Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.schools.keldysh.ru/sch887/Arhives%5Cmatematika%5CGorshkova1.doc
Дата изменения: Sun Sep 11 10:50:35 2005
Дата индексирования: Tue Oct 2 13:20:30 2012
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: m 81

Горшкова Ольга Владимировна, учитель математики высшей квалификационной
категории школы ?887, к.ф-м.наук.

Особенности использования Дисков Виртуальной школы Кирилла и Мефодия -
Уроки алгебры 7-11 кл. (издание 2004 года с дополнениями и изменениями) на
уроках математики.

Все курсы на дисках полностью соответствуют программе изучения
алгебры, содержат как теоретический материал, так и практические задания.
Применены современные мультимедийные технологии, позволяющие наглядно
объяснить новый материал и быстро провести повторение пройденного. Хорошо
представленны графические решения уравнений и систем с помощью графиков.
Диск для 7-8 классов выгодно отличается от предыдущего издания по
форме оформления уроков.
Диски для 7-8 и 10-11 классов выполнены в одном ключе, применён очень
удачный калькулятор, позволяющий вычислять как дроби, так и значения
логарифмов, синусов.
Надо отметить, что диск для 9-го класса существенно отличается от
вышеуказанных в лучшую сторону. Компановка материалов, насыщенность уроков,
позволяют использовать этот диск практически на каждом уроке для
объяснения, закрепления знаний, тестирования особенно при наличии
компьютера на рабочем месте учителя, медиапроектора , экрана. Ниже привожу
пример своего тематического планирования учебного материала по алгебре для
7 и 9 класса, т.к. у меня сложилась система работы по использованию
компьютерных технологий на уроках алгебры.

Примерное поурочное планирование
изучения курса алгебры в 7 классе
при 4 уроках в неделю (136 уроков за год).

При составлении программы учитывалась возможность использования программы
«Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки алгебры 7-8 классы» 2004 год.

|? урока | Содержание учебного материала|? урока в|Примерные |
| | |программе|сроки |
| | | |изучения |
| |Выражения, тождества, уравнения (22 | |1.09-10.10|
| |урока) | | |
| 1-3 |Числовые выражения, п.1 | | |
| 4-6 |Выражения с переменными, п.2 | | |
| 7-9 |Сравнение значений выражений, п.3 | | |
| 10-11 |Свойства действий над числами, п. 4 | | |
| 12-14 |Тождества. Тождественные преобразования| 05 | |
| |выражений, п.5,6 | | |
| 15 |Контрольная работа ?1 | |25.09-27.0|
| | | |9 |
| 16 |Уравнение и его корни, п.7 | | |
| 17-18 |Линейное уравнение с одной переменной, | | |
| |п.8 | | |
| 19-21 |Решение задач с помощью уравнений, п.9 | | |
| 22 |Контрольная работа ?2 | |8.10-10.10|
| |Функции (17 уроков) | |11.10-16.1|
| | | |1 |
| 23-25 |Понятие функции. Вычисление значений | 07 | |
| |функции по формуле, п.10,11 | | |
| 26-28 |График функции, п.12 | 07, 08 | |
| 29-31 |Линейная функция и ее график, п.13 | 09 | |
| 32-34 |Прямая пропорциональность, п.14 | 09 | |
| 35-38 |Взаимное расположение графиков линейных| 09 | |
| |функций, п.15 | | |
| 39 |Контрольная работа ?3 | |15.11-17.1|
| | | |1 |
| |Степень с натуральным показателем (19 | |17.11-21.1|
| |уроков) | |2 |
| 40-42 |Определение степени с натуральным | 01 | |
| |показателем, п.16 | | |
| 43-44 |Умножение и деление степеней, п.17 | 01 | |
| 45-46 |Возведение в степень произведения и | 01 | |
| |степени, п.18 | | |
| 47 |Одночлен и его стандартный вид, п.19 | 02 | |
| 48-50 |Умножение одночленов. Возведение | 02 | |
| |одночлена в степень, п.20 | | |
| 51-53 |Функции у = х2 и их графики, п.21 | 10,11 | |
| 54 |Контрольная работа ?4 | |14.12-16.1|
| | | |2 |
| 55-57 |Абсолютная и относительная погрешности,| | |
| |п.22, 23 | | |
| |Многочлены (23 урока) | |25.12-13.0|
| | | |2 |
| 58-59 |Многочлен и его стандартный вид, п.24 | 03 | |
| 60-63 |Сложение и вычитание многочленов, п.25 | 03 | |
| 64-67 |Умножение одночлена на многочлен, п.26 | 03 | |
| 68-70 |Вынесение общего множителя за скобки, | 03 | |
| |п.27 | | |
| 71 |Контрольная работа ?5 | |28.01-30.0|
| | | |1 |
| 73-75 |Умножение многочлена на многочлен, п.28| 03 | |
|76-78 |Разложение многочлена на множители | 06 | |
| |методом группировки, п.29 | | |
|79-80 |Доказательство тождеств, п.30 | 06 | |
| 81 |Контрольная работа ?6 | |12.02-13.0|
| | | |2 |
| |Формулы сокращенного умножения (22 | |14.02-4.04|
| |урока) | | |
|82-84 |Возведение в квадрат суммы и разности | 04 | |
| |двух выражений, п.31 | | |
|85-86 |Разложение на множители с помощью | 04 | |
| |формул квадрата суммы и квадрата | | |
| |разности, п. 32 | | |
|87-89 |Умножение разности квадратов на их | 04 | |
| |сумму, п.33 | | |
|90-92 |Разложение разности квадратов на | 04 | |
| |множители, п.34 | | |
| 93 |Контрольная работа ?7 | |6.03-8.03 |
|94-95 |Разложение на множители суммы и | 04 | |
| |разности кубов, п.35 | | |
|96-97 |Преобразование целого выражения в | 06 | |
| |многочлен, п.36 | | |
|98-99 |Применение различных способов для | 06 | |
| |разложения на множители, п.37 | | |
|100-101 |Применение преобразования целых | 06 | |
| |выражений, п.38 | | |
| 102 |Контрольная работа ?8 | |19.03-21.0|
| | | |3 |
|103-105 |Линейное уравнение с двумя переменными,| | |
| |п.39 | | |
|106-107 |График линейного уравнения с двумя | | |
| |переменными, п. 40 | | |
|108-109 |Системы линейных уравнений с двумя | 12 | |
| |переменными, п.41 | | |
|110-112 |Способ подстановки, п. 42 | 12, 13 | |
|113-119 |Способ сложения. Решение задач с | 12, 14 | |
| |помощью систем уравнений, п. 43,44 | | |
|120 |Контрольная работа ? 9 | |7.05-8.05 |
|121-136 |Обобщающее итоговое повторение курса. |01-14 | |
| |Итоговая контрольная работа | | |





Примерное планирование учебного материала
по алгебре в 9 классе
по учебнику Макарычева Н.Ю. и др.
(3 урока в неделю, всего 99 уроков).
При составлении программы учитывалась возможность использования
компьютерной поддержки на уроках: программы «Виртуальная школа Кирилла и
Мефодия. Уроки алгебры, 9 класс», 2004 год.

| ? | Содержание учебного материала |? урока на|Примерные |
|урока | |диске |сроки |
| |Квадратичная функция (17 уроков). | |01.09-10.10|
| 1-2 |Функция. Область определения и область | 01 | |
| |значения функции, п. 1 | | |
| 3-4 |Свойства функции, п. 2. | 01 | |
| 5-6 |Квадратичный трехчлен и его корни. | 02 | |
| |Разложение квадратичного трехчлена на | | |
| |множители, п. 3, 4. | | |
| 7 |График функции у = ах2, п.5. | 03 | |
| 8 |Графики функций у = ах2 + n и у = а(х - | 04 | |
| |m)2, п.6. | | |
| 9-11 |Построение графика квадратичной функции, | 04 | |
| |п.7. | | |
| 12 |Контрольная работа ?1. | | |
| 13-15 |Решение неравенств второй степени с одной| 05 | |
| |переменной, п. 8. | | |
| 16-17 |Решение неравенств методом интервалов, | 05 | |
| |п.9. | | |
| |Уравнения и системы уравнений (15 | |11.10-21.11|
| |уроков). | | |
| 18-19 |Целое уравнение и его корни, п.10. | 06 | |
| 20-21 |Уравнения, приводимые к квадратным, п.11 | 06 | |
| 22 |Контрольная работа ?2. | | |
| 23-25 |Графический способ решения систем | 07 | |
| |уравнений, п.12. | | |
| 26-28 |Решение систем уравнений второй степени, | 07 | |
| |п.13. | | |
| 29-31 |Решение задач с помощью систем уравнений | | |
| |второй степени, п.14. | | |
| 32 |Контрольная работа ?3. | | |
| |Арифметическая и геометрическая | |22.11-21.12|
| |прогрессии (13 уроков). | |. |
| 33 |Последовательности, п.15. | 09| |
| 34-35|Определение арифметической прогрессии. | | |
| |Формула n-члена арифметической |10 | |
| |прогрессии, п.16 | | |
| 36-37 |Формула суммы n первых членов | 10| |
| |арифметической прогрессии, п.17. | | |
| 38 |Контрольная работа ?4. | | |
| 39-40 |Определение геометрической прогрессии. | | |
| |Формула n члена геометрической |11 | |
| |прогрессии, п.18. | | |
| 41-42 |Формула суммы n первых членов | 11| |
| |геометрической прогрессии, п.19. | | |
| 43-44 |Сумма бесконечной геометрической | 12| |
| |прогрессии, п.20. | | |
| 45 |Контрольная работа ?5. | | |
| 46 |Четные и нечетные функции, п.21. | 13| |
| 47-48 |Функция у = хn, п.22. | | |
| 49-50 |Определение корня n-ой степени, п.23. | 14 | |
| 51-52 |Свойства арифметического корня n -ой | 14 | |
| |степени, п.24. | | |
| 53 |Контрольная работа ?6. | | |
| 54-55 |Определение степени с дробным | 15 | |
| |показателем, п.26. | | |
| 56-57 |Свойства степени с рациональным | 15 | |
| |показателем, п. 27. | | |
| 58-59 |Преобразование выражений, содержащих | | |
| |степени с дробным показателем, п.26. | | |
| 60 |Контрольная работа ?7. | | |
| |Тригонометрические выражения и их | |08.02-07.04|
| |преобразования (20 уроков) | | |
| 61-62|Определение синуса, косинуса, тангенса и | 16 | |
| |котангенса, п. 29. | | |
| 63-64|Свойства синуса, косинуса, тангенса и | 16 | |
| |котангенса, п.29 | | |
| 65|Радианная мера угла. Вычисление значений | 18, 21| |
| |тригонометрических функций, п. 30 | | |
| 66-68|Соотношения между тригонометрическими | 18| |
| |функциями одного и того же угла, п.31 | | |
| 69-70|Применение основных тригонометрических | 19| |
| |формул к преобразованию выражений, п.32 | | |
| 71|Контрольная работа ?8 | | |
| 72-74 |Формулы приведения, п.33. | 22| |
| 75-76 |Формулы сложения, п. 34. | 22| |
| 77-78 |Формулы двойного угла, п. 35 | 23| |
| 79-80 |Формулы суммы и разности | 23| |
| |тригонометрических функций, п.36. | | |
| 81 |Контрольная работа ?9 | | |
| 82-95|Повторение. | | |
| 96-97|Итоговая контрольная работа. | | |
| 98-99|Повторение. | | |




Далее, вниманию читателей предлагаются методические разработки двух уроков
алгебры в 9 классе с использованием дисков Виртуальной школы. Для этих
уроков, помимо стандартного набора оборудования в кабинете математики,
необходимо наличие компьютера на рабочем месте учителя компьютера,
медиапроектора, экрана, диска с программой.

Урок ?1 на тему «Функция у = ах2, ее график и свойства» является
первым при изучении темы «Квадратичная функция».
График функции у = ах2 известен учащимся из курса 7 класса, поэтому
целью настоящего урока является, во-первых, повторение вида графиков данной
функции, во-вторых, изучение свойств этой функции, которые учащиеся
формулируют практически самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы, и
в третьих, формирование представления о влиянии коэффициента, стоящего
перед функцией, на ее свойства и вид ее графика. Важно подчеркнуть, что
вывод о растяжении графика вдоль оси ординат в зависимости от величины
коэффициента, стоящего перед функцией, имеет общий характер, независимо то
вида функции.
Для решения поставленной цели в процессе урока целесообразно
использовать в процессе урока компьютерную поддержку, т.к. это позволяет
продемонстрировать значительно большее количество графиков, чем при
построении их на доске, доказать теорему о влиянии коэффициента на вид
графика в общем виде для произвольной функции.
В процессе урока использован диск «Уроки алгебры Кирилла и Мефодия. 9
класс» 2004 год.
На следующим уроке данной темы использование компьютера не
целесообразно, т.к. он посвящен закреплению материала: построению графиков
по точкам и с помощью шаблонов.

Урок ?2 на тему «Графики функций у = ах2 + n и у = а(х - m)2» третий
при изучении темы «Квадратичная функция».
В процессе урока необходимо сформировать навык построения графиков
указанных функций: сдвиг графика вдоль оси ординат в зависимости от
величины n и вдоль оси абсцисс в зависимости от m, обратить внимание на
знаки этих коэффициентов и их влияние на сдвиг, показать общий характер
влияния коэффициентов на вид графиков произвольной функции.
Для успешного выполнения поставленных задач и учитывая большой объем
изучаемого материала целесообразно использовать компьютерную поддержку,
позволяющую увеличить количество построенных графиков и доказать теорему
для общего случая.
На уроке использовался диск «Уроки алгебры Кирилла и Мефодия. 9
класс». 2004 год.
На следующем уроке, посвященном закреплению материала, использование
компьютера не предполагается.