Традиция и новаторство в искусстве
Современное искусство развивается всегда во взаимодействии с художественным наследием. Художественное наследие - все исторические непреходящие в культуре, созданной в предшествующие эпохи, художественные ценности прошлого, имеющие общенациональную или общечеловеческую значимость. Из художественного наследия формируется традиция.
Традиция - это память художественной культуры, это актуальное и современное в ее арсенале, это то наследие, которое живо сегодня, то прошлое, которое важно для наших современников. Традиция - это присутствие прошлого в настоящем.
Традиция и новаторство - между этими полюсами, в поле их взаимодействия расположено все искусство каждой эпохи: его художественные качества, средства, форма, идейно - тематическое содержание, характер его гуманистической обращенности к личности.
Традиция - память. Но память не абсолютна, она избирательна. Культура всегда помнит и хранит лишь то, что нужно современности, и в том виде, в котором оно актуально. Культура современного человечества позабыла, например, ритуальные жертвоприношения, бои гладиаторов, шутов при правителях и т. д. Вместе с тем из глубин памяти иной раз извлекается забытое, если в нем появится необходимость. Так, классицизм воскресил средства художественной выразительности далекой античности и создал на ее основе не одно бессмертное произведение.
Культура каждой новой эпохи ' помнит ' прошлое не в неизменном, а в преобразованном, приспособленном к современности виде. По существу, традиция - это актуализированная культура прошлого. Это путь мобилизации опыта прошлого в интересах настоящего. Традиции впитывают в себя основные достижения культуры, которые непреходящи и не зависят от того, большой или маленький народ создал эту традицию. Искусство Древней Греции создал маленький народ, но насколько велик его вклад в мировую культуру!
Традиции - это не только архетипы творческого мышления, восходящие к предыстории человечества. Традиции бывают и старые, и относительно новые, и новейшие.
В художественном процессе истинное и плодотворное продолжение традиция находит не в эпигонстве, а в преемственности, главным созидательным фактором которой является новаторство. Не все новое в искусстве - новаторство. Новаторство - существенное изменение искусства, способствующее приращению выразительных средств, углублению и развитию художественной концепции, расширению смысла жизни. Даже улучшающие изменения бытия не всегда желательны, т. к. разлучают с привычным. В этом исток консерватизма наших вкусов, одна из причин значения стиля ретро. Он есть овеществление тоски по старому, устойчивому, привычному, укорененному в традиции. Нарочитое погружение в прошлое, в традицию в стиле ретро есть свидетельство нашего вкусового консерватизма, нашей тоски по корням, по истокам, по прошлому, быстро уходящему благодаря стремительности изменений вокруг нас и в нас. Ничего нет в искусстве более слитного с формами нашего социального бытия, чем стиль архитектурных сооружений и бытовых вещей, наполняющих наш дом. И вот в этих вещах и в архитектурных формах стиль ретро пытается сочетать остановившуюся и даже повернувшуюся в спять традицию с новыми техническими возможностями, с современными условиями комфорта, технического совершенства. Так углублению идейно - эмоционального воздействия на личность, а в прикладных искусствах и архитектуре также совершенствованию функциональности. Новаторство- изменение, ведущее искусство по пути прогресса, способствующее повышению художественно- концептуальный возможностей произведения. Самое яркое новаторство опирается на традицию, и самая новаторская художественная культура требует бережного отношения к художественному наследию.
Рассмотрим проблемы преемственности, взаимодействия традиции и новаторства на примере некоторых стилистических тенденций, характерных для современной художественной культуры.
Традиция и новаторство по - разному осуществляют себя в разных стилях. Стиль есть внутренняя программа построения предмета, ' генная программа ' организации его целостности, предающая каждому элементу свойство быть частью некоего целого и содержать в себе основные особенности этого целого. Два разных по сути своей типа взаимоотношения традиции и новаторства проявляют себя в двух современных стилях: ретро и модерн.
В прошлом обычно несколько поколений жили в неизменной бытовой среде, современный же человек в среднем 4-5 раз в жизни меняет среду и пит обитания. Психологически человек привыкает к тем формам бытия, которые сопровождали его в предшествующей электросветильники стилизуют под форму керосиновой лампы, между тем в стекле - трубе горит не керосиновый фитиль, а накаляется под действием электротока вольфрамовая спираль. Стиль ретро - способ консервации и реализации традиции в сочетании с новаторским содержанием, вливаемым в старые формы.
Стиль модерн принципиально противоположен стилю ретро. Модерн предполагает новаторскую форму, приближенную к утилитарно - функциональному обличию предмета или сооружения, при этом данная новаторская форма наполняется старым функциональным и духовным содержанием. Традиции здесь живут в функции вещи, новаторство же охватывает ее функциональное содержание.
Преемственность, диалектика традиции и новаторства - необходимые составляющие художественного процесса, осуществляющие себя через разные типы и уровни художественных взаимодействий.