Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.sai.msu.su/EAAS/rus/confs/reports/ponomarev.htm
Дата изменения: Fri Sep 11 22:43:03 2015
Дата индексирования: Mon Apr 11 08:33:01 2016
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п р п п п п п п п
С

С.М. Пономарев, М.А. Фаддеев

История и современное состояние астрономического образования

в Нижегородском регионе

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

 

Как известно, преподавание астрономии в России берет свое начало со “Школы математических и навигацких наук”, организованной по указу Петра I в Москве в 1701 году и ставшей источником математического и астрономического просвещения. Большое значение в распространении преподавания астрономии по всей России имела деятельность Леонтия Филипповича Магницкого (1669 - 1739), составившего учебник «Арифметика, сиречь наука числительная», в который «ради обучения мудролюбивых российских отроков, и всякого чина и возраста людей» были включены не только арифметика, начала алгебры и геометрии, но и основы практической астрономии. М.Е. Набоков называет Магницкого первым в плеяде педагогов и методистов по астрономии. Его учебник, вышедший впоследствии вторым изданием, получил широкое распространение. М.В. Ломоносов хранил этот учебник до конца дней и считал его «вратами своей учености» [1].

 

Рис.1. «Арифметика» Л.Ф. Магницкого

 

Дальнейшее развитие преподавания астрономии в России связано с появлением Московского университета. В этот период преподавание астрономии перешло из специального учебного заведения в общеобразовательное - академическую гимназию. Были учреждены две гимназии при Московском университете (в 1755 г.), и одна была открыта в Казани (в 1759 г.). В рамках гимназий преподавались физико-математические науки, в том числе и астрономия. Обучение астрономии осуществлялось по учебнику «Руководство к математической и физической географии» академика Г.В. Крафта в переводе И. Голубцова [1].

Позднее, наряду с некоторыми специальными школами, были организованы новые общеобразовательные и упорядочена система среднего образования. В 1786 г. был принят «Устав народных училищ». В соответствии с этим уставом в старших классах проходилась «математическая география с задачами на глобусе» [3].

Следует отметить, что название “Астрономия” для данного учебного предмета как правило не использовалось. Наиболее часто употреблялись – «математическая география» или «космография». Основы астрономии включались в физику, в математику и в географию. В конце XVIII в. большое распространение получил учебник П.И. Гиларовского «Руководство к физике», в котором значительная часть отводилась вопросам астрономии. По этому учебнику занимались учащиеся не только светских учебных заведений, но и духовных семинарий [3].

Начало светского образования в Нижнем Новгороде было положено в 1786 г., когда было открыто Главное народное училище, на базе которого в 1808 г. возникла Нижегородская губернская гимназия. В 1844 г. появился Александровский дворянский институт. В 50-х годах число учебных заведений пополнилось Мариинским институтом благородных девиц. Кроме того, существовало уездное и четыре приходских училища, а позднее возник еще целый ряд учебных заведений [3].

 

Рис.2. Здание Нижегородской 1-й губернской гимназии на Благовещенской площади

 

В уставе гимназии, утвержденном Александром II в 1864 г., отмечалось: «Так как классическая гимназия будет давать право на поступление в университет по всем факультетам, не исключая и физико-математического, то посему необходимо, чтобы в них преподавались в полном объеме все части низшей математики… и вся физика; затем необходимо изложить основания космографии». В качестве обязательных разделов в курс Космографии включались: физическая география, фигура и движение Земли, Солнце, Луна и ее движение, планеты и их спутники, кометы, неподвижные звезды, туманные пятна (т.е. туманности). Кроме того, в реальных гимназиях (в отличие от классических) в программу включались законы Кеплера и закон всемирного тяготения [2].

