Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.schools.keldysh.ru/school1413/astronom/NikLSite/vremya/kalend%20i%20chel.htm
Дата изменения: Wed Apr 14 12:16:31 2004
Дата индексирования: Sat Dec 22 03:30:08 2007
Кодировка: Windows-1251
\небесные часы \ календарь в истории человечества \ изменение времени вчера и сегодня \ ощущение времени и относительность \

Календарь в истории человечества

Календарь - перечень дней года, разбитый на недели и месяцы. В более общем смысле понятие 'календарь' означает всю систему исчисления времени. По латыни 'календы' - это первые дни месяцев, которые в Древнем Риме публично объявляли глашатаи. Постепенно календари стали неотъемлемой частью повседневной жизни. Но уже в древности и в средневековье они играли большую роль, в особенности когда речь шла о том, чтобы определять даты религиозных праздников, таких, как, например, Пасха, или начинать сев. Календари имеют в наши дни самую разнообразную форму. Наиболее известны карманный и отрывной календари. Но и наручные часы стали выполнять функцию календаря. Различные электронные часы указывают точную дату, даже учитывая високосные годы.

Вероятно, первые предшественники календаря появились уже 30 тысяч лет назад. Найдены древние обломки костей с зарубками, которые многие ученые считают обозначением дней или каких-то более продолжительных отрезков времени.

Древние египтяне заметили, что ярчайшая из неподвижных звезд - Сириус, после того как скроется за Солнцем, вновь появляется на утреннем небе, и это повторяется через каждые 365 дней. Появление Сириуса довольно точно совпадало по времени с ежегодным разливом Нила. Для нас здесь важно то, что астрономическое событие, которое называют гелиактическим восходом Сириуса, в соответствии с обращением Земли вокруг Солнца, происходит каждые 365 дней. Солнце всегда в это время располагается рядом с Сириусом, и звезду в этом случае не видно. Через несколько недель Солнце отходит от Сириуса настолько, что звезда делается видимой. И это происходит ежегодно с большой регулярностью - каждые 365 дней. Таким образом уже давно был открыт солнечный год с длительностью 365 дней, на основании которого египтяне построили свой календарь.

Древние жители Вавилона также имели свои календари, основанные на астрономических наблюдениях. Они могли точно рассчитывать затмения и расположение планет относительно друг друга.

Гигантский календарь представляют собой также каменные кольца Стонхенджа в Южной Англии. Соединяющие различные каменные блоки линии указывают на важнейшие точки восхода и захода Солнца и Луны. Главный круг из камней, некоторые из которых еще сохранились, имел 29 больших ворот и небольшую арку, т.е. 29 с половиной входов. Это соответствовало 29 с половиной дням синодического месяца - времени от одного полнолуния до другого. То же можно сказать об окружностях из ямок, которые окаймляют все это циклопическое сооружение. Во внутренней окружности 29, во внешней - 30 ямок, в среднем, таким образом, 29 с половиной ямок - 29,5 дня лунного месяца. Наш сегодняшний календарь с 12 месяцами различной продолжительности - 'дитя' римского календаря.

