Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.schools.keldysh.ru/sch1952/Pages/bres/less.htm
Дата изменения: Thu May 22 14:36:44 2003
Дата индексирования: Sat Dec 22 01:44:10 2007
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: п п п п п п п п п п п
На уроках

На уроках.

        Методы обучения классифицируются по источнику получения знаний. Ведущее место в развитии познавательной активности занимают словесные методы. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемым проблемы и указать пути их решения. С помощью слова учитель может вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства учащегося.

    Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение, содержание устного материала. Он используется, когда учитель излагает сведения, не опирается на предыдущие знания учащихся. Например, рассказ уместен во втором классе на уроках окружающего мира при рассмотрении вопросов о жизни диких животных в разное время года. Учитель может коротким рассказом сделать также обобщение по теме. Часто рассказ учителя сопровождается демонстрацией различных наглядных пособий которые помогают ему более полно раскрыть сущность предмета явления. 

 

Фрагмент урока окружающего мира.

2-ой класс. Тема: "Птицы осенью и зимой".

    Учитель рассказывает об изменениях которые произошли с наступлением осени в жизни растений,  акцентируя внимание детей на отсутствие плодов и семян многих деревьев, кустарников, травянистых растений. Итак, с наступлением осенних холодов исчезают насекомые на растениях, уже не видно обилие плодов и семян. Далее учащиеся рассказывают о своих наблюдениях за жизнью птиц осенью, и приходят к выводу, что многие птицы улетают. Учитель дает понятие о перелетных птицах. Из карточек, находящихся на столах учеников, дети выбирают тех птиц, которых узнают по описанию. В заключение урока обращается внимание на вопросы охраны природы, о необходимости сбора семян и подкормки птиц в зимнее время.

 

     Объяснение - монологическая форма изложения. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала различных наук, математических задач, при раскрытии коренных причин и следствии в явлениях природы.  Использование этого метода объяснения требует:

 

Фрагмент урока математики.

    Тема: "Ознакомление с действием умножения, его связью со сложению одинаковых слагаемых".

   Устный счет. Веселые задачи.

        Бабушка, милая, хочу пирожок!

        Хорошо, испеку. Сколько надо, дружок?

        Два - для мамы, два - для папы,

        Для сестренки тоже два.

        Нам с тобой по два испечь.

        Ох, мне всех не перечесть.

        Кто малышу готов помочь?

        Сколько надо пирогов?

    После решения учитель спрашивает:

 

    Объяснение используется для раскрытия процесса развития растения, принципа действия термометра  и т. д. Объяснение как метод обучения для активизации познавательной активности широко используется в работе с детьми разных возрастных групп. И в связи с осложнением учебного материала использование этого метода становится более необходимым. При объяснении темы "Цепи питания" , "Окружающий мир"  2 кл. учитель знакомит учащихся с новым материалом, раскрывая понятия "цепь питания". Для продолжения работы и закрепления полученных знаний учащимся предлагается задание "Обед зверей".  После выполнения задания учитель совместно с учащимися продолжает составлять цепи.

 

    Беседа - диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.

   В зависимости от конкретных задач содержание учебного материала, уровень творческой познавательной деятельности учащихся, места беседы в дидактическом процессе выделяют различные виды бесед.

    Широкое распространение на уроках в начальной школе имеет эвристическая беседа. В ходе в этой беседы учитель, опирающийся на имеющийся у учащихся запас знаний и практический опыт, подводит к пониманию и усвоению новых знаний, формулированию правил и выводов. Наибольший эффект в обучении этот метод дает тогда, когда вопросы заставляют ребенка открывать знания ("эврика" - нахожу, открываю).

 

 

Урок окружающего мира. Тема "Растения. Изменения в жизни растений осенью".

В начале следует проверить знания учащихся предыдущего материала по вопросам:

    Подводя итог, учащиеся под руководством учителя вспоминают (используя личные наблюдения и материалы экскурсии) о том, что летом растения были зелеными, многие из них цвели. Уже летом на растения начали созревать плоды, семена. Свой рассказ учитель сопровождает серией карточек или использует гербарные цветы. С приходом осени листы на деревьях и кустарниках изменили свою окраску, а затем начали опадать. Пожелтели травы (можно использовать иллюстрации или репродукции Левитана, Шишкина). Цветущих растений мало.