Путешествие по Африке
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и цели урока
Ребята, мы с вами любим путешествовать. У нас с вами были и выездные экскурсии, и заочные путешествия. Вспомните, какое заочное путешествие мы с вами совершили недавно? На какой континент? (Мы путешествовали по Антарктиде). Куда именно мы отправимся сегодня, вы узнаете выполнив задание.
III. Устный счет
Приготовьте математические наборы. (Дети выполняют задание учителя с помощью математического набора. Ответы показывают на магнитном полотне.)
1. Наберите число, состоящее из 5 десятков. Уменьшите это число на 3 дес. 4 ед.
Какое число получили? (16)
2. Наберите самое большое двузначное число. Увеличьте его на 2 дес. и 7 ед. Какое число получили? ( 3 7)
3. Наберите число, которое является в числовом ряду следующим после числа 14. Увеличьте данное число на 6 дес . Какое число получили? (74)
4. Наберите число, которое в числовом ряду является предшествующим числу17. Увеличьте это число на 4 ед. Какое число получили? (21)
5. Первое слагаемое 23, второе слагаемое такое же. Чему равна сумма? (46)
6. Уменьшаемое 56, вычитаемое 40. Найдите, чему равна разность. (16)
Под числами спрятаны буквы Ф И А Р А К. Ребята складывают из букв слово
Африка. А что вы знаете об этом континенте? (Дети отвечают на вопрос учителя). Итак, мы можем воспользоваться билетом на корабль и отправиться в путешествие к берегам Африки.
IV. Составление и решение уравнения
И вот мы с вами поднимаемся по трапу, нас приветствует капитан этого замечательного корабля, и мы отправляемся в путешествие.
- 'Как вас много!' - воскликнул капитан.
- Сколько мальчиков? Сколько девочек?
- Да, нас много! У нас в классе 14 мальчиков, несколько девочек, а всего 21 человек.
Ребята, давайте составим уравнение и решим.
V. Работа с оборудованием Spectra (палетки)
Вот, наконец, мы у берегов Африки. Но прежде, чем спуститься с борта корабля, ответим на вопрос капитана.
(Ученики составляют и решают уравнение: 14+Х=21).
Итак, сколько мальчиков, сколько девочек? (Мальчиков 14, девочек 7).
А кто из вас скажет, на сколько мальчиков больше, чем девочек? (На 7).
Молодцы, ребята, и с этим заданием вы справились, но нам предстоит выполнить задание капитана. Он был удивлен нашему с вами путешествию. Ведь Африка - опасна и увлекательна. И только внимательным и сообразительным не грозит опасность. Сейчас мы проверим, насколько вы внимательны.
(Дети получают палетки и карточки на проверку внимания. По команде учителя начинают выполнять задание. Затем задание проверяется (самопроверка) и выявляются самые внимательные).
Теперь с такими внимательными детьми не страшно отправляться на прогулку по африканскому континенту.
Задание капитана корабля мы выполнили, теперь можем сойти на берег.
VI. Просмотр сюжета об Африке из компьютерного диска "Детская Энциклопедия Кирилла и Мефодия"
И что же мы видим? Выжженная солнцем пустыня. Сплошная стена тропического леса. Огромные баобабы - все это Африка. Этот материк омывается 2 океанами: Атлантическим и Индийским, 2 морями: Средиземным и Красным.
(Дети просматривают сюжеты из компьютерного диска об Африке).
На Севере Африки расположена самая большая пустыня в мире - Сахара. В ней настоящий рай для многочисленных антилоп, жирафов, зебр, газелей, слонов, носорогов.
В тропических лесах живут обезьяны, в том числе и человекообразные.
В реках и озерах Центральной Африки водятся бегемоты и крокодилы.
Африка, по-видимому, родина всего человечества. Именно здесь были найдены самые древние останки предков человека.
