Настоящий сборник ставит перед собой
задачу помочь читателю уточнить понимание
некоторых значимых тенденций в развитии
экспериментального процесса в Москве.
Представленный в публикациях опыт
экспериментальной работы будет, несомненно,
полезен и для общей ориентации, и для
самоанализа, конкретной самооценки педагогов.
Выборка статей одновременно случайна и не
случайна. Случайна в том смысле, что она не может
представлять срез всего разнообразия новаций и
экспериментов в столице. Работа эта разного
масштаба и формального статуса, различны стадии
ее осуществления и осмысления. Высказывается
только тот, кто готов. Но не случайны и
инициатива, и предмет интересов, и цели, и
принципы, нередко повторяющиеся и неожиданно
перекликающиеся у разных авторов. Да и
составители сборника, вольно или невольно,
стремятся подчеркнуть то, что кажется наиболее
существенным и типичным в сегодняшних поисках.
Одним из способов построения типологии
инноваций служит разделение их по масштабу
преобразований на локальные, комплексные и
системные. Локальные имеют частный и
сравнительно изолированный характер.
Комплексные включают группу частных
преобразований, связанных в различной степени
либо предметом (общность содержания), либо
процессом (единство взаимодействия). Системные
разносторонне охватывают самые различные
аспекты образовательной ситуации. Конечно, с
термином 'системный' можно поспорить. Ведь иной
локальный эксперимент, например, по разработке
авторской предметной программы, часто требует
последовательного целостного преобразования
всего содержания курса, методик, форм и способов
организации и обеспечения. И разве масштабность
эксперимента - гарантия большей его целостности,
качественно иного уровня? Конечно же, нет. Речь о
другом. Составители сборника хотели бы привлечь
внимание читателя к разным истокам и разным
уровням актуализации потребности в
систематизации экспериментальной работы как
основы ее качественного прогресса.
В первом разделе представлены статьи,
посвященные системным изменениям как в
экспериментальном пространстве города, так и в
целях, содержании, характере самой
экспериментальной работы.
Второй раздел объединяет разнообразные
фрагменты опыта экспериментальной деятельности,
в большинстве из которых очетливо звучит заявка
на дальнейшее осмысление и развитие как
особенного, так и общего в том потенциале,
который достигнут в ходе эксперимента, вне
зависимости от того, локальный или комплексный
характер имела конкретная работа.
Статья М.В. Богуславского 'Ориентиры
образовательной политики в сфере педагогической
инноватики' - это размышления о конкретности
результатов эксперимента, о необходимости
осмысления целей и форм экспериментальной
деятельности, более четкого и гибкого управления
ею. Автор выделяет основную проблематику
экспериментальной деятельности с т.зр.
содержания, организации, обеспечения, обращает
внимание на тенденции к расширению
инновационного поля и противоречивые отношения
инноватора-учителя со школой. Текущие ориентиры
образовательной политики в области
экспериментирования по мнению М.В. Богуславского
включают: централизованную организацию
экспериментальной деятельности; расширение
экспериментов; включение в экспериментальную
сферу рыночных отношений в образовании.
Автор статьи 'Состояние, проблемы и
перспективы развития экспериментальной работы в
московском образовании' Н.Ю.Пахомова
затрагивает широкий круг проблем:
экспериментальная работа и программа
'Столичное образование'; новые возможности,
роли, культура ученого и практика; проблемы
формирования в сфере образования сообщества
экспериментаторов и роль складывающихся форм
государственной поддержки (в частности, через
систему повышения квалификации,
иформационно-аналитическое обеспечение). На фоне
разностороннего анализа состояния
экспериментального пространства и тенденций его
развития ставятся вопросы о: соотношении
экспериментального пространства и сферы
развития образования; месте ЦГЭР МИОО в
развитии экспериментальной работы; задачах
формирования системы развития столичного
образования.
Ю. В. Громыко - "От экспериментальных площадок
к инновационным сетям и к построению новой
модели национальной школы на экспериментальных
площадках" - рассматривает проблему перехода
от результатов, получаемых на отдельной
экспериментальной площадке к более широкой их
опробации в учреждениях образования,
объединяющихся вокруг экспериментального в
составе инновационной сети. В то же время, он
показывает "принципиальные характеристики
новой модели школы будущего", основной из
которых является отделение "машины школы"
от "прцессов образовательного движения
детско-взрослых общностей".
Н.Г.Алексеев, А.Я.Хорец - 'Проблемы
конструирования информационных образовательных
технологий'. Анализируя этимологию термина
'технология' и его смысловые возможности в
области педагогики, авторы указывают на такие
особенности производственных и образовательных
технологий как их ориентированность - в первом
случае на критерии эффектвности и экономичности,
во втором - на моделирование жизненных ситуаций,
либо включенность в них. Возможности
информационных технологий исследуются с точки
зрения потенциала воздействия на образование и
процесс превращения его в открытую систему.
Выделяются такие существеные черты этой системы
как: перенос ценностных ориентиров с обладания
информацией на способность поиска и переработки
ее, изменение роли педагога и коммуникативной
среды.
