


Я не беру с собой талисманов. Как уже говорил, не считаю себя суеверным человеком.
А что касается тех талисманов, которые иногда космонавты вешают перед собой в космическом корабле, у меня нет сейчас таких планов - что-то такое взять с собой. Отсутствие перегрузки по окончании работы третьей ступени мы определим по другим факторам.
Ну, а талисман- это моя семья, мои дети, мои друзья, с которыми я буду общаться во время полета.

 

'Космос и спорт неразрывны'


Дмитрий, известно, что Вы серьезно занимаетесь спортом. Могут быть связаны увлечение спортом и космос?

 

Я считаю, что эти два понятия неразрывны. Человек, который собирается лететь в космос,  должен обладать очень хорошим здоровьем, чтобы без последствий перенести все неблагоприятные условия космического полета. Но и просто быть здоровым человеком тоже необходимо, прежде всего, для себя самого, для своей семьи, для общества.
Многие космонавты в прошлом занимались различными видами спорта, и в настоящее время стараются поддерживать, если не соревновательный, то, по крайней мере, очень хороший уровень в своих видах спорта.
Считаю, что спорт развивает не только силу, выносливость, но и стойкость, терпение. Все эти качества, безусловно, необходимы и космонавтам, и всем другим людям. Я занимался каратэ в течение многих лет и имею коричневый пояс. До сих пор стараюсь поддерживать спортивную форму. Хочу, чтобы молодые люди выбирали спорт как альтернативу всякого рода вредным привычкам.
Стараюсь участвовать в различных мероприятиях по привлечению молодежи в спортивные ряды. Моему старшему сыну сейчас 5,5 лет и он уже посещает секцию каратэ в Звездном городке. Надеюсь, что и в полете получится провести ряд мероприятий по популяризации моего любимого вида спорта и здорового образа жизни.

 

 

 

'Мои сыновья - лекарство от всех болезней'

 

У Вас двое сыновей. Младший, Вячеслав, наверное, еще пока не очень понимает, что папа - космонавт. А старший, Владислав?

 

Да, у меня сейчас двое прекрасных сыновей. Младшему будет на момент моего полета 11 месяцев. Замечательные дети, я их очень люблю!
Это, я считаю, лекарство от всех болезней. Если человек уставший, расстроенный, какие-то жизненные неурядицы - как приходишь домой, начинаешь с ними общаться - все проходит. Старший уже все понимает, он знает, куда папа направляется, что полгода его дома не будет.
Но сейчас есть связь, которая позволяет нам ежедневно разговаривать с любыми абонентами на Земле, посылать друг другу фотографии, видеозаписи. Если будет возможность, супруга с детьми сможет приехать в Центр управления полетами, мы сможем пообщаться в прямом эфире. Так что, с точки зрения общения, обмена информацией с семьей - это будет происходить на ежедневной основе, и это большая поддержка космонавта во время полета.


 

 

 

Дмитрий со старшим сыном Владиком...

 

 

и младшим - Славиком

 

А о чем Вы будете рассказывать своим сыновьям с орбиты?


Я, наверное, буду больше показывать. Какие-то фотографии интересные, например.
Старший уже проявляет интерес к технике. Он технически развитый молодой человек и ему интересно то, что можно разобрать и собрать. В этом ключе буду ему рассказывать и показывать что-то космически - интересное. Практически, у нас неограниченные возможности общения с семьей, в плане обмена электронными сообщениями, фотографиями.


 

Фотографии семьи с собой возьмете?


Фотографий не беру, поскольку сейчас уровень развития средств коммуникации между МКС и Землей таков, что мне жена сможет присылать ежедневно по электронной почте самые свежие фото. Это гораздо интереснее, когда ты видишь свою семью, друзей, близких друзей каждый день, переживаешь вместе с ними все события.

 


'Гагарин - символ начала новой эры'


 

Вам предстоит быть командиром МКС в то время, когда в мире будут праздновать 50-летие полета Гагарина. Чувствуете ли Вы особую ответственность в связи с этим?


