Тоже побеседую обо всем и ни о чем.
Чего еще во время сессии делать.Цитата(OlegShvedov @ 7.01.2013, 22:06)
* Сейчас количество выпускников примерно в два раза меньше, чем в советское время (за счет одного этого фактора интеллектуальный уровень худших студентов прошлых лет будет соответствовать современному среднему уровню).
* Нынешние школьники учатся с задержкой в развитии в среднем на год по сравнению с советскими школьниками (в начале 2000-х министр образования В.Филиппов отменил программу 1-3 в начальной школе, а возраст приема детей в школу до 6 лет так и не понизил). Поэтому даже элитные выпускники интеллектуально развиты хуже, чем раньше.
Влияние второго пункта совсем не очевидно. Точнее даже не очевидна связь между способностью понимать и запоминать что-то новое и количеством знаний (конечно, когда нужно опираться на старые знания, то связь будет). На мой взгляд влияние школьной подготовки сильно переоценивается, а что действительно сильно влияет, так это способности абитуриентов. Понятно, что если, например, в СУНЦ набрать по олимпиадам сильных школьников, то и в вузе они будут сильными. Выделить отсюда влияние уровня подготовки совсем не просто. Судя по собственным ощущениям, (
опять же) как на первом курсе после слабой школьной подготовки понимался тот же матан, так и сейчас примерно с той же скоростью понимаются новые идеи и выкладки
(правда тратить время на заучивание всего этого стало лень), хотя уровень знаний с тех пор возрос очень существенно. Некоторое улучшение можно списать просто на взросление.
Насколько мне видится, влияние демографии несоизмеримо больше. К тому же еще надо учесть, что кроме демографии (примерно в пару раз сократилась) раньше студентов собирали со всего советского пространства (в котором также жило примерно в два раза больше людей), а сейчас только из России в основном. Если умножить еще на падение интереса к физике, то может статься, что изменения в школьной подготовке и появление ЕГЭ никакой существенной роли не играют.
Цитата(OlegShvedov @ 7.01.2013, 22:06)
А чтобы понять всю глубину проблем - это надо работать со школьниками, причем не в тепличных условиях СУНЦа или 57-й школы Москвы, а в суровых условиях реальной жизни.
Не факт, что если бы в советское время пришлось взять случайных школьников из случайной школы, то ситуация чем-то бы отличалась.
Цитата(Winnie-the @ 7.01.2013, 23:40)
Я бы сказал, что сильнее, чем все изменения программы, влияет смена мотивации. Абсолютному большинству нынешних (мое поколение тоже в этом списке) школьников, а следовательно и студентов, хочется исключительно денег и шмоток. Мотивировать их к изучению какой-либо науки, демонстрируя сколь угодно красивые фокусы, нереально. Помню свои ощущения, когда преподавал на подготовительных курсах МАИ - полный мрак и безнадега. В советское время наверняка тоже была гордость обладания каким-нибудь импортом или дефицитом, но столь массового характера, как нынешняя похвальба моделями мобильников, это явление, видимо, не имело.
Иллюстрация из жизни студентов: из нашей группы четвертого курса (8 человек) ни один не знал, что такое гармонический ряд. Хотя группа, по меркам нашей кафедры, не самая слабая.
Сильно утировано. Абсолютному большинству школьников и студентов, как и всегда, хочется общаться, развлекаться, ходить на свидания, играть в спортивные игры, сейчас еще и в компьютерные, сидеть в интернете, а не корпеть целыми днями над учебниками. Шмоток и денег, чтобы демонстрировать свой статус, хочется многим, также как многим хочется стать певцами и актерами, но это далеко не основное, что забирает время от учебы и из-за чего большинству не хочется осваивать науки.
В США, кстати, тоже развит культ потребления, однако научный уровень очень высокий, потому что во-первых народу много, во-вторых собирают лучшие мозги со всей планеты. Средний уровень школьников тоже низкий, но опять же это не особенно связано с культом потребления.
