Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.sai.msu.su/EAAS/rus/confs/reports/kuzmicheva-dokl.htm
Дата изменения: Wed Jun 17 19:19:51 2015 Дата индексирования: Mon Apr 11 08:53:21 2016 Кодировка: koi8-r Поисковые слова: р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п п п п п п п |
О
представлении авторского элективного курса
«Физика
планеты Земля (элементарные основы)»
Т. Ю. Кузьмичева
Заслуженный учитель РФ,
г. Нижний Новгород, лицей, г. Бор
Приводится обоснование
важности введения в образовательный учебный план элективного курса «Физика планеты Земля (элементарные
основы)», оценивается роль и место курса, его значимость в
формировании важных для выпускника школы
мировоззренческих компетенций.
Ключевые слова: элективный курс, планета Земля, естественнонаучное мировоззрение,
компетентности.
Человечество достигло «космического»
уровня развития цивилизации. Знания основ астрофизической картины мира, знания
о планете Земля школа обязана передать
младшему поколению.
Какой объем составляет сегодня
естественнонаучный материал в средней
общеобразовательной школе? Контент - анализ обработанной информации (по данным
учебных планов современной
общеобразовательной школы) приводит к следующим выводам:
1. Общий процент естественнонаучного материала от общего числа часов (по классам)
составляет в средней общеобразовательной школе 11,8%. В 7-9 классах доля естественнонаучных предметов возрастает
до порядка 20%.
2.
Общий процент материала сведений о планете Земля от общего числа
естественнонаучных часов составляет 18,8%. Наибольший объем этой информации учащиеся получают в 5-6
классах.
3. Общий процент материала сведений о планете
Земля от общего числа учебных часов составляет
всего 2,3%.
Значит, объем основополагающих элементов научного знания
мировоззренческого характера в средней школе средствами естественнонаучного
материала, а, тем более, о планете Земля
- недостаточен. К тому же, из этой системы на сегодня выпало важное звено –
учебный предмет «Астрономия».
Интересны результаты анализа
программ естественнонаучных учебных предметов средней общеобразовательной школы
с точки зрения формирования компетенций о планете Земля. А, именно,:
Окружающий мир
(начальная школа):
(Из требований ФГОСов начальной школы II поколения)
«…Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира…» (1)
К 5 классу учащиеся получают только отрывочные,
не закрепленные практическими заданиями сведения о планете Земля. Только 9%
материала из учебного предмета «Окружающий мир» имеют отношение к планете
Земля.
Природоведение: 20% от учебного курса
дает информацию о планете Земля. Для закрепления материала предлагается очень
мало задач и заданий.
К
10 классу основная часть этого материала забыта.
Биология: