Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.ssau.ru/resources/sotrudniki/kulagin/
Дата изменения: Fri Apr 10 15:00:00 2015
Дата индексирования: Mon Apr 11 02:12:23 2016
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: сатурн
Издания проф. Кулагина В.В.
Новости

Издания проф. Кулагина В.В.

1. В.В. Кулагин

Теория газотурбинных двигателей: Учебник.
Кн. 1. Анализ рабочего процесса, выбор параметров и проектирование проточной части. 264 с.
Кн. 2. Совместная работа узлов, характеристики и газодинамическая доводка выполненного ГТД. 304 с. . М.: Изд-во МАИ, 1994

2. В.В. Кулагин

Теория, расчет и проектирование авиационных двигателей и энергетических установок: Учебник.

Кн. 1. Основы теории ГТД. Рабочий процесс и термогазодинамический анализ.
Кн. 2. Совместная работа узлов выполненного двигателя и его характеристики.- М.: Машиностроение, 2002. - 616 с.: ил.

3. В.В. Кулагин

Теория, расчет и проектирование авиационных двигателей и энергетических установок: Учебник. Основы теории ГТД. Издание второе.

Кн. 1. Рабочий процесс и термогазодинамический анализ.
Кн. 2. Совместная работа узлов выполненного двигателя и его характеристики. - М.: Машиностроение, 2003. - 616 с.: ил.

4. Теория, расчет и проектирование авиационных двигателей и энергетических установок: Учебник. Кн. 3. Основные проблемы: Начальный уровень проектирования, газодинамическая доводка, специальные характеристики и конверсия авиационных гтд/ В.В. Кулагин, С.К. Бочкарев, И.М. Горюнов, В.С. Кузьмичев и др.; Под общ. ред. В.В. Кулагина - М.: Машиностроение, 2005. - 464 с.; ил.

Сведения об авторе

Кулагин Виктор Владимирович - к.т.н., профессор, много лет руководил термодинамическим отделом Пермского ОКБ (генерального конструктора П.А.Соловьева) и принимал непосредственное участие в проектировании и доводке первых в стране двухконтурных двигателей, а в настоящее время профессор кафедры "Теория двигателей летательных аппаратов" Самарского государственного аэрокосмического университета и руководит сектором газотурбинных двигателей, в котором выполнялись исследования по выбору параметров двигателя, совместной работе узлов, расчету характеристик, компьютеризированному анализу результатов испытаний, разбросу параметров двигателей и идентификации их математических моделей.

Автор двух учебников (1994, 2002 год, из них последний переиздан в 2003 году) и редактор третьей книги учебника (2005 г.).

Основные особенности учебника

Из общей теории ГТД выделены основы, которые, в свою очередь, разделены на основы проектируемого и выполненного двигателей и излагаются, соответственно, в первой и второй книгах. Выбраны новые критерии формирования структуры этих книг учебника, отвечающие требованию системного подхода к изложению материала по основным темам, а не по типам двигателей. Для оценки эффективности преобразования механической энергии в полезную работу передвижения ЛА автором введено новое понятие - КПД движителя. Это позволило получить для трех основных типов ГТД обобщенные формулы удельной тяги и других критериев эффективности, математически строго рассмотреть ТРД и ТВД как частные случаи ТРДД. В результате основные разделы теории двигателей различных типов излагаются обобщенно, а за основу принят двухконтурный двигатель. Такой подход позволяет провести четкий сравнительный анализ двигателей различных типов, увидеть общие для них закономерности, выделить присущие им особенности.

В первой книге проанализированы характеристики узлов ГТД, необходимые для последующего изложения материала (часть I), описан процесс преобразования тепла в работу передвижения летательного аппарата (часть II) и приведена методика проектного термогазодинамического расчета двигателя (часть III). Проанализированы также основные закономерности изменения удельных параметров ГТД: ТРД, ТРДД и ТВД - во второй части книги, а ТРДФ и ТРДДФсм - в третьей. Такое разделение двигателей на две группы диктуется методическими соображениями: сравнительный анализ изменения удельных параметров двигателей первой группы, работающих по циклу Брайтона, наиболее целесообразно выполнить "методом работы цикла", хорошо разработанным именно для этих двигателей в школе академика Б.С. Стечкина. А использование "метода работы цикла" для двигателей второй группы, работающих по циклу с двумя подводами теплоты или со смешением потоков, связано с анализом сложных формул и поэтому нецелесообразно. Параметры этих двигателей анализируются в последовательности, принятой для проектного термогазодинамического расчета, который используется как универсальный "метод термогазодинамического анализа". Цикл двигателя, таким образом, принят за критерий формирования структуры первой книги.

Во второй книге дан общий анализ уравнений совместной работы узлов выполненного двигателя, справедливый (с небольшим исключением) для двигателей различных типов и схем, получены основные закономерности совместной работы узлов и характеристики для ТРД(Д) с одним управляющим фактором (часть IV) и для ГТД с несколькими управляющими факторами (часть V). Управляющий фактор, таким образом, принят за критерий формирования структуры второй книги.

Выделение основ теории выполненного двигателя в отдельную (вторую) книгу целесообразно с методической точки зрения, так как анализ характеристик такого двигателя существенно сложнее и принципиально отличается от анализа закономерностей изменения удельных параметров проектируемого двигателя. Это объясняется различным изменением параметров рабочего процесса и КПД узлов, которые в случае проектируемого двигателя являются независимыми переменными, а в случае выполненного двигателя они - зависимые переменные и определяются из условия совместной работы его узлов. Анализ характеристик двигателя поэтому основан на анализе совместной работы его узлов, который представляет собой совершенно другую задачу, требующую отдельного рассмотрения.

Особое внимание в учебнике уделяется термогазодинамическому анализу зависимости от различных факторов удельных параметров проектируемого двигателя (в первой книге) и основных технических данных выполненного двигателя (во второй книге), поскольку такой анализ позволяет в конечном счете понять "поведение" двигателя в различных условиях его эксплуатации. Предложенная последовательность анализа параметров двигателя основана на методиках проектного термогазодинамического расчета и расчета характеристик выполненного двигателя, поэтому изложение этих методик в гл. 8 и 12 подчинено задаче освоения методов анализа параметров двигателя. По мнению автора, освоение этих методов - ключ к пониманию и усвоению теории ГТД.

Практически по каждой теме учебника сформулированы выводы (резюме), разработаны контрольные вопросы и задачи, что позволяет организовать систематическое, в значительной мере самостоятельное (под контролем) изучение курса, нацеленное на решение большого числа задач разной сложности, включая комплекс задач, связанных с этапами проектирования двигателя. Такая организация учебного процесса способствует глубокому усвоению теории двигателей, развитию творческих способностей студентов, повышению качества знаний и эффективности учебного процесса.

Третья книга учебника является продолжением основ теории ГТД, которые изложены [38] в двух книгах (пяти частях) и охватывают 15 основных тем (глав). Третья книга также состоит из пяти частей (15 глав). К работе над этой книгой приглашены специалисты по проектированию и термогазодинамическому расчету двигателей, по газодинамической доводке и экологии рабочего процесса ГТД, а также ученые работающие в этой области.Она написана коллективом авторов Самарского аэрокосмического университета: канд. техн. наук, доцентом С.К. Бочкаревым, д-ром техн. наук, проф. В.А. Григорьевым, д-ром техн. наук, проф. Ю.А. Кнышом, д-ром техн. наук, проф. В.С. Кузьмичевым, канд. техн. наук, проф. В.В. Кулагиным, д-ром техн. наук, проф. Е.В. Шахматовым, а также канд. техн. наук Горюновым И.М. (Уфимского государственного авиационного технического университета), д-ром техн. наук А.М. Идельсоном (руководителем термогазодинамического отдела СКБМ, г. Самара), д-ром техн. наук, проф. М.Л. Кузменко (генеральным конструктором - техническим директором "НПО "Сатурн""), Dr. Joachim Kurzke (MTU Aero Engines, Germany), д-ром техн. наук, проф. Б.А. Пономаревым (начальником отдела ЦИАМ) и д-ром техн. наук, проф. А.П. Тунаковым (Казанского государственного технического университета).

Она представляет интерес не столько в методическом отношении, сколько по существу излагаемого материала. В ней излагаются пять основных проблем теории, расчета и проектирования авиационных двигателей, которые излагаются в пяти (VI...X) частях, пятнадцати (16...30) главах.

В шестой части затронуты основы теории выбора параметров рабочего процесса авиационных ГТД и проектирования проточной части. Приводятся результаты расчета влияния параметров рабочего процесса на удельные параметры ТРД(Д) в широком диапазоне их изменения, вплоть до термодинамического насыщения (с привлечением расчетов, выполненных в ЦИАМ), и показаны предельные возможности двигателя, работающего на керосине. Проанализированы закономерности оптимизации параметров ГТД по самолетным критериям эффективности. Изложены методология выбора параметров, некоторые проблемы разработки двигателя, а также методика вариантного проектирования проточной части, нацеленная на развитие творческих способностей студентов. Там же приведена разработанная в СГАУ методика оценки технического совершенства двигателя. В учебнике она публикуется впервые и может представлять интерес для специалистов не только авиационного двигателестроения. Разработанные по этим методикам программы применяются в учебном процессе СГАУ.

Седьмая часть посвящена современным методам математического моделирования и современным программным комплексам "ГРАД", DVIGw и GasTurb для расчета высотно-скоростных характеристик двигателей различных типов и других термогазодинамических расчетов, разработанным соответственно в Казанском государственном техническом университете, в Уфимском государственном авиационном техническом университете и MTU Aero Engines, Germany (Dr. Joachim Kurzke). Важно подчеркнуть, что упомянутые программные комплексы изучаются в СГАУ не только теоретически, но и применяются в практике выполнения курсовых работ. Выпускники университета, следовательно, приходят на предприятия, имея опыт работы с современными программными комплексами такого типа и с собственным мнением об их преимуществах и недостатках.

