"Люблю"
В поэтическом даре Маяковского всегда была очень сильна лирическая струя.
В самые ранние годы появляются стихи, обращенные к той, что на всю жизнь
станет Музой поэта, - Лиле Брик:
И в пролет не брошусь,
и не выпью яда,
и курок не смогу над виском нажать.
Надо мною,
кроме твоего взгляда,
не властно лезвие ни одного ножа.
"Лилечка! Вместо письма"
В то время, когда развертывается полемика: может ли и должен ли
современный писатель обращаться к интимным переживаниям, к теме любви,
В. Маяковский посвящает ей поэму "Люблю". Но чувство любви воспринимается
и отражается поэтом не так, как оно воспринималось и отражалось в традиции
классики XIX в. Это не только глубоко личные переживания. Еще более далеко
это от того, что подразумевают под любовью обыватели. "Обыкновенному"
("Обыкновенно так" - название первой части произведения), обыденному
восприятию чувства противопоставлено восприятие, сформировавшееся в душе
поэта. В этом основной конфликт лирической по своей жанровой доминанте
поэмы. Любовь, данная, по мысли В. Маяковского, любому человеку от рождения,
в сердцах обыкновенных людей "между служб, доходов прочего" "поцветет,
поцветет - и скукожится". Утрата любви - жизненный закон, против которого
восстает поэт. Его чувство неизменно и верно. О том, как оно возникло,
развивалось и крепло, повествуется в последующих четырех главах. Сердце
поэта, еще с детства способное вместить все мироздание, в юношестве
подвергается испытанию на прочность тюремным заключением
("Меня вот любить учили в Бутырках"), сытой обеспеченности власть имущих
противопоставлены безденежье и одиночество ("Я жирных с детства привык
ненавидеть, всегда себя за обед продавая"). Но торговать чувством любви
в отличие от "жирных" поэт не может. Чувства его безграничны - "Громада
любовь, громада ненависть". Любовь переполняет поэта, он готов отдать ее
людям, но она никому не нужна - слишком огромна.
И вот, наконец, появляется женщина, "разглядевшая просто мальчика" в
этом сильном великане, которая "взяла и просто отобрала сердце".
Так развивается конфликт в трех последующих главах поэмы. Наивысшего
напряжения противоречие, вызванное неразделенностью чувства любви, достигает
в главе "Ты", и здесь же оно разрешается: отдав свое сердце любимой,
поэт счастлив. Три завершающие главы раскрывают причину его счастья.
Оно не в том, чтобы сохранить сокровища сердца, как банкиры хранят свой
капитал, а в том, чтобы подарить сердце тому, кого любишь. В способности
дарить любовь, ничего не желая взамен, и заключается, по В.Маяковскому,
секрет ее неизменности и вечности.Посмотреть подробнее