Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.schools.keldysh.ru/labmro/metods/schukino.htm
Дата изменения: Thu Oct 11 20:57:56 2007
Дата индексирования: Tue Oct 2 18:32:49 2012
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: http astrokuban.info astrokuban
Методический семинар

Методический семинар : 'Методология учебного проекта'

О.Г.  Кутукова, учитель информатики
УВК ?1874 (школа ? 161)



'Проектам все возрасты покорны' (Как мы работали над проектом 'Щукино')
--------------------------------------------------------------------------------

От редактора: просим извинить за
отсутствие рисунков, указанных в тексте.



Это фраза сложилась сама где-то в середине работы над проектом, и уверенность в ее правильности крепла с каждым днем. В жизни бывает: задумываешь малое, а получается больше и лучше, потому что твоя идея у многих находит понимание и поддержку. Именно так и случилось с проектом "Щукино", который предназначался лишь для учащихся 2-х классов и только для уроков информатики, но... проектам 'все возрасты покорны", и его завершали уже не только малыши, но и старшеклассники, и даже родители.

Главная цель проекта - привлечь внимание детей к своей "малой Родине", к тому месту, где они живут, учатся, гуляют. В ходе реализации проекта дети должны были освоить некоторые современные технологические приемы и учебные модули, найти и прочитать массу литературы, встретиться с интересными людьми.

Первоначально предполагалась представить итоги работы в виде сборника иллюстрированных рассказов младших школьников о своих домах и улицах, а также в виде стендовой экспозиции. Так как тематика краеведческих занятий и тематика уроков москвоведения очень близки, то в некоторых классах планировалось тесное взаимодействие с соответствующими учителями-предметниками с учетом программы их занятий. Эта работа, охватывающая многие стороны жизни ребенка в школе, отвечает сути проектной деятельности, но она же обрушивает на бедные детские головы такой поток информации, что недолго и растеряться.

Так произошло и с нашим проектом: большой объем информации и необходимость серьезного труда во внеурочное время привели к тому, что интерес к проекту в выбранных для эксперимента классах постепенно угасал, но в то же время к работе над ним самостоятельно стали присоединяться другие дети, имеющие доступ к информации.

С появлением среди участников проекта активно работающих старшеклассников, представилась возможность смонтировать детские рисунки, планы улиц, тексты, а также фотографии и кадры видеофильма с помощью технологии мультимедиа. Благодаря этому и участвующие в проекте третьеклассники ознакомились с более сложными технологическими приемами обработки информации, чем планировалось.

Тем не менее основными авторами проекта оставались учащиеся 1- 3-х классов, поэтому практически весь полученный в результате материал - это все-таки детские рисунки, сделанные на соответствующем уровне владения компьютером, и рассказы детей (с присущими им речевыми особенностями) о своих домах и улицах.

Работа над проектом проходила в четыре этапа, в основном на уроках информатики, но в двух экспериментальных классах (1"Г" и 3"В") - частично еще и на уроках москвоведения и труда. Заключительный же этап провели исключительно во внеурочное время на занятиях кружка "Электронная почта".

Технические возможности, которыми мы располагали: сетевой компьютерный класс (Macintosh LC-475), а также Power Macintosh 7100/80av, сканер, цветной и черно-белый принтеры, фото- и видеоаппаратура.

Нет особого смысла давать подробное описание отдельных уроков по ходу проекта, так как в каждой школе, где захотят сделать подобное, смогут самостоятельно наметить содержание и спланировать учебную деятельность в соответствии с расписанием и с подходом учителей к изучению района. Но основные этапы осуществления проекта безусловно будут аналогичны нашему. Важными моментами в такой работе являются время, затраченное каждым ребенком на выполнение конкретных задач по этапам и те навыки, которые он приобретет в ходе их решении.

Первый этап выполнения проекта - сбор и первичная обработка информации

На этом этапе было более 250 участников. Мы организовали работу по классам с помощью классных руководителей и родителей. Ребята ходили по улицам нашего микрорайона Щукино, делали схематические зарисовки местности и записывали необходимую информацию. Вернувшись в класс, они на уроках москвоведения и труда оформляли индивидуальные альбомы и 'командные' газеты 'по улицам" и 'по экскурсиям', составляли свои индивидуальные планы дороги в школу.

Во многих классах выбрали лучшие планы и рассказы и сдали их учителю информатики. В двух экспериментальных классах работа над планами с самого начала велась более основательно. Класс был разбит на команды по числу главных улиц микрорайона. Каждый член команды отвечал за свой участок выбранной улицы, составлял подробную его планировку, зарисовывал и описывал внешний вид строений и дворов, искал сведения об истории домов и т. д.

Средние затраты времени на экспериментальную работу одним ребенком:

- в обычном классе - от 2 до 3 часов (экскурсия, работа в классе, индивидуальная прогулка с родителями);

- в экспериментальном классе - от 4 до 10 часов.

Приобретенные детьми знания и технологические навыки:

- планирование и анализ своей работы;

- сбор и анализ информации;

- оформление собранного материала (композиционное размещение на листе определенного размера, монтаж, создание коллажа из текста, фотографий и рисунков);

- использование элементов черчения и планиметрии;

- организация коллективной работы.

Второй этап - компьютерная обработка информации.

На этапе, начавшемся почти одновременно с первым, ребята на уроках информатики занимались предварительной компьютерной обработкой собранной информации: набирали и редактировали тексты, создавали и совершенствовали рисунки - в 1-2-х классах и планы - в 3 классах.

Этот план - итог длительной работы двух учеников 3-го класса, первоначально составивших его на бумаге, а затем создавших и детальную компьютерную версию (с использованием графических средств пакета Claris Works 2.0). На эту работу ребятам пришлось затратить в целом около 7 часов.