Большой интерес представляют три главы 23; 24 и 25 (часть восьмая), посвященные газодинамической доводке двигателя, в том числе в условиях серийного производства. Доводка является наиболее трудоемким и продолжительным этапом создания двигателя. Кроме стендовых, она включает испытания в термобарокамере, летные испытания на летающей лаборатории и на самолете. В указанных главах освещены основные проблемы газодинамической доводки, приведена методология компьютеризированного термогазодинамического анализа результатов испытаний ГТД и сформированы основные направления газодинамической доводки двигателя. Описаны методы экспериментального термогазодинамического моделирования на стенде эксплуатационных характеристик авиационных ГТД и рассмотрены примеры конкретного применения их при доводке двигателей. Описаны термогазодинамические методы контроля стабильности параметров серийных ГТД. Проблемы газодинамической доводки излагаются в учебной литературе впервые и представляют большой интерес не только для студентов и аспирантов, но и для специалистов, занимающихся доводкой газотурбинных двигателей.

В девятой части анализируются специальные характеристики ГТД. Автором удалось в небольшом объеме изложить сложные вопросы совместной работы узлов на неустановившихся режимах, проблемы уменьшения времени приемистости, снижения шума и вредных выбросов.

В учебнике затронуты также проблемы, связанные с конверсией авиационных двигателей (часть десятая). Анализируются способы повышения КПД таких двигателей в системе энергетических установок. Рассмотрены комбинированные и когенерационные газотурбинные установки. Сделана попытка классификации энергетических установок с приводным ГТД. Эта глава в учебнике также публикуется впервые и в современных условиях представляет особый интерес.

В заключение учебника (гл. 30) авторы позволили себе оглянуться назад и осветить некоторые страницы истории создания авиационных двигателей семи основных ОКБ (опытных конструкторских бюро) СССР. Приведены фотографии генеральных конструкторов и их двигателей, параметры рабочего процесса и основные данные этих двигателей, которые в свое время были на уровне лучших мировых образцов, а то и лучшими в мире.

Оглавление 'Основ теории ГТД'

От автора 3

Введение 6

Основные условные обозначения 7

Книга первая. Основы теории ГТД. Рабочий процесс
и термогазодинамический анализ
11

Глава 1. Вводная. Принцип действия, схемы и удельные параметры
газотурбинных двигателей
12

1.1. Турбореактивные двигатели ТРДД И ТРД 12

1.2. Турбовинтовые (ТВД), турбовинтовентиляторные (ТВВД) и турбовальные (ТВаД) двигатели 22

1.3. Турбореактивные двигатели с форсажными камерами 28

1.4. Классификация реактивных двигателей 30

1.5. Основные данные и удельные параметры ГТД 32

Контрольные вопросы 35

Задачи 36

Часть I. Характеристики входных, выходных устройств и камер сгорания 38

Глава 2. Входные устройства 38

2.1. Общие сведения 38

2.1.1. Назначение входных устройств. Основные параметры режима
и критерии эффективности 38

2.1.2. Степень повышения давления p V и роль входного устройства в системе двигателя 41

2.1.3. Основные требования к входным устройствам и их классификация 44

2.2. Рабочий процесс и характеристики дозвукового воздухозаборника. 46

2.2.1. Особенности рабочего процесса 46

2.2.2. Внешнее сопротивление воздухозаборника 50

2.2.3. Характеристики дозвукового воздухозаборника 51

2.3. Особенности работы и характеристики сверхзвуковых нерегулируемых входных устройств
внешнего сжатия .... 52

2.3.1. Основные особенности и режимы работы 52

2.3.2. Дроссельные характеристики 57

2.3.3. Помпаж и зуд 62

2.4. Регулирование сверхзвуковых входных устройств внешнего сжатия 66

2.4.1. Согласование критического сечения и сечения на входе в компрессор 67

2.4.2. Согласование сечения Н с сечениями КР и В ......... 68

2.5. Совместная работа сверхзвукового входного устройства и компрессора 74

2.6. Особенности сверхзвуковых входных устройств внутреннего сжатия 77

Резюме 82

Контрольные вопросы 85

Задачи 87

Глава 3. Выходные устройства 89

3.1. Общие сведения 89

3.1.1. Назначение выходных устройств. Основные параметры режима
и критерии эффективности работы 89

3.1.2. Тяговые и расходные характеристики сопла 92

3.1.3. Диаграмма i-s процесса расширения газа в канале сопла и формула скорости истечения 95

3.1.4. Основные требования к выходным устройствам и их классификация 97

3.2. Характеристики дозвуковых выходных устройств 98

3.2.1. Сужающееся сопло 98

3.2.2. Диффузорное выходное устройство 103

3.3. Особенности работы и характеристики сверхзвуковых сопел 105

3.3.1 Сопло Лаваля 105

3.3.2. Эжекторные сопла 110

3.3.3. Сопла с центральным телом 114

3.3.4. Регулирование сопел. Плоские сопла 117

3.4. Особенности выходных устройств с реверсом тяги 120

Резюме 123

Контрольные вопросы 126

Задачи 127

Глава 4. Камеры сгорания 129

4.1. Общие сведения 129

4.1.1. Назначение камер сгорания. Необходимые сведения о топливах 129

4.1.2. Основные параметры режима и показатели качества работы камеры сгорания 131

4.1.3. Определение относительного расхода топлива и оценка максимально возможной
температуры газа перед турбиной 134

4.1.4. Основные требования к камерам сгорания 137

4.2. Некоторые закономерности горения топлива в потоке 138

4.3. Рабочий процесс основных камер сгорания 142

4.3.1. Схемы основных камер сгорания и их обоснование 142

4.3.2. Подготовка горючей смеси 146

4.3.3. Организация горения топлива 150

4.3.4. Формирование поля температуры газа на выходе из камеры сгорания и охлаждение стенок
жаровой трубы 155

4.4. Особенности рабочего процесса форсажных камер сгорания 157

4.5. Основные характеристики камер сгорания 161

4.5.1. Зависимость коэффициента полноты сгорания топлива от параметров режима 161

4.5.2. Потери полного давления в основной и форсажной камерах сгорания ГТД 164

4.5.3. Срывные характеристики 168

4.5.4. Неравномерность температурного поля 171

Резюме 173

Контрольные вопросы 177

Задачи 178

Часть II. Основные закономерности рабочего процесса ТРД, ТРДД, ТВД 180

Глава 5. Газотурбинный двигатель как тепловая машина 180

5.1. Диаграмма i-s рабочего процесса основного контура ГТД 181

5.2. Работа цикла ГТД 184

5.3. Зависимость работы цикла от его параметров 186

5.3.1. Зависимость работы цикла от температуры газа перед турбиной 186

5.3.2. Зависимость работы цикла от суммарной степени повышения давления 188

5.4. Эффективный КПД 191

5.5. Зависимость эффективного КПД от параметров цикла 193

Резюме 196

Контрольные вопросы 197

Задачи 197

Глава 6. Силовая установка с газотурбинным двигателем как движитель 199

6.1. Тяга движителя 199

6.2. ТРД И ТВД как частные случаи ТРДД 205

6.3. КПД авиационного движителя 208

6.3.1. Коэффициент гидравлических потерь 209

6.3.2. Полетный КПД 210

6.4. Сравнение различных типов ГТД как движителей 212

6.4.1. Удельная тяга ГТД 212

6.4.2. Зависимость удельной тяги от степени двухконтурности 214

6.5. Наивыгоднейшее распределение энергии между контурами ТРДД 218

6.5.1. Вывод формулы удельной тяги для общего случая распределения энергии
между контурами ( c сII ¹ c сI ) 218

6.5.2. Зависимость удельной тяги от распределения энергии между контурами ТРДД 219

Резюме 223

Контрольные вопросы 225

Задачи 226

Глава 7. Основные закономерности изменения удельных параметров ГТД 229

7.1. Общий КПД и удельный расход топлива 229

7.2. Зависимость удельной тяги и удельного расхода топлива от параметров цикла 231

7.2.1. Зависимость удельных параметров двигателя от температуры газа перед турбиной 232

7.2.2. Зависимость удельных параметров двигателя от суммарной степени повышения давления 238

7.3. Зависимость удельной тяги и удельного расхода топлива ТРДД от параметров движителя 241

7.4. Зависимость удельной тяги и удельного расхода топлива ГТД от внешних условий 244

7.4.1. Зависимость удельных параметров двигателя от скорости полета 245

7.4.2. Оптимальный ГТД для различных скоростей полета 248

7.4.3. Зависимость удельных параметров двигателя от температуры наружного воздуха 251

7.5. Зависимость удельных параметров двигателя от потерь в узлах 252

7.6. Энергетический баланс ГТД 254

Резюме 256

Контрольные вопросы 258

Задачи 259

Часть III. Термогазодинамический расчет и анализ параметров
проектируемого ГТД. Особенности рабочего процесса ТРДДсм и ТРД(Д)Ф
261

Глава 8. Методы проектного термогазодинамического расчета и анализа параметров ГТД 261

8.1. Исходные данные для проектного термогазодинамического расчета ГТД 262

8.2. Методика проектного термогазодинамического расчета одновального ТРД 270

8.2.1. Основные уравнения 270

8.2.2. Последовательность термогазодинамического расчета одновального ТРД 273

8.3. Особенности проектного термогазодинамического расчета ТРДД, ТВД и ТваД 277

8.3.1. Двухконтурные турбореактивные двигатели различных схем 277

8.3.2. Турбовинтовые и турбовальные двигатели 279

8.4. Оценка влияния параметров рабочего процесса, КПД узлов и коэффициентов потерь
на удельные параметры ГТД методом малых отклонений 281

8.5. Термогазодинамический анализ влияния КПД узлов, коэффициентов потерь и отбора воздуха
на удельные параметры одновального ТРД 288

8.6. Различные методы определения и анализа удельных параметров ГТД 291

Резюме 293

Контрольные вопросы 294

Задачи 296

Глава 9. Особенности рабочего процесса двигателей с форсажными камерами
(трдф и трддф) и со смешением потоков (трддсм)
301

9.1. Особенности трддсм 301

9.1.1. Особенности проектного термогазодинамического расчета ТРДДсм 301

9.1.2. Влияние смешения на выходной импульс 304

9.2. Зависимость удельной тяги и удельного расхода топлива трдф и трддфсм от температуры газа
на выходе из форсажной камеры 307

9.3. Зависимость удельной тяги и удельного расхода топлива трдф и трддфсм
от температуры газа перед турбиной ... 312