Да, для меня это действительно большая честь. И, конечно, большая ответственность, поскольку мы будем находиться на 'переднем крае', в связи с юбилеем за нашим экипажем на станции будет, безусловно, следить весь мир. Важно уровень, планку, заданную полетом Гагарина, первым выходом в космос Леонова, созданием первых космических станций, поддерживать. Наша страна всегда была лидером в освоении космоса, в этом статусе и должна оставаться.
Полет Гагарина - это начало не только большого этапа пилотируемой космонавтики в нашей стране, но и во всем мире. Большой этап для человечества в целом.
Гагарин сейчас является даже не кумиром, а символом начала новой эры. Это, я считаю, правильно и справедливо. Имя Гагарина - символ покорения космоса, символ того, что мечты сотен поколений о полетах с нашей планеты, за пределы допустимого, реальны, осуществимы. И мы это видим сейчас, что очень важно.
Полет Гагарина является подвигом, потому что он на самом деле выполнил такой полет в первый раз - в неизведанное, на новой технике, надежность которой была малоизвестна, в безвоздушное пространство. И этот подвиг совершил молодой летчик, офицер.
Возьмем наше время. К сожалению, снизился интерес к исследованию космического пространства во многих странах. Но все в мире знают два факта - всегда, все люди, дети - это полет Гагарина и высадка американцев на Луну.  Я думаю, и в будущем мы увидим не менее важные, значимые события в исследовании космического пространства. Надеюсь, это будет при нашей жизни:

 

 

Дмитрий возлагает цветы на могилу Гагарина у Кремлевской стены 

 


'Пропаганда космических исследований - большое и нужное дело'


Вы точно подметили - сегодня популярность космонавтики не так велика, как в 60-е годы, а профессия космонавта уже не является престижной. Что нужно делать, чтобы эту ситуацию изменить?


Первичным здесь является собственно космическая программа. Когда каждый человек и в нашей стране, и во всем мире будет понимать, что исследование космоса значимо, что это приносит огромную пользу всем людям на Земле - и технологическую, и экономическую, и техническую, и научную - тогда все будут осознавать важность и нужность космических программ и необходимость инвестиций в космические исследования.
Я считаю, что пропаганда космических исследований, того, что космонавты делают на орбите, является в целом большим и нужным делом.
Конечно, необходимо привлекать средства массовой информации к нашей деятельности. Больше показывать, рассказывать. Я, кстати, слежу за тем, что делается в этом смысле на сайте Роскосмоса. Проекты, в которых задействованы космонавты, работающие на МКС,- хорошая идея. И современная. Сейчас интернет - самое популярное СМИ. Даже телевидение уступает ему.
Безусловно, мы будем делать все, чтобы поддержать уровень осведомленности российской и мировой общественности в том, что мы делаем, говорить о том, как это важно для развития науки и техники.


 

А Вы собираетесь создать свой блог или что-то похожее во время полета?

 

Собираюсь. Но подробности до прибытия на станцию раскрывать не хочу.

 

 

 

'Летать дальше, выше, быстрее:'


Дмитрий, насколько мне известно, Ваши родители- инженеры. Откуда тяга к полетам?


У меня не было проблемы с выбором профессии в детстве. Мой отец - авиационный инженер. Он был вертолетчиком гражданской авиации, летал на вертолетах, а потом работал на авиационных заводах. Я всю жизнь был свидетелем его работы, поэтому для меня проблемы выбора не было. Я знал, что буду летчиком, что пойду в авиацию. Думал, куда - в гражданскую или в военную. Выбрал военную авиацию, поступил в летное училище и летал на самолетах в Советском Союзе, а потом в Российской Федерации, в разных концах России. Космонавтика, вся космическая отрасль, выросла из авиации. Когда человек впервые поднялся в воздух, он начал искать возможности подняться выше, дальше. Это продолжение тяги человека - летать. В атмосфере, за пределы атмосферы - это стало естественным продолжением и моей профессии летчика. Я сделал первый шаг - стал летчиком. Следующий шаг был логичным - стать космонавтом. Летать дальше, выше, быстрее, как поется в песне.
И я предпринял попытку стать космонавтом. В середине 90-х был объявлен конкурс по отбору космонавтов по всей стране, были сотни кандидатов, если не тысячи. В нашу группу было отобрано 12 человек, включая меня. Я считаю, мне просто повезло. Другие кандидаты были не менее достойные - подготовленные, грамотные, профессиональные люди. Мне действительно повезло: В 1998 году, в начале года, приступил к тренировкам.

 


'Каждый космический эксперимент важен'


Расскажите, пожалуйста, о научных экспериментах, намеченных по программе Вашей экспедиции. Какие из них Вам наиболее интересны?


