Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.schools.keldysh.ru/school1413/lego/urok.htm
Дата изменения: Sun Aug 4 17:39:48 2002
Дата индексирования: Tue Oct 2 16:27:26 2012
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: эта киля
lego
Уроки творчества

Данилова Г.Н.
воспитатель группы продленного дня школы 1413


Дети от природы любознательны, творчески активны и изначально талантливы. Дети обожают строить шалаши в кустах, сооружения на деревьях, дома из картонных коробок, снежные крепости. Ребенка интересует сам процесс создания архитектурной формы и проектирования внутреннего пространства. В этом пространстве он разыгрывает сцены воображаемой жизни, наслаждается возможностью жить в собственном рукотворном мире.

В настоящее время, когда возрождается понимание преобразующей роли культурной среды в становлении личности, особую актуальность приобретает развитие художественного объемно-пространственного мышления.

Школьный возраст является самым продуктивным периодом становления ребенка как личности. Эстетически организованная среда оказывает огромное влияние на мировоззрение человека. Процесс создания объемной вещи в школе всегда уделялась огромная роль.

Дети часто теряют жизненную уверенность из-за неумения выразить свои мысли словами, поэтому моя задача при организации занятий с конструктором Лего состояла в том, чтобы помочь детям осознать свои чувства, выбрать средства и способ их выражения. При этом решающее значение имеет признание самоценности каждого ученика и важность как индивидуального, так и коллективного труда.

Ценным приемом является коллективное обсуждение будущей постройки. Дети учатся выражать свое мнение, отстаивать точку зрения.

Дети строят комплексную постройку, (каждый сооружает свою конструкцию, а затем они объединяются общим содержанием) и коллективные, договариваясь, кто какую часть конструкции будет делать.

В течение 2002-2003 учебного года в нашей школе проводились занятия с конструктором Лего в 4-х классах во второй половине дня. Занятия длились 1 час. В группе было 16 человек.

Темы были самые разнообразные: город, детская площадка, зоопарк, инопланетяне, самолеты и боевая техника, мой любимый сказочный герой, рыцарский замок.

Каждое занятие начиналось с краткой беседы по теме предстоящей работы. Например, при строительстве по теме "город" мы рассматривали иллюстрации с изображением различных зданий, устанавливали связь между внешним видом и функциональным назначением, обращали внимание на различные архитектурные стили, закрепляли представление о том, что у некоторых зданий есть колонны, фронтоны, арки, сравнивали старинные здания и современные строения. После чего, обсудили с детьми, какой город хотим построить мы, кто будет строить какие дома, как ребята украсят территорию возле дома (цветы, деревья, скамейки, фонари). Особое внимание уделялось сходству с реальной постройкой, прочности сооружения.

На следующих занятиях к нашим домам добавился детский парк, зоопарк, большое количество разнообразных машин. В парке были: качели, карусели, горка, лестница для лазания и большие скульптуры, на которые можно было взобраться. Ребята решили, что парк необходимо окружить забором, чтобы дети, играя, не попали, случайно, на дорогу.

В зоопарке были разные звери: два льва, два верблюда, два слона, крокодил, дракон, кошки, собаки и утки с большим выводком утят. Ребята сделали этих зверей как из специального набора "Лего-зоопарк", так и только из кирпичиков "Лего", добиваясь художественной выразительности и сходства с реальным животным.

Современный город немыслим без постоянного движения машин. И ребята наполнили наш город автомобилями: легковыми, грузовыми, автобусами. Были здесь и машина скорой помощи, и "почта", и передвижная автомастерская. Ну, а там, где есть машины, необходимы дорожные знаки, светофоры и дороги.

И на последнем занятии мы наполнили наш город жизнью. Соединили четыре парты, проложили дороги, расставили дома и здания. Машины, подчиняясь правилам дорожного движения, спешили по своим делам, по улицам ходили люди, в парках гуляли дети. Работали больница, почта, школа, мастерская, магазины. Было жаль разбирать наш город, но нас ждали другие свершения.

При осуществлении проекта "НЛО" мы с ребятами обсуждали различные формы жизни на других планетах, говорили о том, что образ пришельца может существенно отличаться от человеческого. Создавая образ инопланетянина, старались ответить на вопросы: "Как он двигается, чем питается?". Нас интересовал не только внешний вид гуманоида, но и то, на каком космическом корабле он мог добраться до нашей Земли. Ребята, построив корабль, должны были рассказать, с какой планеты прилетели инопланетяне, с какой целью посетили Землю, как передвигаются по нашей планете. Ребятам так не хотелось прощаться с этим полным загадок миром, что они решили зарисовать свои поделки.

Детям всегда близок мир сказки. При создании из конструктора Лего любимого героя сказки, ребята приносили в класс свои любимые книги или пересказывали наиболее запомнившийся момент из нее. Наиболее интересными работами были: черепаха Тортилла с золотым ключиком, Буратино, Колобок.

Большой интерес вызвала работа по строительству рыцарских замков. Замки имели потайные лестницы, двери, колодцы, поднимающиеся мосты и ворота. Ребята, воспользовавшись историческими энциклопедиями, книгами, выяснили, чем отличается замок от других строений, для чего его строили, кто жил в замке, как проходила осада и оборона замков. Ребята придумывали герб для своего замка, девиз, украшали замок самодельными знаменами.

Поделки из Лего помогали нам украсить наш класс к праздникам. К Новому году всем захотелось сделать своего Деда Мороза, аэросани Деда Мороза и елку. К 23 февраля мы устроили выставку боевой техники, где присутствовали и боевые машины, и самолеты, и большое количество вертолетов. При чем не только мальчики, но и многие девочки были активными созидателями новых видов вооружения.

Создание тематических поделок из конструктора Лего создает замечательную мотивацию у детей для изучения данного вопроса по книгам и другим источникам, а реальные задачи вызывают ощущение собственной причастности к насущной жизни.

При дальнейшей работе с конструктором Лего мне хотелось бы в большей степени, чем раньше использовать подручные материалы, шире использовать вторичное сырье (корпуса от фломастеров, коктейльные трубочки, коробки, пластиковые бутылки и т.д.) для того, чтобы получившиеся модели были более сложными, объемными, выразительными. В этой работе ребята приобретут навыки работы с различными материалами их творческая, конструктивная мысль получит новое воплощение.

И, конечно, все то, что создается детьми необходимо записывать в самых различных формах: чертежах, рисунках, описаниях. Это даст возможность постоянно наблюдать за уровнем знаний ребенка, определить стиль и методы его работы, а самое главное, приобщит нас к идее историографии: мы не просто делаем нечто, но и создаем летопись того, что и как мы делали. Наши создаваемые и разбираемые миры не исчезнут бесследно.