Споры о Геометрии и Пространстве так потихонечку и угасли см. «Что такое "геометрия"?» (Виктор А.) Спасибо модератору, что вспомнил Шопенгауэра и его философию Математики «Евклида Шопенгауэром ;)» (зауряд-майор). Но и Шопенгауэр с его "Законом Основания Бытия в Пространстве" так и не нашел отклика ни у физиков, ни у математиков...
Призывы же промыслить геометрию "до Евклида" ("начало Геометрии") закончились упреками типа "а кто ты такой"... Дискуссия ушла в "геометрии" и "пространства" n-х уровеней аб-стракции.
А может безосновность Математики - это и хорошо? Для кого-то, может быть и хорошо...
Каким же образом определить истинную структуру Пространства (физического), объединяющего свойства континуальности и дискретности? ( См. Методологические проблемы исследования структуры пространства*
В.В. Корухов, А.Л. Симанов, О.В. Шарыпов. http://www.philosophy.nsc.ru/journals/philscience/... )
А проще некуда. Промыслим сам Логос -Закон. Именно Логос у Гераклита связывает Вселенную в единый, закономерный, упорядоченный, вечно изменчивый Космос. Единство мира Гераклит усматривает как в материальной первооснове всего существующего,проявленный в вечно живом огне, "мерами загорающимся и мерами потухающим". Непрерывно меняющийся, но остающийся самим собой огонь Гераклита - это образ, символизирующий постоянную закономерную изменчивость всего происходящего...
Физики открыли множество "законов", каждый из которых раскрывает нам суть какой-то стороны Бытия. Сам же Закон-Логос (Начало) остается не промысленным. "Начал" много, но не промыслено само Начало.
Конструкция Основания (Начала) строится исходя из понятий: "закон", "материя", "состояние" (абсолютная форма существования), "мера", "максимум", "минимум","пространство", одной аксиомы - Первоначала: "В Начале Был Закон" и принципа "совпавдения противоположностей".
Под "противоположностями" в нашем онтологическом конструировании понимаются абсолютные формы существования материи: ДВИЖЕНИЕ и ПОКОЙ.
Несколько слов о роли принципа СОВПАДЕНИЯ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ в развитие Физики и Математики.
Диалектический 'принцип совпадения противоположностей', совпадения 'абсолютного максимума' и 'абсолютного минимума' в философию вводит Николай Кузанский, а развивает далее Джордано Бруно. Отец нововременной физики Г.Галилей, подготавливая почву под фундамент новой науки, опирается на этот принцип и применяет его при решении проблемы БЕСКОНЕЧНОГО и НЕДЕЛИМОГО.
Для "псевдонаглядного представления" принципа Кузанца Галилей пользуется его приемом, а именно, 'предельного перехода'. И как пишет П.П.Гайденко, 'псевдонаглядную, потому что не только нашему наглядному представлению, но даже нашему мышлению не под силу понять совпадение противоположностей, о котором ведут речь и Кузанец, и Галилей.'
Таким путем, как пишет П.П. Гайденко, Галилей вводит чрезвычайно важное для науки XVII-XVIII вв. понятие НЕДЕЛИМОГО, вызывавшее дискуссим между математиками, философами, физиками на протяжении более чем двухсот лет. Это новое понятие вводится с помощью математического доказательства и базируется именно на приеме Кузвнца - на приеме предельного перехода, представляющем собой как бы псевдонаглядную демонстрацию принципа совпадения противоположностей.
"Неделимое" или бесконечно малое Галилея очень похоже на "абсолютный минимум" Николая Кузанского, а галилеево "бесконечно большое" - на "абсолютный максимум". И в основе галилеевского построения лежит идея тождества этих противоположностей, в конечном счете восходящая к тождеству единого и бесконечного, составляющему центральный принцип учения Кузанца.
В результате рассуждений, в основе которых принцип совпадения противоположностей Галилей делает вывод: "...продолжая деление и, умножая число частей в предположении приблизиться к бесконечности, мы на самом деле удаляемся от нее... Мы видели... что чем к большим числам мы переходим, тем реже попадаются в них квадраты и еще реже - кубы; отсюда ясно, что, переходя к большим числам, мы все более удаляемся от бесконечного числа; отсюда можно вывести заключение... что если какое-либо число должно являться бесконечностью, то этим числом должна быть ЕДИНИЦА; в самом деле, в ней мы находим условия и необходимые признаки, которым должно удовлетворять бесконечно большое число, поскольку она содержит в себе столько же квадратов, сколько кубов и сколько чисел вообще".
Диалектика Кузанца может помочь "схватить" (понять) и структуру пространства.
Для ее "схватывния" нет никакой необходимости в "числах", кроме как "ЕДИНИЦЫ" репрезентируемой в виде ВЕКТОРА(лат. несущий) - ВЕКТОРА АБСОЛЮТНЫХ СОСТОЯНИЙ МАТЕРИИ.
АБСОЛЮТНЫЕ СОСТОЯНИЯ МАТЕРИИ. Каковы? Исходим и наблюдаемой нами Реальности и ЛОГИКИ ТРОИЧНОСТИ БЫТИЯ. Ее вариант и математическая интерпретация см. в статьях математика В.Раушенбаха "Логика троичности". Но ВЕКТОР у него репрезентирует только одно состояние (ипостась) - покой. Какие два состояния выпали из "логики троичности" по Раушенбаху? Это ВОЛНОВОЕ СОСТОЯНИЕ МАТЕРИИ и ВИХРЕВОЕ. Поэтому не просто вектор, а ТРИ-ВЕКТОР репрезентирует ТРИЕДИНОЕ СОСТОЯНИЕ МАТЕРИИ .
Таким образом триединое (абсолютное) состояние Материи и дает нам понимание (схватывание) истинного АБСОЛЮТНОГО ПРОСТРАНСТВА. Это материя в состоянии абсолютного покоя - абсолютное пространство Ньютона, материя в состоянии абсолютного движения - абсолютное вихревое пространство, и материя в состоянии вечного становления - абсолютное волновое пространство. Триединство их образует АБСОЛЮТНУЮ ПОРОЖДАЮЩУЮ СТРУКТУРУ.
Вот теперь только и можно переходить ко Времени - через 4-й ВЕКТОР - "СТРЕЛУ ВРЕМЕНИ". Три измерения времени ничто иное как СТРУКТУРНЫЕ УРОВНИ БЫТИЯ, где "настоящее" - это миг перехода между структурными уровнями БЫТИЯ, которые и ухватывает наше сознание.
Модель ТРИЕДИНОГО АБСОЛЮТНОГО ПРОСТРАНСТВА в наших головах - это АБСОЛЮТНАЯ СИСТЕМА КООРДИНАТ (триединство ипостасей Мира - его "каркас"): "декартовы прямоугольные" репрезентирующие "кубик" вакуума(абсолютный покой материи) или "калибровочное поле" -континуальное, "сферических", репрезентирующие абсолютное вихревое поле - дискретное(абсолютное движение материи), и "цилиндрических", репрезентирующих абсолютное волновое поле (поле становления). У каждой - СВОЙ ПУТЬ. И друг другу они не мешают...
Так что ПРОСТРАНСТВО (физическое) имеет 9 из-мерений (абсолютных): три - линейных, три -волновых, три - вихревых.
Вот только на этой стадии промысливания можно вводить ВРЕМЯ - в виде СТРЕЛЫ ВРЕМНИ. Ее "геометризованный образ" - песочные часы. Поэтому и ПАМЯТЬ необходимо ввести в качестве категории. ВРЕМЯ - структурная характеристика Мира, репрезентирующая его иерархию. Через категорию памяти в картину Мира включанется естественным образом и СОЗНАНИЕ. Поэтому и логично высказывание П.Тейяра де Шардена: "Истинная физика та, которая включит сознание в целостную модель Мира"...
А то что придумали "сворачивания измерений", "искривление пространства" и прочее - это все игры математического разума, не интересующегося Началом Реальности, живущего в "пространствах" Ка...
Поэтому и начинать надо от истока, от самых даленных смыслоразличимых глубин, когда Протогеометр произвел первый конституирующий акт. Так когда же зародилась Маати-Маати-Ка?
Все же великие греческие геометры жили в Египте...
Лирик
отредактировано 06.12.2006 19:18 |