О.Г. Кутукова, учитель информатики
УВК ?1874 (школа ? 161)
'Проектам все возрасты покорны' (Как мы работали над проектом 'Щукино')
--------------------------------------------------------------------------------
От редактора: просим извинить за
отсутствие рисунков, указанных в тексте.
Это фраза сложилась сама где-то в середине работы над проектом, и
уверенность в ее правильности крепла с каждым днем. В жизни бывает:
задумываешь малое, а получается больше и лучше, потому что твоя идея у
многих находит понимание и поддержку. Именно так и случилось с проектом "Щукино",
который предназначался лишь для учащихся 2-х классов и только для уроков
информатики, но... проектам 'все возрасты покорны", и его завершали уже не
только малыши, но и старшеклассники, и даже родители.
Главная цель проекта - привлечь внимание детей к своей "малой Родине", к
тому месту, где они живут, учатся, гуляют. В ходе реализации проекта дети
должны были освоить некоторые современные технологические приемы и учебные
модули, найти и прочитать массу литературы, встретиться с интересными
людьми.
Первоначально предполагалась представить итоги работы в виде сборника
иллюстрированных рассказов младших школьников о своих домах и улицах, а
также в виде стендовой экспозиции. Так как тематика краеведческих занятий и
тематика уроков москвоведения очень близки, то в некоторых классах
планировалось тесное взаимодействие с соответствующими
учителями-предметниками с учетом программы их занятий. Эта работа,
охватывающая многие стороны жизни ребенка в школе, отвечает сути проектной
деятельности, но она же обрушивает на бедные детские головы такой поток
информации, что недолго и растеряться.
Так произошло и с нашим проектом: большой объем информации и необходимость
серьезного труда во внеурочное время привели к тому, что интерес к проекту в
выбранных для эксперимента классах постепенно угасал, но в то же время к
работе над ним самостоятельно стали присоединяться другие дети, имеющие
доступ к информации.
С появлением среди участников проекта активно работающих старшеклассников,
представилась возможность смонтировать детские рисунки, планы улиц, тексты,
а также фотографии и кадры видеофильма с помощью технологии мультимедиа.
Благодаря этому и участвующие в проекте третьеклассники ознакомились с более
сложными технологическими приемами обработки информации, чем планировалось.
Тем не менее основными авторами проекта оставались учащиеся 1- 3-х классов,
поэтому практически весь полученный в результате материал - это все-таки
детские рисунки, сделанные на соответствующем уровне владения компьютером, и
рассказы детей (с присущими им речевыми особенностями) о своих домах и
улицах.
Работа над проектом проходила в четыре этапа, в основном на уроках
информатики, но в двух экспериментальных классах (1"Г" и 3"В") - частично
еще и на уроках москвоведения и труда. Заключительный же этап провели
исключительно во внеурочное время на занятиях кружка "Электронная почта".
Технические возможности, которыми мы располагали: сетевой компьютерный класс
(Macintosh LC-475), а также Power Macintosh 7100/80av, сканер, цветной и
черно-белый принтеры, фото- и видеоаппаратура.
Нет особого смысла давать подробное описание отдельных уроков по ходу
проекта, так как в каждой школе, где захотят сделать подобное, смогут
самостоятельно наметить содержание и спланировать учебную деятельность в
соответствии с расписанием и с подходом учителей к изучению района. Но
основные этапы осуществления проекта безусловно будут аналогичны нашему.
Важными моментами в такой работе являются время, затраченное каждым ребенком
на выполнение конкретных задач по этапам и те навыки, которые он приобретет
в ходе их решении.
Первый этап выполнения проекта - сбор и первичная обработка информации
На этом этапе было более 250 участников. Мы организовали работу по классам с
помощью классных руководителей и родителей. Ребята ходили по улицам нашего
микрорайона Щукино, делали схематические зарисовки местности и записывали
необходимую информацию. Вернувшись в класс, они на уроках москвоведения и
труда оформляли индивидуальные альбомы и 'командные' газеты 'по улицам" и
'по экскурсиям', составляли свои индивидуальные планы дороги в школу.
Во многих классах выбрали лучшие планы и рассказы и сдали их учителю
информатики. В двух экспериментальных классах работа над планами с самого
начала велась более основательно. Класс был разбит на команды по числу
главных улиц микрорайона. Каждый член команды отвечал за свой участок
выбранной улицы, составлял подробную его планировку, зарисовывал и описывал
внешний вид строений и дворов, искал сведения об истории домов и т. д.
Средние затраты времени на экспериментальную работу одним ребенком:
- в обычном классе - от 2 до 3 часов (экскурсия, работа в классе,
индивидуальная прогулка с родителями);
- в экспериментальном классе - от 4 до 10 часов.
Приобретенные детьми знания и технологические навыки:
- планирование и анализ своей работы;
- сбор и анализ информации;
- оформление собранного материала (композиционное размещение на листе
определенного размера, монтаж, создание коллажа из текста, фотографий и
рисунков);
- использование элементов черчения и планиметрии;
- организация коллективной работы.
Второй этап - компьютерная обработка информации.
На этапе, начавшемся почти одновременно с первым, ребята на уроках
информатики занимались предварительной компьютерной обработкой собранной
информации: набирали и редактировали тексты, создавали и совершенствовали
рисунки - в 1-2-х классах и планы - в 3 классах.
Этот план - итог длительной работы двух учеников 3-го класса, первоначально
составивших его на бумаге, а затем создавших и детальную компьютерную версию
(с использованием графических средств пакета Claris Works 2.0). На эту
работу ребятам пришлось затратить в целом около 7 часов.