Конечно было бы идеально, если бы год состоял из 360 солнечных суток. В этом случае год можно было бы поделить на 12 одинаковых месяцев и составить календарь было бы проще простого. К сожалению, небесные тела не хотят облегчать нам жизнь и ведут себя далеко не идеально. Так, например, тропический год, т.е. солнечный год, который начинается весной, длится 365,24219879 дня, другими словами, 365 дней 5 часов 48 минут и 46 секунд. Синодический месяц длится 29,530589 дня или 29 дней 12 часов 44 минуты и 2,9 секунды. Именно из-за этих неровных чисел так трудно составить хороший календарь. На практике необходимо иметь дело только с полными днями, ведь год не может завершаться по прошествии 365,24219879 дня, а лишь после365 или 366 дней. Но если бы год всегда оканчивался через 365 дней, то истинный солнечный год был бы длиннее, чем календарный. В этом случае начало астрономического нового года все время смещалось бы в календаре вперед. Если бы, как водится. Мы решили откупорить бутылку шампанского в 1995 году, то нам пришлось бы с откупоренной бутылкой еще 5 часов 48 минут, прежде чем поднять бокалы в честь 1996 года. В 1997 году новогодний колокол начал бы звонить в 11 часов 36 минут. И, наконец. 2000 год начался бы 2 января, а 2004 год - 3 января. Если теперь у нас весна начинается в марте, то через несколько десятилетий она стала бы начинаться в апреле, а за полтора тысячелетия времена года изрядно попутешествовали бы по календарю. Мастерство создателей календарей заключается в том, что время от времени немного удлинять календарь, периодически включая в него дополнительный день. С подобными трудностями мы сталкиваемся, когда приходится соотносить месяцы с истинным движение Луны, так, чтобы месяц начинался с полнолуния или новолуния. Нельзя ведь заканчивать месяц по истечении 29,530589 дня, а только, например. Через 29 дней. И приходится периодически включать дополнительный день, если, скажем мусульмане обязательно хотят видеть вначале месяца одну и ту же фазу Луны. Еще труднее комбинировать лунные фазы с прохождением Солнца. 12 синодических месяцев по 29 дней 12 часов и 44 минуты дают нам суммарно всего 354 дня 8 часов и 48 минут, а не 365 1/4 дня. Таким образом, для полного солнечного года нам не хватает 11 дней. По прошествии 3 лет это составит 33 дня, т.е. больше месяца ! Теперь нужно добавлять уже целый месяц или, другими словами, вводить год с 13-ю месяцами. Астрономы называют такое исчисление времени, которое ориентировано на Солнце, солнечным годом, а такое, которое ориентировано на Луну, - лунным. Наконец, год, в котором учитывается как прохождение Луны, так и Солнца, называют лунно-солнечным. Наш календарь ориентирован на Солнце, мусульманский - на Луну. Наш год начинается тогда, когда Солнце достигает определенной точки на своей видимой орбите, а в мусульманском календаре годы и месяцы начинаются тогда, когда после новолуния вновь появляется тонкий серб 'месяца'. В восточных странах именно появление тонкого серпа называют новолунием.

Как мы видели, 12 синодических месяцев длится примерно 354 дня. Лунный год, который состоял бы из 12 таких месяцев, оказался бы значительно короче солнечного. Начало года стало бы быстро смещаться относительно времен года, праздник Нового года вскоре стали бы отмечать летом, а потом снова зимой. Отсюда возникает вопрос: как мог появиться календарь, только из лунных месяцев? Есть местности, в которых времена года не проявляются в такой явной форме и играют в жизни людей второстепенную роль. Например, Ближний Восток. Для арабов главным был не восход Солнца, а восход Луны. Почему? Жарко. Днем работать и корчевать трудно. В лунные ночи легче. Каждый месяц после непродолжительного периода невидимости Луна вновь с эффектом выплывает на небо и 'рождается заново'. Она - идеальный масштаб деления времени. Всякий раз, когда появляется Луна, проходит еще один месяц.

'Вот Аллах господин наш, он создал небо и землю за 6 дней. Это он сделал из Солнца светильник и из Луны свет. И указал им на их место, чтобы знали вы, как считать годы и как рассчитывать время'. Эти строчки из 10-й суры Корана, священной книги мусульман, показывают, как построен мусульманский календарь. И главным мерилом времени выступает здесь Луна, а не наше древнее светило - Солнце. Мусульманский календарь вообще единственная значительная система измерения времени, в которой никак не учитывается Солнце. Каждый месяц начинается с новолуния, под которым, однако, арабы и турки понимают, не как мы самое близкое расположение Солнца и Луны, а появление молодого месяца после нашего новолуния. Примерно через 2-3 дня после встречи с Солнцем спутник Земли вновь вечером появляется на западе в виде узкого серпа как 'молодая Луна'. Это - начало одного из 12 мусульманских месяцев, из которых у нас известен месяц, когда мусульмане постятся, - рамазан. Мусульманский год длится 354 дня, в нем 6 месяце в по 29 дней и 6 по 30 дней. 12 синодических месяца делятся не ровно 354 дня, а 354 дня 8 часов и 48 минут. Обычный мусульманский год был слишком коротким для точного соответствия фазы Луны: начало месяца и новая луна вскоре слишком разошлись бы. По этому приходится использовать високосные годы - 11 високосных годов за 30 лет. Эти високосные годы имеют по 355 дней. Дополнительный день добавляют к 12-му месяцу, который в этом случае насчитывает не 29, а 30 дней. Исходным моментом для отсчета летоисчисления считается 'хиджра' - бегство пророка Магомета из Мекки в Медину в 622 году от Р.Х. мусульманский календарь и теперь часто используется в исламском мире, особенно в религиозных целях. Но для коммерсантов, деловых людей играет наш календарь, например, если речь идет о сроках международных встреч.

Для древних египтян самой важной из всех дат был ежегодный разлив Нила. Именно это событие определяло их жизнь и составляло основу существования. Разливы, время посева и сбора урожая зависели исключительно от Солнца и никак небыли связанны с Луной. По этому египтяне создали солнечный календарь. В них было 3 больших периода по 4 месяца - время разлива Нила, время посева и время сбора урожая. В каждом из 12 месяцев было по 30 дней. Таким образом, получаем 12 x 30 = 360 дней. Чтобы получить 365, к ним добавляли еще 5 дней, их называли эпагоменами. Вот и все описание поразительно четкого и простого календаря древних египтян. К сожалению год с его 365 днями был слишком коротким. Периоды разлива, посева и сбора урожая все больше 'обгоняли' календарь. В 1300 г. до н. э. период наводнения пришелся на первый месяц тот, 500 годами позже на пятый месяц тиби, а еще 500 лет спустя на 9 месяц пахон. И наконец, через 1461 год разлив Нила вновь начался в месяце тот. Хотя в 238 году до Р.Х. было предложено изменить календарь, консервативные египтяне все-таки сохранили традицию, ведь Сириус независимо от календарной даты сообщал о предстоящем разливе Нила. В день, который мы называем сейчас 18 июля, Сириус после периода невидимости вновь появляется на восточном небосклоне незадолго до восхода Солнца. А вскоре после этого выходит из берегов Нил. Зачем же менять простой практичный календарь, если Сириус надежно оповещает о важнейшем событии года.

Было бы не сложно привести Египетский календарь в соответствие с разливами Нила. Уже в 238 г. до Р.Х. фараон Птолемей III Эвергет попытался реформировать календарь. Он издал декрет Канопуса, в котором приказывал, чтобы короткий год через каждые 3 года удлинялся на 1 день, т.е. составлялся 366 дней, как это делаем теперь мы. К сожалению, тогда эта гениальная идея не прижилась. И только римский полководец Цезарь вновь вернулся в 48 г. до Р.Х. к этой мысли и повелел, когда стал римским императором, к каждому 4-му году добавлять по 1-му дню. Такие годы стали называть високосными. Солнечный год длится 365 1/4 дня. 4 солнечных года длятся на 1 день дольше, чем 4 календарных года по 365 дней, что можно скомпенсировать включением одного дня раз в 4 года. Поэтому у нас раз в 4 года - в високосный год - в феврале месяце не 28, а 29 дней. Кто родился 29 февраля, у того день рождения бывает только раз в 4 года!

Современные названия месяцев заимствованы от древних римлян, которые задолго до нашего летоисчисления ввели обычный год с 12 месяцами 365 днями и високосный год с 366 днями. в 46 г. Р.Х. Кай Юлий Цезарь возвратился в Рим. Здесь полководец и диктатор обнаружил беспорядок в делах, в которых отсчет времени не составлял исключения. В последние годы существования Римской республики священники, как только им представлялось это необходимым, вставляли дополнительные месяцы, чтобы календарь привести хоть в приблизительное соответствие с Солнцем. А за хорошую мзду священники просто продлевали год, чтобы чиновники могли подольше сохранить свою должность - ведь это было очень выгодно. Так что исчисление времени находилось в совершеннейшем беспорядке. Для начала, чтобы избежать больших отклонений и ошибок в календаре, Цезарь удлинил год, который мы теперь называем 46-м годом до Р.Х., на 3 месяца. В этом году было 445 дней. Таким образом, он стал самым длинным годом в истории. Затем год должен был длиться 365 дней, а каждый четвертый - 366. Тогда-то и появились известные нам високосные годы, хотя эта идея была высказана еще за 200 лет до того в Египте. Число дней месяца заимствовано в основном из календарей времен Цезаря. Тогда не было 29 февраля. В високосном году 2 раза было 23 февраля. Имя Кая Юлия Цезаря сохранилось в названии июля ('юлиус' по - латыни), который до этого называли квинтилисом. Позднее месяц секстилис переименовали в август (поскольку римский император Август также пожелал иметь 'свой' месяц).

Названный в честь римского императора Кая Юлия Цезаря 'юлианский' год имеет среднюю длину 365 1/4 дня, потому что каждый 4-ый год на 1 день длиннее трех предыдущих. Однако между истинным солнечным годом существует заметное расхождение. Истинный солнечный год длится 365 дней 5 часов и 49 минут, так что юлианский год оказался немного длиннее. Вначале на эту временную разницу не обращали внимания, но постепенно начало весны в календаре все больше смещалось к февралю. В XVI веке астрономическая весна началась не 21-го, а 11-го марта. Необходимо было задуматься о новой реформе календаря!

