Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.schools.keldysh.ru/ctm/klassic2.htm
Дата изменения: Sun May 14 13:58:58 2000 Дата индексирования: Tue Oct 2 01:17:42 2012 Кодировка: Windows-1251 |
Классицизм
(I
половина 19 века)
После пожара 1812 г. складывается новый облик города, который будущие поколения назовут пушкинской Москвой. В этот последний этап развития классицизма, получивший в истории архитектуры название ампир ( в подражание стилю империи Наполеона), создаются прекрасные особняки; они связаны главным образом с именами архитекторов А. Григорьева и Осипа Бове. Бове принадлежит выдающаяся роль в создании нового типа жилого дома - городского особняка, который получил широкое распространение в застройке послепожарной Москвы. После победоносного окончания Отечественной войны 1812 г. в архитектуре возникают идеи обширных градостроительных ансамблей и грандиозных общественных зданияй . В Москве с ними также связано имя архитектора Осипа Бове.
В истории русской и мировой архитектуры возрождение Москвы после событий 1812г. по размаху и темпам строительства можно сравнить лишь с выдающимся событием XVIII века - созданием новой столицы России, Петербурга. Работы в Москве разворачивались одновременно в нескольких направлениях : был составлен новый генеральный план города с четким очертанием площадей, улиц и переулков, проводились конкурсы на ансамбли и сооружения, архитектура которых отражала бы героические события эпохи.Была заново спланирована Театральная площадь с величественным зданием Петровского театра, шла перепланировка Красной площади, обновились Торговые ряды, восстанавливался Московский университет, строился Манеж над заключенной в трубу речкой Неглинной разбивался Кремлевский сад.
Торжественная ордерная архитектура с рядами строгих колонн и посвященной победам скульптурой, ее масштабы, четкость и стройность форм - все это отвечало героическим свершениям народа - победителя, отстоявшего независимость России. Но основным, что определяло облик восстанавливаемой Москвы, было рядовая массовая застройка. Направляемое и возглавляемое созданием в 1813 г. Комиссией для строения Москвы, куда входили крупнейшие планировщики и архитекторы, массовое строительство в Москве подвергалось обязательному контролю.
Художественная ценность рядовой застройки послепожарной Москвы была создана благодаря единству стиля архитектуры классицизма первых десятилетий XIX века, применению профессионально грамотных проектов. Небольшие, в основном деревянные дома, оштукатуреннные и имитирующие камень, частично еще сохранились в переулках современной Москвы. Они строились на основе архитектурной практики конца XVIII века - времен М. Ф. Казакова; в них широко применялись типовые фасады, чертежи которых были изданы в 1809 - 1812гг., и строительные правила. Эти правила регламентировали размеры домов, расстояния между ними и пр..
Огромное значение для быстрого восстановления города имела стандартизация художественных и строительных элементов, типизации конструкций, определявшие соотношения частей зданий, портиков, колонн. Единство в застройке города достигалось и общностью окраски стен в установленные светлые тона (желтый, палевый, розовый, желто-серый),на фоне которых выделялись белые колонны и барельефы.Монументальность дворцов конца XVIII столетия сменилось уютом и интимностью облика небольших особняков.