Когда уже на первых этапах начала сказываться катастрофическая нехватка
запланированного урочного времени, желающим была предоставлена возможность
завершить начатое во внеурочное время. Участники проекта обменивались
информацией между собой с помощью средств электронной почты в рамках
внутришкольных конференций "Моя Москва" и "Наша школа".
Средние затраты времени на экспериментальную работу одним ребенком:
в обычном классе от 2 до 4 час. - работа с программами KidPix, Claris Works;
в экспериментальном классе от 4 до 7 час. - работа с программами KidPix,
Claris Works, First Class Client 3.12.
Приобретенные детьми знания и технологические навыки:
освоение основных принципов и приемов работы с графическим и текстовым
редакторами;
умение работать с объектной графикой;
распечатка текстов и рисунков;
ознакомление с особенностями работы электронной сети и ее использование для
обмена информацией.
Третий этап - оформление основных блоков проекта.
Над проектом на этом этапе работали только экспериментальные классы (на
уроках информатики, москвоведения и труда) и энтузиасты (во внеурочное
время).
Начался этот этап с конкурсного отбора наиболее правильной, завершенной и
красиво оформленной информации. Сначала конкурс проходил внутри команд
класса. Затем в качестве заключительного жюри выступила инициативная группа
старшеклассников, примкнувших к проекту.
Кроме отобранных рисунков, рассказов и планов, старшеклассники предложили
добавить в оформление проекта сведения об истории школы, литературный текст
об истории улиц района и их фотографии. Отснятые младшими детьми или их
родителями фотографии, ребята самостоятельно сосканировали и обработали на
компьютере. Для оформления авторской странички проекта были использованы
материалы видеозаписи уроков.
Младшим школьникам, активно работавшим на предварительных этапах, был
подготовлен сюрприз - создание макета микрорайона из конструктора ЛЕГО.
Заготовки макета выполняли ученики 1-го класса, окончательно его собрали из
ЛЕГО-конструктора ученики 3-го класса. Кадр видеозаписи занятия с
ЛЕГО-макетом обработали на компьютере ученики 7 и 9 класса. Карта района -
работа ученика 10 класса. На ней показано красным место нашего микрорайона,
восстановленного в ЛЕГО-макете, а черным - то, что было 200 лет тому назад.
Средние затраты времени на экспериментальную работу одним ребенком:
от 1 до 5 час. (1-3 кл.)- изучение программ KidPix 2.0, ClarisWorks 2.0,
макетирование из ЛЕГО-конструктора;
от 4 до 25 час. (3-9 кл.) - фотографирование, поиск дополнительной
информации в библиотеке, обработка информации с помощью программ Claris
Works 2.0, Ofoto 2.0, Mac Tiger 1.0, Adobe Photoshop 3.0.4, Graphic
Converter 2.2, Fusion Recorder 1.1, Movie Player, Hyper Studio 3.0.
Приобретенные детьми знания и технологические навыки:
сканирование графической и текстовой информации;
конвертирование и обработка текстов и рисунков разных форматов;
монтажная раскадровка видеофильмов;
компьютерная обработка видеофрагментов;
типовые технологические алгоритмы работы с буфером обмена;
форматирование текста и сборка отдельных частей текста и рисунков в единый
блок;
использование знаний планиметрии и стереометрии в конструировании;
выработка критериев объективной оценки по конкретной проблеме для работы в
жюри.
Четвертый этап - оформление итогов проекта.
В экспериментальных классах ребята подготовили не только классные и школьные
стенды по истории Щукино и его улиц, но создали также бумажный макет
микрорайона. Учителя информатики смонтировали 15-минутный документальный
фильм о работе над проектом.
Учеником 9-го класса при технической и программной поддержке десятиклассника
весь подготовленный материал (28 детских рисунков, 24 фотографии и более 150
Кб текста) был собран и структурирован в гипертекст с помощью программы
Hyper Studio 3.0. В любом порядке, с любого места из заглавной страницы,
можно прочитать историю села Щукино и нашей школы, ознакомиться с
современным состоянием района, познакомиться с авторами проекта, изучить
любую улицу муниципального района Щукино (какие-то очень подробно, другие
пока менее детально).
Средние затраты времени на экспериментальную работу одним ребенком:
в экспериментальном классе - от 2 до 4 час (на уроках труда);
старшеклассником - до 80 час (работа в программах Claris Works 2.0, Adobe
Photoshop 3.0.4, Graphic Converter 2.2, Hyper Studio 3.0).
Приобретенные детьми знания и технологические навыки:
применение планиметрии и стереометрии в макетировании;
структурирование отдельных частей текста и рисунков в гипертекст;
дизайн главных страниц гипертекста.
Итак, что же можно сказать в заключение?
Завершали проект 42 энтузиаста, из которых более половины работали с самого
начала! Для этих ребят, как и для их родителей и для всех участвовавших в
работе учителей, история своего района - не пустые слова, не обязательная
для прохождения тема урока москвоведения, а живое интересное дело, которое
можно продолжать и продолжать...
На V Московском конкурсе компьютерных мультимедиа-проектов, посвященном 850
летию Москвы, эта компьютерная работа в 1997 году завоевала первое место. В
этом учебном году проектные разработки уже активно используются на уроках по
москвоведению для 1-х и 2-х классах, предваряя экскурсии по улицам родного
района.
Весь накопленный материал в виде стендовой экспозиции выставлен в школьных
коридорах и в кабинете информатики. Познакомиться с фильмом и
учебно-ознакомительной работой - проектом "Щукино" можно не только у нас в
школе, но и в ИНТе, сотрудникам которого все участники проекта выражают
благодарность за предоставленную технику и оказанную консультативную помощь.