В течение полета у нас будет множество экспериментов разного плана - научных, научно-технических, медицинских, биомедицинских - более 40 в программе.
Выделять какой-то из них было бы неправильно. Каждый эксперимент важен, каждый в своей области приносит большую пользу. Поэтому как специалист, который будет проводить их на орбите, я никакой из них не выделяю. Это как в большой семье - нет детей более любимых или менее любимых, они все любимы, каждый по-своему.
Я могу подтвердить для всех ученых, инженеров, которые являются постановщиками экспериментов, что буду ко всем относиться с одинаковым пониманием, педантизмом, аккуратностью. И сделаю все от меня зависящие, чтобы все эксперименты были выполнены с  высоким качеством.
Например, для меня самыми интересными будут исследования, связанные с наблюдениями, съемками земной поверхности. Вот мы недавно говорили со специалистами, что неплохо было бы сделать серию снимков с МКС для создания галереи ландшафтов территории России. Снимки такие были, но съемки проводились в советские времена, в основном.
Прошло несколько десятилетий, все изменяется, и было бы интересно, во-первых, обновить эту базу, а, во-вторых, сейчас с точки зрения техники появились большие возможности, то, чего раньше не было. То есть, можно сравнить по времени, что происходило, что поменялось в геологических структурах. Сейсмические явления происходят, ландшафт меняется. С точки зрения науки это интересно.
Я буду снимать то, что мне интересно, в свободное время. Это будут и научные снимки и, может быть, художественные.
 

'Единый отряд космонавтов - максимально эффективная структура'


Дмитрий, когда Вы вернетесь из полугодовой экспедиции, на базе Центра подготовки космонавтов, скорее всего, уже будет работать объединенный отряд. Как Вы считаете, рационально ли решение о его создании?


 

Можно привести в качестве примера структуры космических отрядов наших партнеров - европейского, канадского, японского, американского космических агентств. Везде на сегодняшний день существуют единые отряды.
Исторически, например, в США, существовали и военный, и гражданский отряды. Сейчас же все агентства пришли к заключению, что исследования космического пространства должны проводить профессионалы из разных областей, но объединенные в единой структуре. Это наиболее удобный и перспективный метод структуризации, который позволит решать задачи с лучшим качеством в интересах государства, прежде всего, и организаций, которые в этом заинтересованы. Я считаю, что в России настало время создать единый отряд.
У нас их было несколько. Первым был создан военный отряд. Затем, есть отряд в РКК 'Энергия', был отряд в Российской академии наук, до сих пор существует в Институте медико-биологических проблем.
Но сейчас эти отряды работают менее эффективно, чем если бы они все были в единой структуре. Поэтому в Центре подготовки космонавтов создается инфраструктура, которой будет достаточно для обеспечения деятельности единого отряда Роскосмоса. В экипажи по решению Российского космического агентства и ЦПК будут назначаться те люди - опыт которых необходим для конкретного полета, безотносительно, из какой отрасли пришел этот человек в отряд космонавтов. Главными параметрами будут его знания, квалификация, опыт. На основе этих качеств будут назначаться в экипажи космонавты.
Я думаю, это максимально эффективная структура, и это принесет пользу.

 

 

 

Официальная фотография основного экипажа ПКК "Союз ТМА-20"/ МКС-26/27

 

'Варяг - слава людей российских'


'Крайний' вопрос. Уже давно и традиционно командиры экипажей 'Союзов' выбирают позывной. Какой он у Вашего экипажа?


Мой позывной -  Варяг. Я выбрал его давно, еще в 2001 году, когда в первый раз был назначен в дублирующий экипаж МКС номер 5. Я был командиром 'Союза' и бортинженером МКС.
Само название - 'Варяг' имеет в России исторические корни, и оно несет двойную смысловую нагрузку. Первая часть относится к более чем 1000-летней истории, вторая - к относительно недавнему времени. Это - слава российского военного флота, геройский подвиг моряков крейсера 'Варяг', которые сражались против японской эскадры и погибли, но врагу не сдались.
Более ранняя история, исторические корни - это когда варягами называли князей, которые положили начало династии Рюриковичей и стали основателями Государства Российского. Их деятельность привела к созданию из разнородных племен мощного государства, они положили начало большому историческому процессу, а уже далее многовековая история привела к тому, что Россия стала огромной с точки зрения территории, духа, развития, мировой державой.
Я думаю, что эти два аспекта очень важны. Название, которое я выбрал в качестве позывного,  считаю, отражает славу России, славу людей российских, и то, что Россия должна развиваться как большое мощное государство, благодаря своим славным сыновьям и своей истории.

 

Спасибо за интервью и удачи Вам в полете!


Пресс-служба Роскосмоса

 

Пресс-служба Роскосмоса выражает благодарность Д.Ю.Кондратьеву за предоставленные фотоматериалы

Страницы: