ЧИЖЕВСКИЙ Александр Леонидович /Россия/
1.08.2000 0:00 | А. Б. Железняков/Энциклопедия Космонавтика
Имя Александра Леонидовича Чижевского не так широко известно, как имена других исследователей космоса. Во-первых, это связано со сферой его деятельности - космическая биология и космическая медицина, которые всегда привлекали куда меньшее внимание, чем другие аспекты космических исследований. Во-вторых, длительное время его имя было скрыто за семью печатями гулаговских лагерей. Но то, что было им сделано за годы научной деятельности, имеет настолько огромное значение, что лишний раз вспомнить об этом человеке просто необходимо.
Родился Александр Леонидович 26 января (8 февраля по новому стилю) 1897 года в местечке Цехановец Гродненской губернии, где проходил службу его отец - кадровый военный, артиллерийский офицер. Род Чижевских ведет свое начало от Петра Лазаревича Чижевского, придворного тенориста, которому императрица Елизавета Петровна в 1743 году пожаловала потомственное дворянство.
Отец - Леонид Васильевич (1861 - 1929), продолжая семейную традицию, стал военным, окончил Александровское училище. В 1916 году получил генеральский чин. Еще будучи поручиком, он изобрел командирский угломер для стрельбы артиллерии по невидимой цели с закрытых позиций. Леонид Васильевич занимался также ракетным оружием. Эксперименты с ракетами конструкции генерала К.И.Константинова, усовершенствованными им, Леонид Васильевич проводил с 1880-х годов, но вынужден был прекратить, не встретив поддержки Артиллерийского комитета. Однако, в 1915-1916 годах по его рекомендации в действующей армии идея применения ракет получила воплощение в боевой обстановке в ряде артиллерийских и авиационных частей. После революции служил в Красной Армии.
Мать Чижевского - Надежда Александровна (урожденная Невиандт) (1875 - 1989), умерла от туберкулеза, когда сыну не было еще и года.
Воспитанием Александра занимались родная сестра отца Ольга Васильевна Чижевская-Лесли, которая с 1899 года и до самой своей смерти жила вместе с ними, и мать отца - Елизавета Семеновна (урожденная Облачинская). Как впоследствии писал сам Александр Леонидович, его тетушка стала для него второй, настоящей, действительной матерью. Бабушка стала его первым учителем и воспитателем. Она получила домашнее, но блестящее по тому времени образование. Хорошо владела французским, английским и немецким языками, читала по-итальянски и по-шведски. Прекрасно знала историю, особенно историю средневековья.
Александр рос болезненным ребенком и обеспокоенный отец ежегодно (до 1906 года) на несколько месяцев отправлял его с тетушкой и бабушкой за границу - в Италию и Южную Францию. Во время отпуска отца они совершили путешествия по Италии, Франции, Греции, Египту.
В декабре 1906 года Леонида Васильевича перевели на службу в город Белу Седлецкой губернии и Александр поступил в гимназию этого города.
Домашнее образование, которое получил Чижевский, включало в себя естественнонаучные и точные дисциплины, но наибольший интерес у него вызывали гуманитарные предметы, которые отвечали его склонностям. С раннего детства Александр полюбил музыку, поэзию и живопись. В возрасте четырех лет он уже учил наизусть русские, немецкие и французские стихотворения, которые бабушка заставляла его читать вслух. Понемногу начал сам писать стихи.
В 1913 году Леонид Васильевич получил назначение в Калугу. Александр поступил в частное реальное училище Ф.М.Шахмагонова.
В старших классах средней школы он мечтал стать профессиональным художником или литератором, хотя уже в это время его серьезно занимают вопросы науки. Так еще в 1906 году он стал интересоваться астрономией. Результатом этого увлечения стало написание в 1908 - 1909 годах трактата Самая краткая астрономия д-ра Чижевского, составленная по Фламмариону, Клейну и др..
К 1914-1915 годах относится важный факт, определивший всю дальнейшую жизнь Чижевского. В начале апреля 1914 года он познакомился с Константином Эдуардовичем Циолковским. Отношения Циолковского и Чижевского, начавшиеся как отношения учителя и ученика, с годами переросли в дружбу.
19 июля (1 августа по новому стилю) 1914 года Германия объявила войну России. Неделю спустя дивизион Леонида Васильевича выступил из Калуги на фронт. Вот тут-то в Александре заговорила кровь предков: в первом же письме отцу он умолял его разрешить поступить в армию добровольцем. Особенно упорными стали его просьбы после того, как убежал на фронт и случайно попал в дивизион отца одноклассник Александра - Танский. Разговоры о фронте прекратились только тогда, когда солдат привез Танского в Калугу.
В 1915 году Чижевский закончил реальное училище. Учился он неровно, постоянные увлечения отвлекали от уроков. Но еще до переезда в Калугу Александр понял, что какими ненужными не казались ему школьные предметы, он обязательно должен получить среднее образование. Поэтому с приближением выпускных экзаменов он садится за учебники. Все выпускные экзамены были сданы на отлично. Отец с фронта написал: Это уж даже слишком хорошо!.
По окончании училища вполне естественно встал вопрос о дальнейшем пути. Интересы Александра были разнообразны и он не хотел ничем из них поступиться. В конце концов он выбрал два московских института: Коммерческий, который давал основательную подготовку по математическим наукам, и Археологический, в программе которого было множество гуманитарных дисциплин.
Но прежде чем уехать из родного дома Чижевский все лето 1915 года посвятил наблюдениям за Солнцем. Во многом это сыграло решающую роль в будущей жизни Чижевского. Многое, что было осуществлено потом, началось именно тогда. То, что Солнце - основа существования жизни на Земле, причина большинства протекающих на ней физических и химических процессов, было известно давно. Чижевский заметил и впоследствии научно доказал, что для органического мира важны и периодические изменения солнечной активности. Чижевский предположил, что колебания интенсивности разнообразных массовых процессов на нашей планете синхронны солнечным циклам. Сейчас трудно представить, что может происходить как-то иначе, но в те годы - это было поистине революционная гипотеза.
Летом того же 1915 года Чижевский издал свою первую книгу - Стихотворения, Потом он раскаивался в этом, находя стихи слабыми, но свои стихотворные опыты продолжал всю жизнь.
В сентябре 1915 года Чижевский уехал в Москву. Начались занятия. Если в Коммерческом институте существовала классическая схема занятий, то в Археологическом институте, куда он поступил вольнослушателем, профессора с первых дней учебы вовлекали студентов в научную деятельность. Естественно, Александр воспользовался этим и предложил сделать доклад о результатах своих наблюдений за Солнцем. Первые свои соображения о связи солнечной активности и процессов на Земле Чижевский высказал в октябре 1915 года в докладе Влияние пертурбаций в электрическом режиме Солнца на биологические явления. Доклад вызвал бурную дискуссию, где мнения и студентов, и преподавателей разделились полярно.
Будучи студентом Московского археологического института, Чижевский зимой 1915-1916 годов посещал московские литературные вечера и кружки, на которых познакомился со многими писателями и поэтами. В частности, состоялось его знакомство с Иваном Алексеевичем Буниным и Валерием Яковлевичем Брюсовым.
Даже став студентом, Чижевский не оставил мысли об участии в войне. В июле 1916 года он все-таки пошел добровольцем в армию, участвовал в боевых действиях на Галицийском фронте, был ранен, контужен, получил солдатский Георгиевский крест и по состоянию здоровья демобилизован в декабре того же года.
Учеба, прервавшаяся в связи с уходом на фронт, возобновилась в декабре 1916 года. Сдав экзамены в Московском археологическом институте и защитив диссертацию под заглавием Русская лирика XVIII века, Чижевский получает 7 мая 1917 года Свидетельство о том, что им окончен полный курс наук по археографическому отделению Института и он удостоен звания ученого археолога с зачислением в действительные члены института.
Революционные события 1917 года Чижевский воспринял как закономерное историческое явление. Теми же надеждами проникнута и брошюра А.Чижевского Академия поэзии - второй его печатный труд, законченный в январе 1918 года. И хотя в брошюре рассматривается проект учебного заведения для литераторов, ее содержание намного шире и дает представление вообще о тогдашнем мировоззрении автора.
В 1917-1923 годах Чижевский читает курсы лекций в Археологическом институте История развития точных наук в древнем мире, История археологических открытий и продолжает учиться: в качестве вольнослушателя посещает лекции физико-математического факультета Московского университета по естественно-математическому отделению (1915-1919 годы), участвует в работе калужского Общества по изучению природы.
В марте 1918 года в Калуге были организованы Калужские пехотные командные курсы по подготовке командного состава РККА. Леонид Васильевич Чижевский был назначен начальником курсов. С октября 1918 года по август 1920 года русский язык и литературу преподавал на курсах Александр Чижевский. В 1918 году в связи с переходом на новую орфографию он составляет учебник русского языка в соответствии с новыми правилами. В 1919 году издает второй (и последний) сборник поэтических произведений Тетрадь стихотворений, в который вошло около 300 стихов, написанных в 1914-1918 годах.
В марте 1918 года Чижевский представил на историко-филологический факультет Московского университета диссертацию на степень доктора всеобщей истории: Исследование периодичности всемирно- исторического процесса. Тема диссертации была достаточно сенсационной, но в те голодные месяцы мало кто думал о науке.
Через шесть лет Чижевский по рекомендации тогдашнего наркома просвещения А.В.Луначарского издает книгу Физические факторы исторического процесса, в которой в краткой и доступной форме излагает свою докторскую диссертацию. Публикация вызвала бурную критику. Были опубликованы статьи, направленные против этой работы. Впоследствии Чижевский в своих воспоминаниях напишет: Сразу же ушаты помоев были вылиты на мою голову... Я получил кличку солнцепоклонника - ну, это куда еще не шло, - но и мракобеса.
Издание книги имело большое, в основном - негативное, значение для дальнейшей научной и личной судьбы Чижевского.
В 1918 году Чижевский начинает исследовать отдельные элементы возможного механизма солнечно-земных связей. На первое место он ставит проблемы ионизации воздуха. Так как надежд на работу в государственном учреждении не было, Чижевский решил устроить лабораторию дома на собственные весьма скудные средства. К концу 1919 года получены первые научные результаты и в декабре в Калужском обществе по изучению природы прочитан доклад о результатах экспериментов. Этот доклад способствовал знакомству Чижевского с выдающимся физиком Петром Петровичем Лазаревым, с именем которого связано зарождение и становление отечественной физики. Лазарев с интересом ознакомился с результатами исследований Чижевского и в дальнейшем всячески поддерживал научную деятельность молодого ученого. Кстати, в 1922 году Чижевский сверхштатно работал в Институте биофизики у Лазарева.
Свой доклад в Калужском обществе Чижевский размножил и разослал многим ученым, в том числе и за границу. Велика была его радость, когда откликнулся лауреат Нобелевской премии, швед Сванте Аррениус, пригласивший молодого ученого к себе на работу. Но, несмотря на поддержку у А.В.Луначарского и Максима Горького, которую Чижевский у них искал и нашел, поездка за границу не состоялась. Чижевский был очень огорчен. К тому же он остался без работы, так как в надежде на поездку ушел со всех своих должностей, и теперь они были заняты.
На выручку пришел А.В.Луначарский и осенью 1920 года Чижевский возвращается в Калугу с мандатом инструктора литотдела Наркомпроса. Должность инструктора была чисто номинальной, хотя Чижевский принимал активное участие в литературной жизни Калуги 1920-1924 годов. Он даже был избран председателем Калужского губернского отдела Всероссийского Союза поэтов. В 1920-1921 годах работал преподавателем 4-й советской единой трудовой школы 2-й ступени, одновременно продолжая читать лекции в Археологическом институте и Московском университете.
Но главное место в его деятельности и интересах все больше и больше занимают биологические исследования. В 1922-1924 годах он состоит внештатным консультантом Института биологической физики Наркомздрава РСФСР, в 1923-1926 годах - главным экспертом по вопросам медицины и биологии и членом технического совета Ассоциации изобретателей.
В 1923 году Чижевскому удалось устроиться на работу в Практическую лабораторию по зоопсихологии к Владимиру Леонидовичу Дурову. Чижевский принимал активное участие во многих исследованиях и вскоре стал членом ученого совета лаборатории. С лабораторией зоопсихологии у Чижевского связан большой отрезок жизни. С 1924 по 1931 год он состоял научным сотрудником и членом ученого совета, проводил немало наблюдений над животными. В.Л.Дурова интересовали эксперименты по влиянию аэроионов на животных и людей и он постоянно настаивал на том, чтобы Чижевский продолжал и углублял свои опыты.
Постепенно работы русского исследователя стали привлекать внимание международных научных кругов. Одна из первых проблемами аэроионизации и космической биологии заинтересовалась французская медицина. В 1929 году в одном из томов журнала гидро- и климатомедицины появилась статья Чижевского, которая затем вышла отдельным изданием в Париже. Именно тогда впервые появился термин аэроионотерапия, а статья стала первой систематической работой о лечебном воздействии аэроионов при заболеваниях дыхательных путей животных и человека. В том же году Чижевского избирают в число членов Тулонской Академии наук. Тогда же последовало приглашение Колумбийского университета в Нью-Йорке (США) прочесть курс лекций по биофизике.
Работа в Практической лаборатории зоопсихологии оставляла Чижевскому много времени для теоретической и практической работы в других местах и по близким проблемам электробиологии. В 1924-1930 годах Чижевский собрал обширнейший статистический материал по многолетней динамике самых различных процессов биосферы и выступил с концепцией их связи с циклами солнечной активности.
Его научная деятельность нашла понимание и поддержку в советском правительстве. В 1931 году постановлением Совнаркома была учреждена Центральная научно-исследовательская лаборатория ионификации, а Чижевский был назначен директором этой лаборатории. Одиннадцать последующих лет жизни Чижевского полностью связаны с деятельностью лаборатории. Ей он отдавал все свои силы и в ней наиболее полно раскрылся талант Чижевского как научного исследователя. Им были написаны и опубликованы десятки статей по проблемам ионификации и связанным с нею вопросам.
В 1937 году Чижевскому предложили организовать две лаборатории аэроионификации при Управлении строительством Дворца Советов. Здесь он получил возможность осуществить широкие исследования по данной проблеме. К сожалению, об этих работах известно мало. В 1941 году были решены многие технические вопросы аэроионификации, но война прервала работу и к проблеме возвратились только в 50-х годах.
Дальнейшая судьба Александра Леонидовича сложилась достаточно трагично. В 1942 году его арестовали. Вспомнили, наконец, и его непролетарское происхождение, и книгу Физические факторы исторического процесса, и другие грехи нашли. Восемь лет провел в лагерях и был выпущен только в 1950 году на поселение в Караганду. До 1958 году проживал там, пока не был реабилитирован. Работал на Урале и в Казахстане. Продолжал исследования по аэроионизации, успешно осуществил ее в ряде угольных шахт Карагандинского бассейна, а по возвращении в Москву внедрил метод аэроионотерапии в ряде медицинских учреждений, основал Научно-исследовательскую лабораторию по ионизации и кондиционированию воздуха - НИЛ Союзсантехника.
Находясь в Караганде, провел серию работ по гемодинамике, подготовил материалы рукописей по аэроионификации и структуре движущейся крови.
После возвращения в Москву и до самой своей смерти являлся научным консультантом и руководителем лаборатории Союзсантехника.
Умер 20 декабря 1964 года и похоронен на Пятницком кладбище в Москве.
В полной мере научное наследие ученого было оценено только после его смерти. В 1965 году Академия наук СССР образовала специальную комиссию, которая занялась изучением архивов А.Л.Чижевского.
С тех пор прошло уже более 30 лет и жизнь полностью подтвердила значение его работы для билогии и медицины. Его труды продолжают оставаться актуальными и сегодня.
Астрометрия
-
Астрономические инструменты
-
Астрономическое образование
-
Астрофизика
-
История астрономии
-
Космонавтика, исследование космоса
-
Любительская астрономия
-
Планеты и Солнечная система
-
Солнце