9.4. Зависимость удельной тяги и удельного расхода топлива трддфсм от степени двухконтурности 314

9.5. Зависимость удельной тяги и удельного расхода топлива трдф и трддфсм
от степени повышения давления в компрессоре 317

9.6. Особенности термогазодинамического расчета турбореактивных двигателей
с форсажными камерами 321

Резюме 323

Контрольные вопросы 325

Задачи 326

Книга вторая. Основы Теории Гтд. Совместная работа узлов
выполненного двигателя и его характеристики
............................ 328

Введение .............................................................................. 329

Глава 10. Общий анализ уравнений совместной работы узлов выполненного ГТД 331

10.1. Совместная работа входного устройства и компрессора 331

10.2. Совместная работа турбины и сопла 332

10.3. Совместная работа узлов газогенератора 337

10.3.1. Совместная работа камеры сгорания и турбины ВД 337

10.3.2. Совместная работа компрессора и расположенной за ним сети 339

10.3.3. Совместная работа компрессора и турбины ВД 340

10.4. Совместная работа компрессора и турбины НД 345

10.5. Совместная работа всех узлов ГТД 348

Резюме 349

Контрольные вопросы 351

Задачи 353

Часть IV. ТРД(Д) с ОДНИМ управляющим ФАКТОРОМ 355

Глава 11. Основные закономерности совместной работы узлов ТРД(Д) 355

11.1. Основные закономерности совместной работы узлов
многовального турбокомпрессора 356

11.1.1. Линия совместной работы 356

11.1.2. Особенности совместной работы узлов двухвального газогенератора 359

11.1.3. Особенности совместной работы узлов турбовентилятора 363

11.2. Подобные режимы и формулы приведения 365

11.2.1. Подобные режимы 365

11.2.2. Формулы приведения 367

11.2.3. Приведение параметров к САУ по температуре и давлению
в различных сечениях двигателя 370

11.3. Обобщенные характеристики двигателя 374

11.3.1. Основные закономерности изменения параметров турбокомпрессора. 374

11.3.2. Анализ зависимости приведенных и относительных параметров двигателя
от критериев подобия ... 377

11.3.3. Особенности обобщенных характеристик двухвальных ТРД(Д) 381

11.4. Влияние параметров рабочего процесса на совместную работу узлов
и на обобщенные характеристики 384

11.5. Особенности совместной работы узлов ТРДДсм 390

Резюме 394

Контрольные вопросы 397

Задачи 399

Глава 12. Основные характеристики ТРД(Д). Методы их расчета и анализа.
Термодинамические основы управления двигателя
404

12.1. Термодинамические основы управления ГТД 404

12.1.1. Эксплуатационные режимы 405

12.1.2. Закон и программа управления 406

12.1.3. Управление ГТД из условия поддержания заданного значения температуры газа
перед турбиной 408

12.1.4. Управление турбореактивных двигателей по закону n ВД (НД) = const 411

12.2. Методы расчета и анализа характеристик ГТД 413

12.2.1. Общие сведения. Задание на расчет характеристик 415

12.2.2. Приближенный метод расчета характеристик одновального ТРД 417

12.2.3 Особенности методов расчета характеристик ТРД(Д) различных схем 419

12.2.4. Краткий анализ современных методов расчета характеристик двигателя
по заданным характеристикам его узлов
422

12.2.5. Метод расчета обобщенных характеристик двигателя 424

12.3. Анализ основных характеристик ТРД(Д) 426

12.3.1. Дроссельные характеристики 427

12.3.2. Климатические характеристики 429

12.3.3. Высотные характеристики 434

12.3.4. Скоростные характеристики 437

12.3.5. Влияние параметров рабочего процесса, типа, схемы двигателя
и законов управления на характеристики ТРД(Д) 439

Резюме 444

Контрольные вопросы 447

Задачи 449

Часть V. ГТД С НЕСКОЛЬКИМИ управляющими ФАКТОРАМИ. 456

Глава 13. Особенности ТРД(Д) с изменяемыми площадями характерных сечений 456

13.1. Одновальный ТРД (газогенератор) с регулируемой площадью сопла 456

13.1.1. Особенности работы узлов газогенератора и обобщенные характеристики ТРД
при F с.кр = var 457

13.1.2. Особенности управления одновального ТРД и его характеристики на максимальном режиме
при F с.кр = var ..................................... 463

13.1.3. Особенности управления одновального ТРД и его характеристики на режимах пониженной тяги
при F с.кр = vаr .......................................... 469

13.1.4. Структурные схемы управления ТРД при F с.кр = var 470

13.2. Одновальный ТРД (газогенератор) с регулируемыми турбиной, соплом и компрессором 472

13.2.1. Регулирование турбины 473

13.2.2. Регулирование турбины и сопла 475

13.2.3. Регулирование компрессора 479

13.3. Двухвальный и трехвальный ТРД(Д) с регулируемыми соплом,
турбиной и компрессором 485

13.3.1. Особенности влияния площади сопла 486

13.3.2. Особенности влияния площади соплового аппарата турбины ВД 489

13.3.3. Особенности влияния площади соплового аппарата турбины НД 491

13.3.4. Особенности влияния площадей характерных сечений в системе многовальных двигателей 492

