Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.sai.msu.su/EAAS/rus/confs/reports/kuzmicheva-dokl.htm
Дата изменения: Wed Jun 17 19:19:51 2015
Дата индексирования: Mon Apr 11 08:53:21 2016
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п п п п п п п
О представлении авторского элективного курса

О представлении авторского элективного курса

«Физика планеты Земля  (элементарные основы)»

 

Т. Ю. Кузьмичева

Заслуженный учитель РФ,

 г. Нижний Новгород, лицей, г. Бор

tyuk2001@mail.ru

 

               Приводится обоснование  важности введения в образовательный учебный план  элективного курса «Физика планеты Земля (элементарные основы)», оценивается  роль  и место курса, его значимость в формировании  важных для выпускника школы мировоззренческих компетенций.

 

            Ключевые слова: элективный курс, планета Земля, естественнонаучное мировоззрение, компетентности.

 

            Человечество достигло «космического» уровня развития цивилизации. Знания основ астрофизической картины мира, знания о планете Земля   школа обязана передать младшему поколению.

            Какой объем составляет сегодня естественнонаучный  материал в средней общеобразовательной школе? Контент - анализ обработанной информации (по данным учебных планов  современной общеобразовательной школы) приводит к следующим выводам:

1.   Общий процент естественнонаучного материала от общего числа часов (по классам) составляет в средней общеобразовательной школе 11,8%. В 7-9 классах доля естественнонаучных предметов возрастает до порядка 20%.

2. Общий процент материала сведений о планете Земля от общего числа естественнонаучных  часов составляет 18,8%. Наибольший  объем этой информации учащиеся получают в 5-6 классах.

3.   Общий процент материала сведений о планете Земля от общего числа учебных   часов составляет всего 2,3%.

            Значит,   объем  основополагающих элементов научного знания мировоззренческого характера в средней школе средствами естественнонаучного материала, а, тем более,  о планете Земля - недостаточен. К тому же, из этой системы на сегодня выпало важное звено – учебный предмет «Астрономия».

            Интересны результаты анализа программ естественнонаучных учебных предметов средней общеобразовательной школы с точки зрения формирования компетенций о планете Земля. А, именно,:

Окружающий мир (начальная школа):

 (Из требований ФГОСов начальной школы II поколения) «…Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира…» (1)

К  5 классу учащиеся получают только отрывочные, не закрепленные практическими заданиями сведения о планете Земля. Только 9% материала из учебного предмета «Окружающий мир» имеют отношение к планете Земля.

Природоведение: 20% от учебного курса дает информацию о планете Земля. Для закрепления материала предлагается очень мало задач и заданий.

            К 10 классу основная  часть этого   материала забыта.

Биология: