Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.schools.keldysh.ru/sch1952/Pages/Kurgina/lesson.htm
Дата изменения: Tue Mar 5 20:27:46 2002 Дата индексирования: Sat Dec 22 02:09:05 2007 Кодировка: Windows-1251 Поисковые слова: http astrokuban.info astrokuban |
Обычный урок, он же комбинированный - гордость и высочайшее достижение знаниевой парадигмы, один из столпов административно-командной конфронтационной педагогики. Именно он в своем наихудшем исполнении оттолкнул от знаний в разные эпохи миллионы детей, именно он способствует ухудшению здоровья учеников, именно он мало чему учит и много чего разрушает. Его главные показатели: авторитарный способ передачи знаний (я заставлю его знать мой предмет), фронтальные, как правило монологические, формы работы, работа учителя по раз и навсегда накатанному материалу, превалирование опроса (читай - контроля) над сотрудничеством, развитием, активным включением учеников а индивидуальном и микрогрупповом режиме в творческую, поисковую, созидательную деятельность.
К сожалению, большинство уроков в нашей школе (да,по мнению ученых ,и во всей стране) носит комбинированный, архаический характер. Но следует оговориться, что форма урока по-настоящему хорошего, душевного, любящего свое дело учителя может не мешать, а помогать ему в его устремлениях, работе, повышении качества обучения.
Рассмотрим
фазы комбинированного урока в двух вариантах:
1-я фаза. Оргмомент. Это обязательное условие авторитарной педагогики. Требования, жесткое включение в деятельность, главное - форма и дисциплина.
1-я фаза (вариант). Организационно-психологический момент - ведущий элемент гуманистической педагогики. Улыбка, шутка, доброта, положительный психологический настрой на урок, одобрительно-душевное отношение к детям, смена приемов, остроумие, бодрость, игровое начало.
2-я фаза. Опрос. Страх, избиение словом и оценкой, нудное и требовательное выискивание недостатков, ошибок.
2-я фаза (вариант) Диагностика успешности, разнообразие форм и приемов, дифференцированный подход, использование микрогрупповых форм работы, исключение из этой фазы урока запугивающего, инквизиторского начала..
3-я фаза. Изложение нового материала. Учитель под запись или без требует, чтобы дети, внимательно слушая, запомнили и поняли смысл излагаемых фактов, событий, принципов, подходов - работает только память и пассивно используемый визуально-звуковой ряд.
3-я фаза(вариант). Учитель организует познавательную деятельность и активность учащихся в связи с изучением нового материала, использует закрепляющие микрозадания, метод плацебо (в ходе объяснения учитель обещает допустить ряд ошибок, а дети должны их найти), выдачу тезисов до урока, метод графической записи, звуковой, моторный, визуальный, осязательный ряд, дискуссию, стимулирование поиска учащимися опережающих идей и решений и т.д.
4-я фаза. Закрепление изученного материала. Подтверждает провал предыдущих фаз, демонстрирует отсутствие активности, опирается на свойства кратковременной памяти и на записи.
4-я фаза (вариант). Позволяет обсудить главные, основные наиболее интересные линии и направления изученного - опирается не на аппарат памяти, а предполагает возможность для каждого учащегося выступить со своим мнением, пониманием и подходом.
5-я фаза. Выдача домашнего задания. На доске мелом написать номер параграфа, выкрикнуть запугивающий лозунг: 'Буду спрашивать на следующем уроке всех и наставлю половине класса двоек!'
5-я фаза (вариант). Учитель подбирается к домашнему заданию в течение всего урока, увлекает, заинтересовывает учащихся. авансом стимулирует их будущую деятельность, ищет вариативные обычные, поисковые и творческие задания, которые должны быть для учащихся интересны, значительны, разнообразны, соответствовать уровню притязаний, знаний, интересов и развития каждого. (Кстати, в методическом кабинете школы Вы можете посмотреть памятку о нормативах домашних заданий и способах его подачи).
Второй вариант возможен только у
творчески работающего учителя, которого, по меньшей мере, обожают дети!
Вы познакомились с мнением В.М. Лизинского, которое во многом разделяет завуч Вашей (нашей) школы.
Если Вы хотите вспомнить разнообразные виды, типы, формы уроков (помимо классических) перейдите в раздел, который так и называется 'Виды, типы и формы уроков'.
Виды, типы и формы уроков' (Подготовлено В.М.Лизинским и М.В.Левитом)
Мы только
перечислили виды, типы и формы уроков, в настоящее время более подробную
информацию можно получить, прочитав материалы в методическом кабинете
школы, а в перспективе - на нашей странице.