13.4. Особенности расчета характеристик ТРД(Д) с регулируемыми
площадями характерных сечений 495

13.4.1. Одновальный ТРД 495

13.4.2. Многовальный ТРД(Д) при F с.кр = var 496

Резюме 498

Контрольные вопросы 501

Задачи 503

Глава 14. Особенности ТВД, ТВаД и ТРД(Д)Ф 507

14.1. Особенности совместной работы узлов ТВД и ТВаД, их обобщенные характеристики 507

14.1.1. Одновальный ТВД 507

14.1.2. ТВаД со свободной турбиной. 510

14.2. Особенности управления и характеристик одновального ТВД и ТВаД со свободной турбиной 513

14.2.1. Особенности управления двигателя 513

14.2.2. Особенности характеристик 515

14.3. Особенности совместной работы узлов ТРД(Д)Ф, их обобщенные характеристики........................ 519

14.3.1. Особенности совместной работы узлов 520

14.3.2. Анализ влияния параметров режима на тягу 522

14.4. Особенности характеристик и управления турбореактивных двигателей
с форсажными камерами 526

14.4.1. Особенности характеристик ТРД(Д)Ф 527

14.4.2. Особенности управления ТРД(Д)Ф 533

14.5. Особенности расчета характеристик ТВД(ТВаД) и ТРД(Д)Ф 540

Резюме 541

Контрольные вопросы 545

Задачи 547

Глава 15. Анализ влияния различных факторов на совместную работу узлов гтд
и его характеристики
549

15.1. Влияние числа М п в условиях докритического истечения газа из сопла 549

15.1.1. Одновальный ТРД 549

15.1.2. ГТД других типов и схем 551

15.2. Влияние КПД узлов и коэффициентов потерь 554

15.2.1. Влияние КПД турбины и компрессора ВД 554

15.2.2. Влияние КПД турбины и компрессора НД 555

15.2.3. Влияние коэффициентов потерь 557

15.3. Влияние отбора воздуха от двигателя 562

15.3.1. ТРД(Д) с отбором воздуха ВД 562

15.3.2. ТРДД с отбором воздуха НД 564

15.4. Влияние отбора мощности от двигателя 565

15.4.1. Двухвальный ГТД с отбором мощности от газогенератора 566

15.4.2. Двухвальный ГТД с отбором мощности от турбокомпрессора НД 566

15.5. Влияние числа Рейнольдса 568

15.6. Некоторые закономерности разброса параметров двухвальных ТРД(Д) 570

15.6.1. Результаты испытаний серийных ТРДД 570

15.6.2. Скольжение частот вращения роторов как фактор, характеризующий
термогазодинамическое
состояние ТРД(Д) 573

Резюме 575

Контрольные вопросы 577

Список литературы 579

Приложения 582

1. Основные закономерности изменения удельных параметров и проектный
термогазодинамический расчет ГТД (краткое содержание курсовой работы) 582

2. Ответы к решению задач, гл. 1 - 9 585

3. Таблица стандартной атмосферы (ГОСТ 4401-81) 588

4. Таблица перевода некоторых единиц измерения физических величин из различных систем
в международную систему СИ 589

5. Номограмма для определения относительного расхода топлива гтд 590

6. Совместная работа узлов и характеристики ГТД (краткое содержание курсовой работы) 591

7. Номограмма для определения p *т 594

8. Номограмма для определения p *к 595

9. Номограмма для расчета линии совместной работы 596

10. Номограмма для определения p *кНД 597

11. Ответы к решению задач, гл. 10 - 14 598

Предметный указатель 601

Оглавление третьей книги учебника

Предисловие

3

Предисловие к первым двум книгам учебника

6

Структура учебника

9

Основные условные обозначения

11

Часть VI. Основы начального уровня проектирования ГТД

15

Глава 16. Основы теории выбора параметров рабочего
процесса авиационных ГТД

15

16.1. Критерии оптимизации параметров ГТД дозвукового транспортного самолета

16

16.2. Зависимости удельных параметров ТРД(Д) от параметров рабочего процесса

21

16.2.1. Результаты расчета зависимости удельного расхода топлива и удельной тяги ТРД(Д)
от параметров рабочего процесса

22

16.2.2. Оценка массы ГТД

30

16.2.3. Закономерности изменения удельного веса двигателя

33

16.3. Основные закономерности оптимизации параметров ГТД по самолетным критериям
эффективности

36

16.3.1. Закономерности минимизации суммарной удельной массы топлива и двигателя .