В конце XIX столетия в России образовались астрономические общества. Первым из них стал Нижегородский кружок любителей физики и астрономии (НКЛФА), основанный в 1888 г. Кружок возник в результате совместных усилий любителей астрономии и педагогов из учебных заведений Нижнего Новгорода, среди которых были известные и влиятельные в городе люди, как, например, директор дворянского банка и почетный попечитель Дворянского института П.А. Демидов. Организаторами НКЛФА также были: преподаватель физики и космографии губернской гимназии (позднее - ее директор) С.В. Щербаков; преподаватель математики И.И. Шенрок, преподаватель коммерческого училища В.В. Адрианов, преподаватель Александровского дворянского института В.В. Малинин и другие. Практически все дальнейшее развитие астрономического образования в Нижнем Новгороде прямо или косвенно связано с НКЛФА [4].

Уже с самого начала своей деятельности Кружок стал заниматься не только популяризацией естественных наук, но и благодаря тому, что основу его составляли преподаватели, вплотную стал заниматься вопросами преподавания физики, химии, математики и в первую очередь астрономии. Наряду с преподавателями других городов России, члены НКЛФА стали выступать за реформу преподавания космографии. Дело в том, что космография не была выделена в отдельный предмет, вследствие чего не было и отдельного учебника по космографии. Кроме того, основой курса космографии по-прежнему оставались элементы сферической астрономии. Методика ее преподавания была словесной, «меловой». Практически отсутствовали астрономические наблюдения. Такая постановка уже не соответствовала задачам школьного образования. Подавление мировоззренческой стороны астрономии, игнорирование астрофизики (описательной астрономии, как ее тогда называли) не могло не вызвать негативного отношения прогрессивных преподавателей и интеллигенции [4].

НКЛФА были сделаны определенные шаги к изменению такого положения астрономии. Уже в первые годы его деятельности для учеников гимназии, коммерческого и реального училищ были организованы астрономические наблюдения, для чего на здании коммерческого училища была построена наблюдательная площадка и было приобретено два 4-х дюймовых телескопа. С 1895 г. стал издаваться Астрономический календарь, который уже с первых лет издания был «рекомендован ученым комитетом Министерства народного просвещения для фундаментальных и ученических библиотек старшего возраста средних учебных заведений», а также «главным начальником военно-учебных заведений для приобретения в фундаментальные библиотеки Кадетских корпусов и Военных училищ» [6].

 

Рис.3. Обложка Астрономического календаря 1896 г.

 

В 1895 г. член Ученого комитета Министерства народного просвещения известный астроном А.Д. Путята сделал в Педагогическом музее военно-учебных заведений в Петербурге доклад о состоянии преподавания космографии. Присутствующие на докладе педагоги из Петербурга высказали пожелание об оживлении курса, о постановке школьных астрономических наблюдений. А.Д. Путята был уполномочен собранием организовать разработку нового проекта программы по космографии, что им было сделано при участии профессоров А.М. Жданова и К.В. Шарнгорста. Благодаря активной деятельности Русского астрономического общества (основанного в 1890 г.) удалось осуществить некоторую реформу преподавания космографии. Она стала самостоятельной дисциплиной. На ее преподавание было отведено 2 часа в неделю в реальных и военных училищах и 1 час - в гимназиях. Активная деятельность В.К. Цераского оказала влияние на содержание курса. В нем больше места стали занимать элементы описательной астрономии и сведения о физической природе небесных тел [1].

В 1899 г. педагогическим обществом при Московском университете был созван Съезд преподавателей физико-химических наук. В работе Съезда приняли участие преподаватели гимназий и реальных училищ ряда городов. В числе участников был С.В. Щербаков. Съездом по предложению П.К. Штернберга было рекомендовано увеличить число часов на преподавание космографии в гимназиях до 2-х часов, разработать новые программы и учебник [3].

