Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.schools.keldysh.ru/schop/Konzepciya/Deti.htm
Дата изменения: Sat May 31 14:08:17 2003
Дата индексирования: Tue Oct 2 17:11:56 2012
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: российская космическая программа
НПО 'Школа самоопределения'
 
 

С 12 сентября 2002 года в Астрахани проходил 1 Всероссийский форум демократических школ. В нем принимали участие школы Астрахани, Москвы, Мончегорска, Пензы, Иванова. Его цель - разобрать ситуацию школы, причем 'экспертизу' ученики и учителя проводят сами. Наша школа была организатором форума, и мы, в основном, помогали другим, а не работали над своими проблемами. Результатом работы стали проекты по устранению проблем, сформулированных школами, а также возможное обращение в органы исполнительной власти с нашими предложениями.


Участники 1 Форума в Астрахани
Шестьдесят учеников и учителей российских школ верят в победу демократии!!! Они вошли в историю российской педагогики.

 

Доклады школьных групп с ответами на вопросы:
'В нашей школе демократия заключается в :'
'В нашей школе демократии нет и не будет из-за:.'
'В нашей школе есть проблемы с установлением демократии:..'

 
Способствует развитию демократии в школе
Мешает развитию демократии в школе
 
Школа 734
г. Москва
-свободное общение;
-выбор (предметов, учителей, способов образования, пространств);
-поддержка родителей, обеспечение которой зависит и от школы;
-неактивная позиция учителей и учеников;
-неумение отстаивать свою позицию;
Свободное общение дает возможность почувствовать себя равноправным, ничуть не хуже человека, который старше тебя.

Выбор - это то, что зставляет челвоека задуматься, сознательно выбирать.

Школа должна организовывать для родителей мероприятия, семинары, презентации, открытые уроки, с помощью которых родители могли бы понять, согласны ли они отдать ребенка на обучение в подобное заведение.


Лицей ?2
г. Астрахань

-возможность детей самим составлять законы;
-свобода слова;
-соуправление в школе;

-поверхностное понимание демократии учителем и учеником;
-демократия, перерастающая в беспредел;

Задача школы состоит в том, чтобы сделать для ученика равное с учителем состояние обыденным, потому что тогда-то он будет стремиться к тому, чтобы не только учитель, но и другие граждане относились к нему с уважением.

Как отличить демократию от беспредела? Для того, чтобы этого не допустить, надо поработать над правовым прострнанством.

Школа ?58
г. Астрахань
-наличие самоуправления в классах;
-поддерожка родителей;
-дружеские отношения между учителем и учеником;
-совметсное решение проблем;
-развитое информационное пространство;
-формальность прав (т.е. права реально не всегда обеспечены);
-самодостаточность классов, параллелей, изолированность от общения;

Демократия - это 'своеобразное устройство школы'.


Соуправление - это передача части прав директора и учителей детям, но не ве учителя к этому готовы.

Сборная школ
г. Астрахань
-наличие способов для выражения своих возможностей; -демократия не для всех, а только для 'любимчиков';  
Студенты
г. Астрахань
Возникли разногласия, потому как студенты понимают демократию как превосходство детей над учителями, вседозволенность, а учителя - наоборот.
-права активизируются только тогда, когда в этом есть необходимость (нерегулярность действия органов самоуправления);
'Демократия - насилие большинства над меньшинством'.
Школа ?29
г. Пенза
-наличие органов самоуправления
-формальность прав;
-несогласие учителя вводить демократию на своем уроке;
Одна из проблем, с которой могут столкнуться школы, начиная демократические преобразования: несогласие учителя вводить демократию на своем уроке.

Участники Форума искренне верят в наличие демократии в своей школе. Что ж, самоубеждение - штука хорошая. А если хорошенько подумать?

Выбор - это то, что заставляет человека задуматься, сознательно выбирать. Другой вопрос - с какого возраста человек может сознательно делать свой выбор и отвечать за него. Есть потенциальная возможность промаха, неверного решения, который впоследствии поведет за собой осмысление ситуации. Прежде чем ставить ученика в ситуацию выбора, надо простоить возможные его шаги и постараться предвидеть все отрицательные стороны, все то, чем, возможно, придется пожертвовтаь, если вдруг ученик ошибется в своем выборе.


Педсостав на 1Форуме в Астрахани

Учителя на Форуме доказывают ученикам, что демократия и свобода на уроке - это круто!