37

16.3.2. Зависимость области наивыгоднейших параметров от различных факторов

39

16.4. Методология выбора параметров и некоторые проблемы разработки ГТД

42

16.4.1. Методология выбора параметров на начальном уровне проектирования

42

16.4.2. Некоторые проблемы разработки двигателя

46

16.5. Тенденции развития авиационных двигателей

52

Резюме

57

Контрольные вопросы

60

Глава 17. Оценка диаметральных размеров проточной части и числа ступеней
турбокомпрессора

63

17.1. Постановка задачи и исходные данные

63

17.2. Основные уравнения и их анализ

66

17.2.1. Определение кольцевых площадей характерных сечений проточной части

67

17.2.2. Оценка числа ступеней и согласование компрессора и турбины
по окружным скоростям

71

17.2.3. Обеспечение запаса прочности рабочих лопаток турбины по растягивающим
напряжениям

75

17.3. Методика расчета диаметральных размеров проточной части турбокомпрессоров ТРДД

79

17.3.1. Оценка числа ступеней и диаметральных размеров проточной части газогенератора

80

17.3.2. Оценка числа ступеней и диаметральных размеров
проточной части турбовентилятора

85

17.4. Особенности расчета диаметральных размеров проточной части турбокомпрессоров ГТД
различных типов

91

Резюме

96

Контрольные вопросы

98

Глава 18. Особенности малоразмерных ГТД

99

18.1. Особенности математической модели МГТД

101

18.2. Малоразмерные двигатели для вертолетов и легких самолетов

104

18.3. Двигатели для беспилотных летательных аппаратов

114

18.4. Вспомогательные ГТД

117

18.5. ГТД для танков и наземного транспорта

119

Резюме

121

Контрольные вопросы

122

Глава 19. Оценка научно-технического уровня двигателя

123

19.1. Проблемы определения научно-технического уровня ГТД

123

19.2. Метод оценки научно-технического уровня проекта ГТД - решение прямой
задачи экспертизы

126

19.3. Сравнительная оценка изменения научно-технического уровня конкурирующих ТРДД
для дозвукового пассажирского самолета

131

19.4. Сравнительная оценка научно-технического уровня проекта ГТД для многоцелевого
вертолета

133

19.5. Поиск параметров ГТД, обеспечивающих заданный научно-технический уровень
двигателя - решение обратной задачи экспертизы

135

Резюме

137

Контрольные вопросы

138

Часть VII. Математическое моделирование рабочего процесса ГТД
и универсальные программные комплексы

139

Глава 20. Основные подходы к созданию математических моделей
термогазодинамического расчета и анализа параметров и характеристик ГТД

139

20.1. Общие сведения о математическом моделировании объектов

139

20.2. Требования, предъявляемые к математическим моделям ГТД

141

20.3. Термодинамические основы математических моделей ГТД

142

20.4. Классификация математических моделей ГТД

145

20.5. Принципы построения математических моделей ГТД

146

Резюме

153

Контрольные вопросы

154

Глава 21. Программный комплекс "ГРАД"

155

21.1. Назначение и концепция построения системы

155

21.2. Функциональные возможности

162

21.3. Примеры применения

166

Резюме

169

Контрольные вопросы

169

Глава 22. Программные комплексы DVIGw и GasTurb

170

22.1. Назначение и концепция построения системы DVIGw

170

22.2. Функциональные возможности комплекса DVIGw

174

22.3. Пример применения

176

22.4. Особенности программного комплекса GasTurb

179

Резюме

183

Контрольные вопросы

183

Часть VIII. Газодинамическая доводка двигателя

184

Глава 23. Основные проблемы и пути газодинамической доводки двигателя

184

23.1. Проблема газодинамической доводки

185

23.1.1. Необходимость доводки и ее содержание

185

23.1.2. Общая характеристика задачи термогазодинамического анализа результатов
испытания ГТД

186

23.2. Методология автоматизированного термогазодинамического анализа результатов
испытания ГТД

190

23.2.1. Предварительный анализ результатов испытания

190

23.2.2. Идентификация математической модели двигателя

196

23.2.3. Общая процедура и заключительный этап термогазодинамического анализа

200

23.3. Основные направления газодинамической доводки двигателя

203

23.3.1. Из истории газодинамической доводки двигателя ПС-90А

203

23.3.2. Анализ основных направлений газодинамической доводки двигателя

207

Резюме

210

Контрольные вопросы

212

Глава 24. Термогазодинамическое моделирование
на стенде эксплуатационных характеристик авиационных ГТД

213

24.1. Задачи экспериментальной доводки ГТД и требования к ней

213

24.2. Направления термогазодинамических методов исследования

215

24.3. Основы термогазодинамического моделирования работы ГТД

219

24.3.1. Подобие физических явлений и процессов

219

24.3.2. Критерии подобия

220

24.3.3. Методы экспериментального термогазодинамического моделирования

222

24.4. Применение методов термогазодинамического моделирования при доводке ГТД

225

24.4.1. Моделирование поля температур газа на выходе из камеры сгорания

226

24.4.2. Моделирование теплового состояния охлаждаемых элементов турбины

228

24.4.3. Моделирование высотного запуска ГТД

231

24.4.4. Моделирование вибрационных характеристик ГТД при газодинамическом
возбуждении

233

24.4.5. Моделирование процесса самовоспламенения масляно-воздушной
смеси в опоре ГТД

237

Резюме

239

Контрольные вопросы

241

Глава 25. Термогазодинамические методы контроля стабильности
характеристик серийных ГТД

242

25.1. Анализ особенностей серийного производства и эксплуатации,
влияющих на надежность ГТД

242

25.2. Управление стабильностью характеристик при стендовых испытаниях серийных ГТД

244

25.2.1. Анализ устойчивости корреляционных связей термодинамических
и геометрических параметров ГТД

245

25.2.2. Контроль запаса ГДУ по скольжению роторов многовальных ГТД

248

25.2.3. Контроль эксплуатационных характеристик

255

25.3. Контроль технического состояния авиационных ГТД в эксплуатации
по термогазодинамическим параметрам

259

25.3.1. Методы параметрического контроля технического состояния

260

25.3.2. Влияние числа Рейнольдса на обобщенные характеристики ГТД

263

25.3.3. Контроль технического состояния масляной системы
по обобщенным характеристикам .