 

Рис.4. С.В.Щербаков

 

К 1902 г. С.В. Щербаковым был написан и издан «Курс космографии для средних учебных заведений», выдержавший впоследствии 12 изданий. Учебник содержал 22 главы, включающих элементы астрофизики, в том числе: спектральный анализ, фотометрию, фотографию, физические характеристики тел Солнечной системы, звезд и т. д. Обращает на себя внимание методический подход к структуре учебника. В предисловии к нему написано: «Желая приспособить издаваемый курс к наименьшим и наибольшим требованиям программ, я напечатал его в два шрифта. Крупным шрифтом выделено все существенно важное с отнесением мелких замечаний и дополнений в мелкий шрифт. Эта часть представляет обязательный курс, рассчитанный по объему материала на один недельный урок. Мелкий шрифт... содержит несколько дополнительных вопросов и таким образом расширяет материал обязательной части. В целом руководство может составить максимум курса при 2-х уроках в неделю... Каждая глава дает обязательного материала в среднем на один урок. Вопросы, стоящие вне программ средних учебных, отмечены в оглавлении звездочкой». Учебник дополнен картой звездного неба и справочными таблицами. Кроме того, в предисловии к учебнику рассматриваются предложения по ведению курса космографии в женских учебных заведениях. В целом он производит впечатление вполне современного учебника [5].

 

Рис.5. Учебник космографии С.В. Щербакова

 

В 1906 г. в правлении Кружка был поднят вопрос об организации систематических курсов по естественным наукам, включая астрономию. Такие курсы были организованы и стали настолько популярными, что пришлось ограничить число слушателей до 120, т.к. аудитории коммерческого училища, в помещении которого работали курсы, не вмещали всех желающих. Практика создания курсов их учебный план и система организации занятий легли в основу Народного университета, созданного позднее в 1916 г. [4].

Рис.6. Объявление о курсах НКЛФА

 

В декабре 1913 - январе 1914 гг. В Петербурге состоялся 1-й Всероссийский съезд преподавателей физики, химии и космографии. В секции космографии выступил член правления НКЛФА преподаватель Мариинского училища Н. Новгорода Г.Г. Горяинов с докладом: «О мерах к улучшению постановки преподавания космографии в средней школе».

 

Рис.7. Г.Г. Горяинов

 

Материалами для доклада послужили предложения членов НКЛФА В.В. Адрианова, Е.В. Надежина, А.Г. Шоногиникова. Как следует из названия доклада, в нем обращалось внимание на необходимость изменения преподавания космографии в школах. С аналогичными предложениями выступили Г.А. Тихов, А.А. Чикин, Ф.Н. Красиков и др. В резолюции секции были высказаны пожелания об организации общегородских школьных обсерваторий и об учреждении при Русском астрономическом обществе постоянной комиссии для подготовки преподавателей космографии по вопросам методики и создании новых учебных пособий. Годом позже состоялось «особое совещание по реформе школы», на котором были рассмотрены предложения по программе курса космографии, подтверждавшие решения съезда. Следует отметить, что структура программы соответствовала содержанию учебника С.В. Щербакова [4].

В 1916 г. в Нижнем Новгороде состоялось открытие первого высшего учебного заведения - Народного университета. Народный университет, как высшее учебное всесословное учреждение, возник как практическая реализация движения за демократизацию образования, о необходимости которой стали широко говорить после появления высочайшего Манифеста 17 октября 1905 г. В соответствии с положением и уставом Народный университет должен быть доступным всем классам населения как по плате за обучение, так и по отсутствию ограничений по вероисповеданию, национальности, полу. Его главной задачей являлось предоставление возможности «расширения и углубления знаний до доступных им пределов всем жителям Нижнего Новгорода, которые не могут по тем или иным причинам получить высшее образование в других городах». В университете планировалось открыть 4 факультета, среди которых - физико-математический с 3 отделениями, в том числе и астрономическим. В программе 4-летнего обучения на астрономическом отделении читались такие дисциплины как: сферическая астрономия, теория астрономических инструментов, описательная астрономия, оптика, теория вероятности и способ наименьших квадратов, теоретическая астрономия, теоретическая механика и теория притяжения. Университет просуществовал 2 года. Позднее на базе Народного университета и Варшавского политехнического института, перебазированного во время войны в Нижний Новгород, возник Нижегородский государственный университет [7].