В 1572-1585 гг. папский престол занимал папа Григорий XIII. Его очень интересовали проблемы календаря. В 1576 г. он создавал комиссию астрономов, которые должны были разработать проект реформы календаря. В 1581 г. работа была завершена. 24 февраля 1582 г. была издана папская булла 'Интер грависсимас', которая содержала следующие изменения:

1.Чтобы вновь привести календарь в соответствие с истинным временем, 10 дней опускались. После 4 октября 1582 г. сразу следовало 15 октября.

2. Правила включения високосного года изменялись так, что годы

1700, 1800, 1900, 2100, 2200, и 2300 стали считать обычными, т.е. насчитывающими по 365 дней, хотя они должны были быть високосными. В то же время високосными остаются годы 2000 и 2400. И впредь все годы, которые делятся на 100, должны оставаться простыми, если только этот год не делится на 400. Введением этого правила средняя длина года несколько сокращалась, ведь за 400 лет 3 високосных года выпадают. Теперь у нас принято такое исчисление длины года :

средний юлианский год - 365,2500 дня

средний григорианский год - 365,2425 дня

солнечный год - 365,2422 дня.

Так что григорианский год лишь очень ненамного отличается от подлинного. Лишь в 3300 году разница составит 1 день, но календарное начало весны потихонечку все-таки сдвигается назад, и, скажем в 2000 году, возможно, придется подумать о совершенствовании календаря.

В 1582 году григорианский календарь был введен в Испании, Португалии, Италии, немного позднее во Франции и Голландии. Поскольку эта идея исходила от папского престола, многие протестантские страны сопротивлялись реформе календаря, да и некоторые католические князья не хотели его принимать. Папу упрекали в том, что он хочет украсть у людей 10 дней и обмануть перелетных птиц. Григория XIII обвиняли также в том, что он хочет сбить с толку Иисуса Христа, который теперь не знает, в какой день он должен появиться на Страшном суде. Некоторые возражения высказывали и ученые, но они были опровергнуты в 1603 г. папским астрономом Клавиусом. Постепенно сопротивление было сломлено. Самые длительные споры по этому вопросу происходили в странах, где рядом жили католики и протестанты, особенно в Германии. В Швеции григорианский календарь был принят только в 1844 г., а в 1875 г. он был введен в Египте, на родине солнечного календаря.

В России, где ранее существовал только юлианский календарь, григорианский календарь был введен в 1918 г. После его введения даты (по 'новому стилю') изменились на 13 дней, ведь разница между этими календарями к этому времени составляла уже не 10, а 13 дней. Например Новый год в России многие стали праздновать дважды: 1 и 14 января - по старому и новому стилю. Православная церковь все еще пользуется юлианским календарем, так что в России как бы существует 2 типа исчисления времени.

Наше теперешнее исчисление времени, например в 1995 или 2001 год новой эры, ведет свое начало от аббата Дионисия Эксигууса. В VI веке он попытался с помощью доступных ему источников определить год Рождения Христа. При этом он допусти небольшую ошибку. Теперь-то мы знаем, что Иисус жил задолго до 1 года новой эры. Например, царь Ирод умер в 4 г. до Р.Х., а он еще жил, когда Христос родился. Небесное знамение, которое называют 'Вифлеемской звездой', - соединение Юпитера и Сатурна, имело место в том году, который мы называем сейчас 7 годом до Р.Х. Волхвы считали небесное знамение вестью о Рождении Господа. Так что Христос родился, по-видимому, в 7 г. до начала нового летоисчисления, или , как говорят верующие, до Рождества Христова (до Р.Х.). Конечно, никто не собирается всерьез называть вдруг 2000 г. 2007 годом, тем более, что предложение Дионисия Эксигууса оказалось очень практичным. Согласно ему каждый год, который делится на 4, считается високосным. Примерно к 1000 году нашей эры исчисление лет после Рождества Христова было принято повсеместно, но папы начали использовать его только с 1431 года. Кстати, перед 1 годом Р.Х. следует не 0 г., а сразу 1 год до Р.Х. Правда, есть и астрономическое исчисление, согласно которому между + 1 годом до Р.Х. вставляется 0 год. Астрономический 0 год соответствует, таким образом, историческому 1 году до Р.Х. По принятому в настоящее время летоисчислению 1 десятилетие эры Р.Х. началось 1 января 1 года и закончилось 31 декабря 10 года. 2 десятилетие началось 1.1.11, последнее десятилетие нашего века началось 1.1.1991, а не 1.1.1990. Это десятилетие закончится 31.12.2000, так что, строго говоря, новое тысячелетие начнется только 1.1.2001, однако это обстоятельство никак не помешает нам соответствующим образом отменить 2000 г. Все же пойдет отсчет третьего тысячелетия!