VII. Решение выражений (работа с планшетами)
В Африке растет громадное дерево- баобаб. (Учитель показывает фотографию этого дерева). Сейчас вам предстоит вычислить высоту и толщину ствола этого могучего дерева.
1. Если из 93 вычесть сумму чисел 54 и 16, то получится число, которое будет равно высоте этого дерева. Чему равна высота? (23 метра). Выходят к доске два ученика (с разными решениями), класс находит правильное решение.
2. А сейчас, если вы правильно запишете и посчитаете следующее выражение, то узнаете чему равна толщина ствола этого дерева: сумму чисел 19 и 9 уменьшить на 3.
Учитель показывает 3 различных решения: (19-9)+3=13
(19+9)+3=31
(19+9)-3=25
Из данных выражений ученики находят подходящее и объясняют, почему остальные выражения не подходят. Итак, чему же равна толщина ствола баобаба? ( 25 метрам ).
Молодцы! А сейчас я открою вам небольшой секрет: чтобы обхватить это дерево ,весь наш класс должен был бы взяться за руки. И еще, африканцы говорят: ' Баобаб большой, но из него не разожжешь даже маленького костра'. Все дело в том, что древесина этого дерева не горит.
VIII. Решение задачи
Ребята ,мы с вами долго шли , и вот нам , наконец , встретилась банановая плантация. Всем, конечно, нравятся бананы. И вот мы сорвали сначала 3 банана, потом еще 3 банана, затем опять 3 банана, потом еще 3 банана. (Во время чтения условия задачи учитель ставит магнитные карточки из оборудования 'Спектра' с изображением бананов).
Узнайте, сколько всего бананов нам удалось сорвать?
(Дети пишут решение: 3+3+3+3=12 (б.)). Что интересного вы заметили в записи этого выражения? (одинаковые слагаемые) Сколько раз по 3 взяли? (4 раза)
IX. Воспроизведение знаний детей о животных Африки и просмотр сюжета о бегемотах с компьютерного диска 'Кузя в Африке'
Мы с вами подкрепились и идем дальше. Нам встретилась река, а в ней - ее обитатели - бегемоты. Вспомните, пожалуйста, что интересного вы узнали об этих животных и какими сведениями хотели бы поделиться с между собой.
- В какой части Африки обитают эти животные? (в Восточной и в Центральной)
- Почему бегемоты не водятся в Северной и в Южной Африке? (они были истреблены из-за мяса, толстой кожи и ценных клыков)
- Каков вес малыша при рождении? (35-40кг)
- Какого веса достигает взрослое животное? (до 3 тонн)
- Любимое лакомство этого животного? (кукуруза)
- Какие еще интересные сведения вы помните о жизни этих животных? (ответы детей)
X. Работа с конструктором 'Lego'
А сейчас я вам предлагаю собрать из конструктора фигурку бегемота. Посмотрите на образец и скажите, какие геометрические фигуры вам понадобятся? (квадраты, треугольники, полукруги). По команде учителя дети приступают к работе по образцу.
Затем работы проверяются и ставятся на выставку.
XI. Подведение итогов урока
Наше путешествие подходит к концу. В заключении нашего урока я хотела, чтобы вы вспомнили некоторые сведения о материке, с которым мы с вами заочно познакомились.
А тот кто будет отвечать на мои вопросы, будет выходить к доске и собирать мозаику, которая так и называется 'Африка'.
- Какие названия имеют океаны, омывающие Африку? (Атлантический и Индийский).
- Какие моря омывают Африку? (Средиземное и Красное)
- Самая большая в мире пустыня? (Сахара)
- Огромное дерево , произрастающее на этом континенте? (баобаб)
- Высота баобаба? (23 метра)
- Толщина ствола баобаба? (25 метров)
- Величайший водопад? (Виктория)
- Потухший вулкан? (Килиманжаро )
Урок можно закончить вручением конфет.
Путешествие наше закончилось. Вы хорошо потрудились и заслужили сладкого подарка (ребята получают конфеты). |