 

Рис.8. Открытие Народного университета в Н.Новгороде

 

Рис.9. Акт торжественного открытия Народного университета в Н. Новгороде

 

Рис.10 Учебные программы курсов Народного университета

 

В июне 1917 г. в Москве состоялось Всероссийское совещание преподавателей физики, химии и космографии. В резолюции съезда отмечалось: «космография, разделяя со всеми естественными науками воспитательную и образовательную роль, имеет свое специальное высокое значение: она формирует научное мировоззрение…» Таким образом, впервые на первое место было выдвинуто значение астрономии для формирования мировоззрения. В резолюции также указывалось на необходимость вести преподавание космографии в средних школах всех типов на одинаковом уровне в объеме 2 часа в неделю. Однако последующие трагические события на некоторое время отодвинули на задний план проблемы преподавания астрономии.

В советскую эпоху в первые годы, когда на первое место стали выдвигаться требования связи теории с практикой, в программах, разработанных НКП РСФСР, астрономия была включена в общий курс естествознания в школы I ступени. В последующие годы астрономия перешла в программу школ II ступени, но не как отдельный предмет, а включалась в программу физики. В этот период широкое распространение получили «рабочие книги» и «тетради для практических занятий по астрономии» [1].

В Нижегородском регионе в этот период произошли изменения, как в сфере среднего, так и в области высшего образования. Были упразднены прежние учебные заведения (гимназии, реальные училища и т.д.) на их базе были созданы советские школы I и II ступеней, был образован Нижегородский педагогический институт и, как отмечалось выше, Нижегородский государственный университет. Преподавание астрономии в университете осуществлялось на механическом (позднее на механико-математическом) факультете, в педагогическом институте - на физико-математическом факультете. Курс астрономии читался талантливым педагогом и методистом В.В. Адриановым, профессором К.Л. Баевым, зачинателем изучения климата Нижегородского края М.С. Аверкиевым. Активным сторонником астрономического образования были профессор В.К. Лебединский, математик И.Д. Работнов и многие другие. Благодаря активной деятельности членов НКЛФА и его высокому авторитету, сохранялся и авторитет астрономии в регионе. Об этом свидетельствует тот факт, что в 1927 г. была построена астрономическая обсерватория на здании педагогического института.

Рис.11. Обсерватория на здании педагогического института

 

Изначально она строилась как база астрономических наблюдений трех организаций: Педагогического института, Нижегородского университета и НКЛФА. Деньги на строительство были выделены Наркомпросом.   Продолжалось издание Астрономического

календаря, признанное тем же Наркомпросом «важным и необходимым».

Рис.12. Первый том бюллетеня «Переменные звезды»

 

В 1927 г. при обсерватории по инициативе Б.В. Кукаркина - руководителя Коллектива наблюдателей НКЛФА была создана первая в мире юношеская астрономическая секция. В 1928 г. по его же инициативе начал издаваться (сразу на двух языках - русском и немецком) бюллетень «Переменные звезды» (ставший впоследствии изданием АН СССР и существующий по настоящее время). В этом же году в Нижнем Новгороде состоялся II Съезд любителей мироведения, на котором обсуждались и проблемы астрономического образования.

Рис.13. Участники 2-го съезда любителей мироведения 1928 г.

 

Именно на нем были высказаны пожелания о преподавании астрономии как отдельного предмета в старших классах школы [3], [4].

5 сентября 1931 г. вышло постановление ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе», приведшее к существенным изменениям в преподавании всех дисциплин, в том числе и астрономии. В учебных программах 1932 г. астрономии впервые отводится самостоятельное место (35 часов в 7 группе) и говорится