: : : : http://www.philosophy.ru/library/lakat/01/5.html
: : :
: : : Цитата:
: : : 'Согласно этому тезису, при достаточном воображении любая теория (состоит ли она из отдельного высказывания либо представляет собой конъюнкцию из многих) всегда может быть спасена от "опровержения", если произвести соответствующую подгонку, манипулируя фоновым (background) знанием, с которым связана эта теория. По словам Куайна, "любое предложение может сохранить свою истинность, если пойти на решительную переделку той системы, в которой это предложение фигурирует... И наоборот, по той же причине ни одно предложение не обладает иммунитетом от его возможной переоценки". Куайн идет дальше и дает понять, что под "системой" здесь можно подразумевать всю "целостность науки". "С упрямством опыта можно совладать, прибегнув к какой-либо из многих возможных переоценок какого-либо из фрагментов целостной системы, [не исключая возможной переоценки самого упрямого опыта]".'
: : :
: : : По мнению этих господ - 'спасение' теории и ее системная переделка в смысле всей 'целостности науки' - это можно примирить и где-то даже отождествить при 'достаточном воображении'.
: : : Так вот. Не метод якобы спасения физической теории их интересует, а ухищрения и выкореживания философии во имя спасения/продвижения своей теории. А потом еще спрашивают, почему это физики отворачиваются от философов? Вот ровно поэтому.
: :
: : ПМСМ, физики отворачиваются от тех философов, которые увлекаются вилами по воде писаной онтологией - толкуют о "реальности" и ее "отражении сознанием", "первичности бытия", "неуничтожимости материи" и "формах ее существования"... Такая филлософия :) пригодна лишь для продвижения по социальной лестнице ее филлософов :)
Сам тезис Д-К (кстати, я тут заглянул в Грюнбаума - вы когда-то ссылались на, у него там достаточно подробно) появился действительно из-за спекуляций. Но сила его (и философского релятивизма) в том, что он ставит крест на попытке "до конца разобраться, как на самом деле". Он показывает, что на веру какие-то вещи (например, убежденность в существовании реального мира, физическую интуицию етс) принимать все же приходится. |