Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.schools.keldysh.ru/gimn1587/Arhiv_gazet/Peremena5_09/page3.html
Дата изменения: Fri Dec 4 10:52:35 2009
Дата индексирования: Thu Apr 8 05:34:14 2010
Кодировка: Windows-1251
стр.3
Архив
12 марта 2009 г.
Газета гимназии ?1587
? 4(102)

Откуда берутся изгои?

Если неприятие одного ребенка его одноклассниками возникло в начальной школе, можно с уверенностью сказать, что ситуацию спровоцировал учитель (или другой взрослый, пользующийся у этой группы похожим авторитетом). Своими окриками, грубыми замечаниями, обидными сравнениями он дал косвенное разрешение остальным принижать менее способного, или более задумчивого, или слишком бойкого.
В коллективе постарше такая ситуация возникает сама собой, без участия взрослого. В любом подростковом коллективе есть "лидеры", или "звезды", рядом с ними - "высокостатусные", они противостоят "изгоям", или "отверженным". Кому-то удается не вливаться ни в ту, ни в другую группу. Как правило, это два закадычных друга (подруги). Ходят они вдвоем и не вмешиваются ни в какие разборки.
Такое деление характерно для любой группы, а в дворовой тусовке вообще самая жестокая иерархия. Там она близка к тюремной, где авторитет у силы. И если в такой группе появятся два человека с одинаковыми задатками лидерства, то дело может дойти до криминала, и лучше (как для них самих, так и для окружающих) развести их как можно скорее. Впрочем, в коллективе может быть несколько лидеров. Они будут "звездами" каждый в своей области: один будет лидером в эмоциональном плане, другой - в организаторском и т.д.
Лидером становится тот человек, кто наиболее точно соответствует идеалам всей группы. Часто бывает так, что лидер сам не понимает, что он лидер, и не претендует на это место, просто он подходит под те стандарты, которые определены группой. Если речь идет об обычной школе, то для 12-14-летних мальчишек идеалом, как правило, является физическая сила. А вот в математическом классе идеалом, скорее, будут способности к точным наукам. Попав в другие условия, лидер может стать отверженным, потому что там не будут главными те качества, которые он имеет.
"Отверженные" - это люди, которые резко выделяются из данного коллектива, являются скопищем качеств, нарушающих общую гармонию, общую организацию. Непохожесть вызывает раздражение. Таких людей ненавидят и забивают как морально, так и физически. Если они не решаются менять свое окружение, то у них остается только два выхода: поддаться, подстроиться под всех и стать "шестеркой" или сопротивляться и оставаться "отверженным".
Что делать человеку, попавшему в "немилость"?
Если вы попали в категорию "отверженных", не бойтесь обратиться ко взрослым - родителям, учителям. Делать это нужно сразу, как только вас первый раз оскорбили, унизили или вы заметили, что одноклассники с пренебрежением отзываются о вас.
Выходом (иногда единственно возможным) может стать смена окружения. Как сказано выше, изгоем становится человек, чьи идеалы отличаются от идеалов группы. Значит, стоит поменять группу: перейти в класс другой направленности или в школу такого профиля, который соответствует вашим интересам и способностям.
Если же кардинально поменять обстановку не удается, попытайтесь наряду со школой посещать тот коллектив, в котором вы можете встретить единомышленников и в котором ваши "странности" превратятся в достоинства. Найдите кружок, центр, клуб, где сможете наслаждаться общением. Во-первых, такое времяпрепровождение будет для вас отдыхом, разгрузкой, возможностью восстановить самоуважение. Во-вторых, в подобном коллективе вы сможете развить свои способности, и, может, тогда ваши успехи заставят ваших одноклассников по-другому посмотреть на вас. Так, если вы любите задавать много вопросов, вас просто назовут выскочкой, но если все будут знать о том, что вы начинающий журналист, эта ваша особенность может восприниматься как профессиональная черта.
Что делать учителям и родителям?
Учителя могут остановить унижения, если в самом начале, едва заметив первые признаки подобного разделения, вмешаются и решительными мерами пресекут подобное поведение. Но сделать это можно, пока "преследователи" еще не ощутили упоения своим могуществом, не вошли в раж. Если момент зарождения такого разделения пропущен, значит, ситуация вышла из-под контроля. Дальше учителя не в силах что-либо изменить.
То же самое можно сказать и родителям. Действовать в такой ситуации надо быстро и решительно. Активно защищайте своего ребенка, не уговаривайте, не просите, а напугайте его преследователей, покажите, что за него есть кому заступиться. (Раньше в такой роли чаще всего выступал старший брат.) В западных школах с такими явлениями борются прежде всего гласностью. То есть стараются как можно больше говорить об этой проблеме, если она уже возникла. Ситуация обсуждается с участием педагогов, психологов, "жертв" и "преследователей". Не осуждая "преследователей", взрослые стараются разобраться в причинах произошедшего. Но самое главное в таком процессе - "жертвы" вслух говорят о своих страданиях, о том, что они чувствуют. Ведь "преследователи", пока не услышат это, не понимают, что страдания их "жертв" такие же, какие могут испытывать они сами.
Что делать, чтобы не попасть в положение изгоя?
Как только в классе устанавливаются иерархия, "феодальные отношения", каждому члену коллектива приходится проходить "отборочный этап", чтобы занять на этой лестнице то или иное место. Пробуют травить всех. Как правило, решение принимается уже после первой пробы. Если ты не пытался защититься, заплакал, обиделся, значит, попал в "отверженные". Отныне каждое новое издевательство будет приносить все большее удовольствие "высокостатусным". Главное - с самого начала не показывать своей слабости, уметь постоять за себя, будь то кулачный бой или словесная атака.
Занимайтесь спортом! Каким видом спорта вы бы ни занимались, тренировки заметно прибавят вам уверенности в себе, а нарастающие бицепсы или уменьшающаяся талия вызовут зависть одноклассников и одноклассниц.
Что делать одноклассникам, которые не принимают участие в конфликте?
Не оставаться в стороне. Это только кажется, что свидетели ни в чем не виноваты. Они виноваты в своем равнодушии, в том, что с их молчаливого согласия травят человека. Как показывает практика, именно свидетели вызывают наибольшую агрессию, причем как одной, так и другой стороны.
Педагог-психолог Тараканчикова Н.В.