Для меня это был первый опыт участия в демократической экспертизе. На первый форуме Ассоциации мне было интересно не столько анализировать проблемы демократии в разных школах России, сколько просто общаться с новыми людьми. Я познакомилась со многими старшеклассниками из разных городов России, и с некоторыми из них мы до сих пор ведем переписку через интернет, мы с нетерпением ждем нового форума и новых экспертиз, чтобы вновь увидеться.
Но если говорить о работе, проделанной на форуме, то для меня было интересно сравнивать то, что происходит в нашей школе с другими школами. Я поняла, что наша школа несовершенна, что нужно многое в ней менять. И тогда я решила баллотироваться в Совет Школы. Теперь я больше понимаю, что значит демократия в школе, зачем она вообще нужна. Но если сравнивать нашу школу с какой-либо другой, то совершенно спокойно я могу сказать, что мы преуспели в нашей демократизации. Я бы хотела, чтобы другие брали с нас какие-то основы и делали свои школы лучше. Возможно, мы где-то перетрудились в демократии, но это не плохо, главное заметить, что не так, и решать проблему с другими. Ассоциация - это очень хорошая вещь! Мы из обсуждений, проводившихся именно там, вынесли много хороших идей, которые стали осуществлять в нашей школе.
Интересно было решать проблемы других школ, помогать, давать советы. Это очень способствует своему развитию, и ты отрабатываешь навык поиска пути к решению каких-либо проблем. Живя в нашей школе с нашими условиями, мы не сильно принимали участие в ее жизни, но после этого съезда все, кто ездил, пошли, либо в Совет Школы, либо в Суд Чести. Я не могу говорить за всех, но мне кажется, после такого опыта многое проясняется, и ты понимаешь что-то новое для себя. Мне хотелось бы, что бы все люди поняли, как важно создавать благоприятные условия в школе, участвовать в их создании и усовершенствовании.

Иванова Лена, 10 кл., Сивакова Алиса, 10 кл.

Доклады по проблемным группам

Как достичь общего видения демократии учениками и учителями

Для ученика:
Для учителя:
-сотрудничество учителя и ученика во внеурочное время
-свобода выбора (выбор профиля, формы, нагрузки, предметов)
-право на ошибку
-объективная оценка знаний, равные требования ко всем, учитель должен смотреть на ученика, как на личность, помогать ему
-равенство прав (учитель должен ко мнению учеников, голосование при принятии решений)
-роль лидера не должна быть постоянной, ребята тоже могут быть организаторами
-гибкость в плане принятия новых идей, создания полей

-сотрудничество с коллективом
-право выбора
-право на ошибку
-возможность проявления инициативы
-наличие собственного мнения
-наличие договорных отношений
-индивидуальный подход к каждому ученику

 

От ограниченной свободы к беспредельной демократии

Группы учителей, запускающие демократию в школах, чаще боятся того, что они создадут слишком свободные рамки, дети воспримут свободу выбора за безграничную свободу. Как же запускать демократический процесс? Обязательно ли, чтоюы все классы в школе базировались на одних и тех же начинаниях?
Хотите проврить, есть ли демократия у вас в школе, проверьте наличие ниже перечисленных критериев:

 

Демократизация педколлектива

'Свободные ученики могут быть только у свободного учителя!'

Критерии:
Шаги по демократизации:
Риски:
1. Свобода высказываний и обсуждений на профессиональных объединениях учителей

-наличие профессион. объединений (проблемные группы, кафедры)

-правовое пространство
информационное пространство

-разброс мнений

-нехватка времени


2. Толерантные отношения учителей по отношению друг к другу (равнозначность учебных предметов)
-взаимодействие учителей разных предметов, работающих в одной параллели
 
3. Информационная открытость принимаемых решений

-создать информационный стенд;

-организация пресс-центра;

-незаинтересованность, неосведомленность

4. Свобода выбора: -технологии;
-методики;
-учебника; -учебнойступени;

-знакомство с разными технологиями, методами преподавания


-предоставление возможности знакомства с различными технологиями, методиками преподавания;

-умение чителя обосновать свой выбор;

-непрофессионализм

Я поехала на этот Форум потому, что мне было интересно и любопытно: Такая поездка была впервые, потому что здесь собрались представители школ разных городов, объединенные общей идеей. Сначала было очень страшно, потому что видишь много новых людей и не знаешь, о чем с ними можно говорить, трудно сделать первый шаг: Первое время дети держались своими группками, общались только между собой, в лучшем случае - с соседями за стенкой.
Еще одна трудность заключалась в том, что работа на Форуме была очень интенсивной, длительной, много выступали учителя и говорили непонятными терминами. Иногда просто выключались из обсуждения, потому что речь трудно воспринималась. После наших предложений в распорядок дня внесли кофе-паузы, спортивные перемены, где можно было не только отдохнуть, но и, участвуя в играх, познакомиться друг с другом. Работа была построена так, что группы создавались смешанные, чтобы при обсуждении конкретных вопросов можно было учесть мнение представителей разных школ. Форум мне очень понравился, потому что я познакомилась с новыми людьми, с некоторыми мы даже сейчас созваниваемся и переписываемся. По большей части так получилось потому, что все вечерние мероприятия (капустники, сценки, конкурсы, огоньки) мы устраивали вместе.
Работа по группам, обсуждения занимали практически все время. Но нам так интересно было общаться друг с другом, что мы собирались после отбоя и играли на гитаре, разговаривали, варили пельмени, пили чай, даже были попытки встретить рассвет: Нас не останавливало даже то, что на сбор мы приходили сонными и усталыми: А что делать?

Ровная Татьяна, ученица 11 кл. НПО "Школа самоопределения"

 

"Что мешает демократии?"

А чтобы вы не думали, что нам было скучно, мы решили помесить ДНЕВНИК ФОРУМА

Если вы думаете, что наше общение закончилось с окончанием Форума, то вы ошибаетесь. Предлагаем вам ознакомиться с нашей ПЕРЕПИСКОЙ