265

Резюме

267

Контрольные вопросы

268

Часть IX. Специальные характеристики ГТД

269

Глава 26. Неустановившиеся режимы работы авиационных ГТД

269

26.1. Основные закономерности работы газогенератора на неустановившихся режимах .

269

26.1.1. Особенности совместной работы узлов на неустановившихся режимах

270

26.1.2. Обобщенные динамические характеристики одновального ТРД

272

26.2. Разгон одновального ТРД и пути снижения времени приемистости

274

26.2.1. Обобщенная кривая разгона и время приемистости

274

26.2.2. Пути улучшения приемистости

279

26.2.3. Зависимость времени приемистости от высоты и скорости полета

285

26.3. Особенности неустановившихся режимов двухвального ТРД(Д)

290

26.4. Запуск ГТД

296

Резюме

302

Контрольные вопросы

305

Глава 27. Шум авиационных ГТД и методы снижения его уровня

307

27.1. Основные понятия. Воздействие шума на организм человека

307

27.2. Нормирование шума летательных аппаратов

310

27.3. Основные источники шума ГТД

315

27.4. Методы снижения шума лопаточных машин и реактивной струи

320

27.4.1. Методы снижения шума вентилятора, компрессора и турбины

321

27.4.2. Методы снижения шума реактивной струи

324

Резюме

326

Контрольные вопросы

328

Глава 28. Эмиссионные характеристики ГТД и пути их улучшения

329

28.1. Общие сведения о продуктах сгорания авиационных топлив
и их воздействии на организм человека

329

28.2. Закономерности образования загрязняющих веществ в камерах сгорания ГТД

331

28.2.1. Элементы рабочего процесса, определяющие эмиссионные и эксплуатационные
характеристики камер сгорания

331

28.2.2. Образование оксида углерода и несгоревших углеводородов

332

28.2.3. Образование сажи

333

28.2.4. Образование оксидов азота

334

28.3. Эмиссионные характеристики ГТД

336

28.4. Принципы нормирования эмиссии

337

28.5. Пути снижения эмиссии

342

Резюме

346

Контрольные вопросы

347

Часть X. Конверсия авиационных двигателей. Энергетические установки

348

Глава 29. Конверсия авиационных ГТД

348

29.1. Области применения конверсионных ГТД и требования при конверсии

349

29.1.1. Преимущества конверсионных авиационных ГТД

349

29.1.2. Области применения и направления конверсии ГТД

349

29.1.3. Требования, предъявляемые при конверсии ГТД

352

29.2. Конверсионные приводные ГТД

354

29.2.1. Особенности работы приводных ГТД

354

29.2.2. параметры конверсионных ГТД

358

29.3. Совершенствование приводных ГТД

363

29.3.1. ГТД с регенерацией тепла выхлопных газов

363

29.3.2. ГТД с промежуточными охлаждением и подогревом

366

29.3.3. ГТД с впрыском водяного пара

368

29.4. Классификация ГТУ с приводными ГТД

369

29.5. ГТУ с использованием тепла выхлопных газов ГТД: комбинированные
и когенерационные ГТУ

373

29.6. Некоторые вопросы развития конверсионных ГТД

375

Резюме

379

Контрольные вопросы

382

Глава 30. Основные отечественные авиационные ГТД и энергетические установки

383

30.1. ОАО "Авиадвигатель" (ОКБ-19 г. Пермь)

383

30.2. "Завод им. В.Я. Климова", Фгуп, дочернее предприятие ФГУП "РСК "МиГ"

391

30.3. оао Омское моторостроительное конструкторское бюро (омкб)

395

30.4. "Прогресс", Запорожское машиностроительное конструкторское бюро (ЗМКБ)
имени академика А.Г. Ивченко

397

30.5. ОАО "НПО "Сатурн""

403

30.6. ОАО "СНТК им. Н.Д. Кузнецова " ("Самарский научно-технический комплекс")

410

30.7. ОАО "Союз" ("Авиационный научно-технический комплекс")

417

Список литературы

420

Приложения

427

1. Основные данные и параметры рабочего процесса отечественных авиационных ГТД и ГТУ

427

2. Оглавление к первым двум книгам учебника

439

Предметный указатель

449






Заметили ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Содержание Интернет-портала СГАУ:
тел. +7 (846) 267-45-60,
e-mail: webmaster@ssau.ru
Центр по связям с общественностью
Тел.: (846) 267-44-99
e-mail: pr@ssau.ru
Работа электронной почты и беспроводных сетей:
тел.: +7 (846) 267-48-21,
e-mail: tech@ssau.ru
Работа корпоративной сети университета:
тел. +7 (846) 267-44-35,
e-mail: tech@ssau.ru
Система Orphus