'Образовательная среда школы и
интеллектуальное развитие детей' В.В.Рубцов,
Н.И.Поливанова, И.В.Ермакова. Нарастающему
разнообразию в школах сопутствует большая
непределенность психологической ситуации. Часто
не согласуются в школе заявленные цели,
внутренние задачи и реальные существенные
факторы образовательной среды. Поэтому методики
ее объемного описания и анализа становятся как
нельзя более актуальными. Представленный в
статье опыт внешней экспертизы убеждает:
индивидуально-ориентированное обучение школами
по-разному понимается и ощущается, результаты
нередко весьма далеки от задач и планов:Тему
продолжает и развивает статья В.В.Рубцова,
И.М.Улановской, О.В.Яркиной 'Психологический
климат как характеристика образовательной среды
школы'.
Предметы исследования И.С.Якиманской (статья
'Личностно-ориентированная технология в работе
с учителем и учеником') - ценность личности,
выбор, альтернатива, умение включить субъектный
опыт ученика в образовательный процесс, учесть
его индивидуальную избирательность восприятия.
В связи с этим особое внимание уделяется задачам
и формам изучения личности ученика, умению
обучать, создавая и используя единство и
разнообразие образовательной среды.
А.В.Леонтович в статье 'Проектирование
исследовательской деятельности учащихся'
обсуждает принципы проектирования
исследовательской деятельности учащихся (ИДУ) в
учебных заведениях, требования к характеру и
сложности материала, на котором может эффективно
решаться соответствующий круг задач, содержание
и этапы самой работы, и наконец типологию
субъект-субъектных связей, специфичную для ИДУ
(учитель-ученик, коллега-коллега, духовный
наставник - младший товарищ). Именно ее автор
выделяет как основу образовательной технологии
ИДУ, отмечая также специфику преобладающего типа
деятельности: исследовательской у учащегося и
проектной у учителя. Подчеркивается роль ИДУ как
инструмента повышения качества образования.
А.В.Ивановым и Е.Б.Стефановой (статья 'К вопросу
о позиционной модели образовательного
учреждения') описан опыт московской школы ?429.
Создание для старшеклассников возможности
составить свой индивидуальный учебный план
рассматривается в статье (и в реальной работе
школы) как шаг к принципиально новой
образовательной ситуации, формируемой
процессами самоопределения ученика, учителя и
управленца. Самоопределение в четырех смысловых
пространствах: ситуативном, социальном,
культурном и экзистенциальном не только придает
динамизм взаимодействию всех субъектов
образовательного процесса, но становится
источником, задает условия качественного
изменения их ответствености. Успешность
эксперимента в каждом случае зависит от того, на
какой уровень принятия и совмещения различных
позиций способны выйти его инициаторы.
Авторы статьи 'Творческие экологические
проекты в образовательной области
'Технология'' С.В.Балдина, Ю.Л.Хотунцев
отмечают, что актуальные сегодня экологическая
проблематика и технология проектов - хорошее
сочетание и основа для творческой учебной
работы. Представлены как опыт использования
проектов в работе на базе УПК 'Замоскворечье',
так и общие черты проектной технологии в учебном
процессе.
В статье 'Единство духовно-эстетических
предметов. Вертикальный тематизм' И.В.Кошминой
заявлен новый, религиозно-духовный блок
предметов как средство формирования
нравственности школьников. Исходя из признания
религии важной частью культуры, указывая на то,
что в общечеловеческой сущности смыкаются
научно-материалистическое и религиозное
мировоззрения, автор обращает внимание на
духовно-эстетические средства становления
человека. Одним из средств обеспечения
целостности такого обучения выступает
'вертикальный тематизм' как принцип
межпредметной интеграции и форма диалога между
различными предметами и видами искусства.
Статья 'Программа спецкурса 'Математическое
моделирование'' (автор В.Ш.Крупник)
содержательно и методически представляет
спецкурс, нацеленный на изучение в старшей школе
элементов математического моделирования,
численных методов и математического
программирования, применение основополагающих
понятий теории вероятностей.
Темы статьи М.Л.Шкурлятьевой
'Филателистические проекты в обучении
информатике': метапроект 'Мир увлечений' как
форма и компъютер как средство естественной
интеграции элементов проектной деятельности и
творческого самовыражения ребенка; создание
виртуальной филателистической коллекции как
конструирование гипермедийной информационной
структуры; переосмысление и соединение старого и
нового для развития интереса и в интересах
развития ребенка.
На перекрестке краеведения и информатики,
начальной и старшей школы:Проект 'Щукино' - в
планах, в работе учителя, в жизни детей и школы.
Этому посвящена статья О.Г.Кутуковой 'Проектам
все возрасты покорны'.
'Содержание и методика преподавания курса
'Информатика и информационные технологии' в
школе ? 656 им. А.С.Макаренко - городской
экспериментальной площадке'. Статья
А.Ю.Федосова и Е.И.Троицкой знакомит со
ступенчатым курсом информатики от начальной до
старшей школы, от азов компъютерной грамотности
до профессионального обучения. На суд читателя
выносятся наработки многолетнего
педагогического эксперимента - основательное
учебно-методическое обеспечение, разнообразные
ракурсы индивидуализации работы в курсе
информатики.
Завершает сборник статья 'О детском
творчестве', в которой С.Г.Подилько рассказывает
об уроках художественного творчества в детском
саду, о программе, цель которой - выявлять
особенности природной одаренности, распознавать
и развивать творческую фантазию и
индивидуальность.