Сопровождение ребенка
по его жизненному пути - это движение вместе с ним, рядом с ним.
Взрослый внимательно присматривается и прислушивается к своему
спутнику, его желаниям, потребностям, фиксирует достижения и
возникающие трудности, помогает сделать правильный выбор. Выбор -
право и обязанность каждой личности, но если на 'перекрестках и
развилках' с ребенком оказывается тот, кто способен облегчить
процесс выбора, сделать его более осознанным - это большая удача.
Именно такое сопровождение и является основной целью психологической
службы школы.
Сопровождение - это система
профессиональной деятельности психолога, направленная на создание
социально - психологических условий для успешного обучения и
психологического развития ребенка в ситуациях школьного
взаимодействия.
Объект
психологической практики - обучение и
психологическое развитие ребенка в ситуации школьного
взаимодействия.
Предмет
- социально-психологические условия успешного обучения и развития.
Метод
- сопровождение.
Сопровождение означает:
Следование за естественным развитием ребенка на каждом этапе
онтогенеза.
Опора на личностные достижения, которые реально есть у ребенка.
Безусловная ценность внутреннего мира каждого школьника,
приоритетность потребностей, целей и ценностей его развития.
Создание условий для самостоятельного творческого освоения детьми
системы отношений с миром и с собой.
Основной целью
работы школьного педагога-психолога, является деятельность,
направленная на сохранение психологического здоровья, создание
условий для личностного развития и жизненного самоопределения
учащихся.
Задачи:
-
организация методической работы с педагогическим
коллективом и администрацией школы по внедрению педагогических
технологий и образовательных программ;
-
психологическое сопровождение учебно -
воспитательного процесса (определение уровня школьной
готовности, выявление особенностей индивидуального развития
учащихся, коррекция и развитие познавательной и эмоционально -
волевой сфер);
-
формирование психологической культуры участников
образовательного процесса.
Исходя из этих целей и задач, работа
педагога-психолога строится по следующим основным направлениям:
-
работа с педагогическим коллективом и
руководством школы;
-
работа с учащимися;
-
работа с родителями.
Эта работа осуществляется через такие виды
деятельности, как:
ћ
организационно - методическая работа,
ћ
психодиагностика;
ћ
развитие и коррекция;
ћ
просвещение;
ћ
консультирование.
Работа психолога с
педагогическим коллективом и руководством школы строится на основе
сотрудничества в совместной разработке тем педагогических советов и
проведении просветительских и методических семинаров, на которых
раскрываются психологические аспекты педагогических проблем. Это
позволяет педагогам более глубоко и полно ориентироваться в данных
проблемах, а также более целенаправленно повышать свою
психологическую грамотность.
Работа с учащимися
начинается с ежегодной диагностики школьной готовности детей
6-7летнего возраста с целью выявления уровня развития
познавательной, интеллектуальной, речевой и социальной сфер каждого
ребенка. Первичная диагностика школьной готовности позволяет
выявить детей с недостаточным уровнем функциональной готовности к
школьному обучению, дать необходимые и своевременные рекомендации
родителям и учителям по дальнейшему формированию предпосылок
учебной деятельности.
Ежегодно психологом
осуществляется наблюдение за адаптацией учащихся 1-х классов,
которое проводится в форме посещения уроков, наблюдения за
поведением детей во внеурочное время, проведения анкетирования
родителей и учителя. Это позволяет более целенаправленно вести
психопрофилактическую работу с родителями в форме индивидуальных
консультаций, бесед, классных собраний и способствует, в целом,
снятию тревожности у детей первого года обучения.
|