А вот что мотивировать на изучение науки стало сильно сложнее даже способных - это факт. И это наверняка сильно сказывается. Вот только мотивировать стало сложнее не от того, что всем внезапно захотелось кучу денег, а от того, что для школьников и студентов, скажем так технического склада ума, с появлением компьютеров стало гораздо больше других занятий. Если раньше из развлечений для ума кроме шахмат зачастую были какие-нибудь математические кружки и интересные задачки, то сейчас чтобы получить те же эмоции можно, например, пройти какую-нибудь из первых частей Command & Conquer. Умственного напряжения требуется не меньше, чем для какой-то сложной задачи, а игра сделана с расчетом на то, чтобы было очень интересно. Еще есть интернет, где можно очень много найти подобных развлечений.
Из моих знакомых много людей проводит просто кучу времени с компьютером, хотя могли бы в это время чего-нибудь учить. Что эти люди делали бы раньше, когда компьютеров не было? Скорее всего хотя бы часть этого времени чего-нибудь читали бы, решали бы задачки и успешно осваивали науки. Сейчас чтобы одолеть конкуренцию в индустрии умственных занятий уже не достаточно школьникам показать несколько фокусов)
Внезапно понял что тоже не знаю, что такое гармонический ряд (о ужас!). Но одного взгляда оказалось достаточно, чтобы понять что это такое и вспомнить что он расходится. Может нам просто не акцентировали внимание на его названии когда рассказывали.
Цитата(silaev @ 8.01.2013, 14:17)
И не надо недооценивать роли ЕГЭ. Например, закон Архимеда можно излагать двумя способами:
1. Равна тому-то, направлена туда-то, приложена туда-то.
2. Выделим кусочек жидкости. Сила тяжести на него действует, ан он не падает. Поэтому сила Архимеда: см. п.1.
Ясно, что ЕГЭ волей-неволей ориентирует и школьника, и учителя на 1й вариант (2й длиннее и хлопотнее. Да и вообще, зачем все это надо!). ЕГЭ не отличает того, кто знает (п 1.), от того, кто понимает (п. 2.).
Поддержу Олега Юрьевича, что ЕГЭ всего лишь тест.
Минусы в ЕГЭ есть и нужно улучшать там вопросы, чтобы менять ориентировку учителей, и продолжать набирать людей еще и по олимпиадам. Но у ЕГЭ есть огромный плюс, который на мой взгляд перекрывает минусы - это возможность из любой деревни подать человеку документы в несколько мест и поступить куда угодно. С введением дополнительного внутреннего экзамена этот плюс отпадает и остаются одни минусы. В большинстве случаев человек из далекой провинции просто не поедет в Москву на этот экзамен (тратя время и деньги), потому что не знает, что мог бы легко поступить на физфак МГУ. Я бы не поехал, например.
В идеале на факультет нужно было бы набирать не по знаниям и пониманию, а по способностям узнавать и понимать. ЕГЭ как минимум немного решает первый вопрос - если человек где-то далеко в плохой школе умудрился сдать неплохо ЕГЭ, то скорее всего что-то в этом есть. Конечно, еще и с фальсификациями нужно бороться.
Еще несколько слов по поводу базовых и общеобразовательных знаний школьников. Стыдно не знать или не понимать, что такое закон Архимеда или что свет состоит из безмассовых фотонов? Стыдно. А стыдно ли не знать, что такое гены, клетки, почему в организме практически в каждой клетке есть свой отдельный генетический аппарат, и вообще основные принципы функционирования жизни, в особенности не понимать основных принципов эволюции (а также того, что простые общие формулировки - только верхушка айсберга, а простота может быть кажущейся)? (Как по мне все-таки появление человеков это самое интересное событие в известной нам вселенной). Не понимать как работает иммунитет и на основе какого принципа он умеет справляться с неизвестными заранее вещами, не знать что такое микробы, чем они отличаются от вирусов и что такое антибиотики, не говоря уже про более узкие вещи, типа предназначений отдельных органов, что такое гормоны и витамины и что в общих чертах происходит при самых распространенных болезнях? На мой взгляд куда более стыдно. И что? И ничего.
Подозреваю, что и немалая часть выпускников физфака таких вещей не знает.
Это я наверное к тому, что мало смысла помнить уравнения Максвелла если они никак не связаны с областью занятий, когда по другим областям в общеобразовательном уровне провал. Пусть даже и физику. Но позже наверное еще мысль разовью.