Rambler's Top100Astronet    
  по текстам   по ключевым словам   в глоссарии   по сайтам   перевод   по каталогу
 

На первую страницу Современная астрономия и методика ее преподавания
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Астрономия в естествознании

Бондаренко И.И., Перевозкина Е.Л.
Уральский государственный педагогический университет
E-mail: minobr_info@mail.ur.ru

Древнейшая наука - астрономия всегда занимала совершенно особое место в "интеллектуальной истории" человечества. Значение астрономических знаний для общественной практики во все времена было очень велико; главное значение астрономии состояло в том, что она, прежде всего, определяла основы мировоззрения разных эпох и народов.

Практическая ценность астрономических знаний огромна. В чем же она заключается? Лучше всего на этот вопрос как-то ответил один выдающийся астрофизик: "Человек отличается от животного тем, что иногда поднимает глаза к небу". Сейчас уже нельзя, отвечая на этот вопрос, ссылаться лишь на примеры, касающиеся службы времени, навигации, использования космонавтики в экономике .Развитие физики привело к появлению ядерных эталонов времени более точных, чем период вращения Земли вокруг оси. В навигации появились системы радиомаяков и работа навигационных спутников.

До начала XX столетия астрономия была только оптической. Вторая мировая война послужила толчком создания радиоастрономии. Выход человечества в космос дал возможность развивать коротковолновую астрономию (ультрафиолетовую, рентгеновскую, наконец, g-астрономию). Сегодня астрономия всеволновая. Все эти многозначительные изменения были обусловлены бурным развитием физики и технологии. Современная астрономическая техника развивается во многих странах, что привело к международному сотрудничеству в решении астрономических задач.

Астрономия за тысячелетия своего существования знала как длительные "спокойные" эпохи своего развития, так и сравнительно короткие, бурные периоды, сопровождающиеся коренной ломкой устоявшихся представлений. После таких потрясений астрономия поднималась на качественно новую ступень, и перед ней открывались богатые возможности познания мира, в котором мы живем. Первая революция в астрономии датируется серединой XVI - началом XVII вв. Она связана с великими именами Коперника и Галилея. Эта революция неразрывно связана с Возрождением и эпохой Великих Открытий. Она привела к крушению схоластического геоцентрического мировоззрения и установлению гелиоцентрической системы, что имело огромное значение для человечества.

Последующие три столетия ознаменовались рядом выдающихся открытий и достижений. Наиболее важные из них: 1) создание механики, в частности небесной (Кеплер, Ньютон, XVII в.); 2) развитие звездной астрономии (Гершель, XVIII в); первое определение тригонометрического параллакса звезд (Бессель, Струве, XVIII в.), положившее начало длительному познанию масштабов Вселенной, процессу, не окончившемуся и в наше время; 3) открытие спектрального анализа (Кирхгоф), положившее начало астрофизике; 4) открытие межзвездной среды (Гартман); 5) открытие Метагалактики (выяснение природы спиральных туманностей (Лундмарк, Хаббл); 6) построение феноменологической теории внутреннего строения звезд (Эддингтон) и свечения газовых туманностей (Занстра, Росселанд) как начало бурного развития теоретической астрофизики; 7) открытие вращения Галактики (Оорт); 8) открытие межзвездного поглощения света (Трюмплер); 9) открытие закона красного смещения в спектрах галактик (Хаббл), подтверждающего концепцию расширяющейся Вселенной (Фридман); 10) конкретизация природы ядерных источников энергии излучения звезд (Бете). Все это явилось предпосылками второй революции в астрономии. Величайшим достижением второй революции в астрономии было объяснение всех типов эволюции звезд и звездных систем.

Все эти достижения астрономии одновременно являлись движителем развития человечества.

Наконец, современное совершенство техники позволяет решать и такие вопросы, как наличие планет у других звезд, контактное исследование тел Солнечной системы, доставка человека и аппаратов на другие тела Солнечной системы.

К сожалению, сегодня из базисных планов школы исключена астрономия как учебный предмет, существенно сокращено число часов на физику, математику и биологию. Таким обпразом, выпускник школы лишен полноценных базовых знаний естественных наук, знание которых очень важно в эпоху информатизации и тотального электронного оснащения быта. Современный выпускник школы плохо подготовлен к работе на производстве, к выполнению обязанностей в торгово-экономической сфере.

Перед изучением астрономии в вузе студентам предлагается тест с вопросами астрономического содержания общекультурного смысла. Результаты анкетирования как правило плачевны (опрашиваются студенты 4 или 5 курсов!). Обычно 80-95% опрашиваемых не отвечают на вопросы.

Предметы области естествознания - одни из самых гуманизированных, их не нужно гуманизировать специально. Астрономия является существенной частью культуры человечества, она теснейшим образом связана с искусством, литературой, живописью. Астрономия формирует взгляд на человека как частицу природы, Вселенной. Овладение даже элементарными астрономическими знаниями - средство повышения общекультурного уровня человека.

Следует отметить, что учебные программы ряда предметов области "Естествознание" школы (начиная с начальной школы) содержат вопросы астрономии. Это накладывает на учителя большую ответственность за усвоение учащимися необходимого материала. Многолетняя работа председателем научно-практических конференций учащихся и председателем жюри областных олимпиад по астрономии и космической физике убеждает, что интерес учащихся к вопросам астрономии и космонавтики огромен. Они подготавливают отличные рефераты. А команда по олимпиаде является победителем российской олимпиады и членами сборной на международной олимпиаде, где побеждают. Даже победитель среди олимпиад разных предметов часто является представитель астрономии. Такой интерес к астрономии лишний раз подтверждает все вышесказанное.

Изложение астрономических вопросов в учебниках и учебных пособиях не всегда достаточно для того, чтобы учитель мог доступно и полно излагать материал. В помощь педагогу нами подготовлено учебное пособие "Астрономия в естествознании", которое может восполнить данный недостаток.

В пособии на каждый вопрос астрономического содержания предмета дается соответствующее объяснение с использованием современных достижений астрономии. Даются рекомендации методического характера, в том числе и по внеклассной работе.

<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Публикации с ключевыми словами: астрономия - ВУЗ - конференции - курс астрономии - дидактика - дидактический материал
Публикации со словами: астрономия - ВУЗ - конференции - курс астрономии - дидактика - дидактический материал
См. также:
Все публикации на ту же тему >>

Мнение читателя [1]
Оценка: 3.1 [голосов: 157]
 
О рейтинге
Версия для печати Распечатать

Астрометрия - Астрономические инструменты - Астрономическое образование - Астрофизика - История астрономии - Космонавтика, исследование космоса - Любительская астрономия - Планеты и Солнечная система - Солнце


Астронет | Научная сеть | ГАИШ МГУ | Поиск по МГУ | О проекте | Авторам

Комментарии, вопросы? Пишите: info@astronet.ru или сюда

Rambler's Top100 Яндекс цитирования