Когда уже на первых этапах начала сказываться катастрофическая нехватка запланированного урочного времени, желающим была предоставлена возможность завершить начатое во внеурочное время. Участники проекта обменивались информацией между собой с помощью средств электронной почты в рамках внутришкольных конференций "Моя Москва" и "Наша школа".

Средние затраты времени на экспериментальную работу одним ребенком:

в обычном классе от 2 до 4 час. - работа с программами KidPix, Claris Works;

в экспериментальном классе от 4 до 7 час. - работа с программами KidPix, Claris Works, First Class Client 3.12.

Приобретенные детьми знания и технологические навыки:

освоение основных принципов и приемов работы с графическим и текстовым редакторами;

умение работать с объектной графикой;

распечатка текстов и рисунков;

ознакомление с особенностями работы электронной сети и ее использование для обмена информацией.

Третий этап - оформление основных блоков проекта.

Над проектом на этом этапе работали только экспериментальные классы (на уроках информатики, москвоведения и труда) и энтузиасты (во внеурочное время).

Начался этот этап с конкурсного отбора наиболее правильной, завершенной и красиво оформленной информации. Сначала конкурс проходил внутри команд класса. Затем в качестве заключительного жюри выступила инициативная группа старшеклассников, примкнувших к проекту.

Кроме отобранных рисунков, рассказов и планов, старшеклассники предложили добавить в оформление проекта сведения об истории школы, литературный текст об истории улиц района и их фотографии. Отснятые младшими детьми или их родителями фотографии, ребята самостоятельно сосканировали и обработали на компьютере. Для оформления авторской странички проекта были использованы материалы видеозаписи уроков.

Младшим школьникам, активно работавшим на предварительных этапах, был подготовлен сюрприз - создание макета микрорайона из конструктора ЛЕГО.

Заготовки макета выполняли ученики 1-го класса, окончательно его собрали из ЛЕГО-конструктора ученики 3-го класса. Кадр видеозаписи занятия с ЛЕГО-макетом обработали на компьютере ученики 7 и 9 класса. Карта района - работа ученика 10 класса. На ней показано красным место нашего микрорайона, восстановленного в ЛЕГО-макете, а черным - то, что было 200 лет тому назад.

Средние затраты времени на экспериментальную работу одним ребенком:

от 1 до 5 час. (1-3 кл.)- изучение программ KidPix 2.0, ClarisWorks 2.0, макетирование из ЛЕГО-конструктора;

от 4 до 25 час. (3-9 кл.) - фотографирование, поиск дополнительной информации в библиотеке, обработка информации с помощью программ Claris Works 2.0, Ofoto 2.0, Mac Tiger 1.0, Adobe Photoshop 3.0.4, Graphic Converter 2.2, Fusion Recorder 1.1, Movie Player, Hyper Studio 3.0.

Приобретенные детьми знания и технологические навыки:

сканирование графической и текстовой информации;

конвертирование и обработка текстов и рисунков разных форматов;

монтажная раскадровка видеофильмов;

компьютерная обработка видеофрагментов;

типовые технологические алгоритмы работы с буфером обмена;

форматирование текста и сборка отдельных частей текста и рисунков в единый блок;

использование знаний планиметрии и стереометрии в конструировании;

выработка критериев объективной оценки по конкретной проблеме для работы в жюри.

Четвертый этап - оформление итогов проекта.

В экспериментальных классах ребята подготовили не только классные и школьные стенды по истории Щукино и его улиц, но создали также бумажный макет микрорайона. Учителя информатики смонтировали 15-минутный документальный фильм о работе над проектом.

Учеником 9-го класса при технической и программной поддержке десятиклассника весь подготовленный материал (28 детских рисунков, 24 фотографии и более 150 Кб текста) был собран и структурирован в гипертекст с помощью программы Hyper Studio 3.0. В любом порядке, с любого места из заглавной страницы, можно прочитать историю села Щукино и нашей школы, ознакомиться с современным состоянием района, познакомиться с авторами проекта, изучить любую улицу муниципального района Щукино (какие-то очень подробно, другие пока менее детально).

Средние затраты времени на экспериментальную работу одним ребенком:

в экспериментальном классе - от 2 до 4 час (на уроках труда);

старшеклассником - до 80 час (работа в программах Claris Works 2.0, Adobe Photoshop 3.0.4, Graphic Converter 2.2, Hyper Studio 3.0).

Приобретенные детьми знания и технологические навыки:

применение планиметрии и стереометрии в макетировании;

структурирование отдельных частей текста и рисунков в гипертекст;

дизайн главных страниц гипертекста.

Итак, что же можно сказать в заключение?

Завершали проект 42 энтузиаста, из которых более половины работали с самого начала! Для этих ребят, как и для их родителей и для всех участвовавших в работе учителей, история своего района - не пустые слова, не обязательная для прохождения тема урока москвоведения, а живое интересное дело, которое можно продолжать и продолжать...

На V Московском конкурсе компьютерных мультимедиа-проектов, посвященном 850 летию Москвы, эта компьютерная работа в 1997 году завоевала первое место. В этом учебном году проектные разработки уже активно используются на уроках по москвоведению для 1-х и 2-х классах, предваряя экскурсии по улицам родного района.

Весь накопленный материал в виде стендовой экспозиции выставлен в школьных коридорах и в кабинете информатики. Познакомиться с фильмом и учебно-ознакомительной работой - проектом "Щукино" можно не только у нас в школе, но и в ИНТе, сотрудникам которого все участники проекта выражают благодарность за предоставленную технику и оказанную консультативную помощь.