Rambler's Top100Astronet    
  по текстам   по ключевым словам   в глоссарии   по сайтам   перевод   по каталогу
 

На первую страницу Современная астрономия и методика ее преподавания
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

От космического рисунка к космической модели (опыт обучения детей как маленьких творцов Вселенной)

Шерстова Е.С.
Детский космоцентр Иркутского областного Центра технического творчества учащихся
uustar@star.isu.ru

Сорок лет космической эпохи дали возможность человечеству как бы взглянуть на себя со стороны, увидеть земной шар из космоса и осознать себя частью Вселенной. Новое планетарное космическое мышление становится необходимым атрибутом интеллектуальной личности. Спрос на такие личности будет неизбежно возрастать, так как именно они будут проводить те глобальные преобразования в обществе, которые назрели: экологические, социальные, политические:"Чрезвычайно важно понять, что человек - та же Вселенная, глубокая, таинственная, неисчерпаемая. Самое главное - найти в человеке все, что ему нужно теперь, не откладывая этого на сотни лет в будущее" - писал ученый, мыслитель и писатель И А.Ефремов [1].

Таким образом, и новое космическое мышление, и социальная обстановка в обществе вынуждают искать новую парадигму воспитания, направленную на развитие гуманистического начала и космического чувства ответственности за все происходящее на Земле у каждого ребенка [2]. Именно поэтому сейчас, как никогда прежде, остро стоит вопрос о формировании научного мировоззрения у школьников с младшего возраста [3]. В этом аспекте астрокосмические знания и методы их приобретения могут играть большую роль в становлении человеческой личности с раннего детства. Биографии многих великих астрономов блестяще это подтверждают. А в наш космический век роль астрокосмических знаний многократно возрастает и становится решающей [4].

Увы, чиновниками народного образования, занимающимися реформированием системы образования в нашей стране, игнорируются современные достижения в астрономии и космонавтике. Вместо того, чтобы отвести астрономии главную роль, как системообразующему и мировоззренческому предмету среди других учебных дисциплин, она фактически изгнана из школы. Как отмечает Е.П.Левитан [4], ":более недопустимый отрыв школы от жизни просто трудно представить. Следует помнить, что в грядущем веке космос естественным образом войдет в повседневную жизнь людей".

Между тем, каждый день несет новые астрономические открытия, и миллионы учителей и школьников не могут ждать, когда бюрократическая машина государственного образования развернется к ним лицом. Но существуют внутренние, как бы скрытые от чиновников, резервы в виде дополнительного астрономического образования [5], которое пытается компенсировать детям те недополученные астрономические знания, которые должна давать школа.

На примере создания в 1989 г. Всероссийского молодежного аэрокосмического общества (ВАКО) и проводимого им ежегодного конкурса "Космос" наглядно видно, как сотни добровольных детских космических объединений вершат сейчас судьбы новых героев Космоса, людей Будущего [6] и накапливают свой драгоценный опыт, который требует изучения.

В Иркутске большую поддержку педагогам астрономического образования оказали ученые ИГУ, предоставив им свою трибуну на научно-практической конференции, посвященной 70-летию астрономической обсерватории ИГУ, где педагоги не только делились опытом, но и получили возможность опубликовать свои доклады в сборнике трудов конференции. В их числе - автор статьи [7]. Ею в 1996 г. создан детский космоцентр на базе астрокружка, существующего с 1980 года как филиал Областного центра технического творчества учащихся и региональное отделение ВАКО. Главные направления его работы - изучение астрономии и космонавтики, космическая живопись, космическое моделирование и макетирование, популяризация астрокосмических знаний в областной печати и через познавательные экскурсии для школьников. В течение пяти последних лет учащиеся космоцентра занимаются по авторской программе "Астрономия в картинках" (для 3-5 классов), синтезирующей два предмета - астрономию и рисование [8-9]. Развивать творческие способности детей с раннего возраста через художественное восприятие ими окружающего мира - Космоса - эта идея родилась у автора на основании опыта самостоятельных исследований в области детского космического рисунка. Подтверждение своим наблюдениям автор нашла в монографии Н.П.Сакулиной [10] и статьях В.Кленова [11-12].

Программа "Астрономия в картинках" опубликована в 1997 году в сборнике ВАКО "Основы космонавтики", явилась дипломантом III Всероссийского конкурса авторских программ по дополнительному образованию в 1998 г., прошла экспертизу экспертной комиссии ГлавУНО в 1999 г.

В настоящее время автором разрабатывается программа второго года обучения "Космос в макетах и моделях" для среднего возраста, которая является логическим продолжением программы "Астрономия в картинках" [13]. Научившись экспериментировать с космосом на листе бумаги, ребенок стремится продолжать эксперимент на макете или модели. В отличие от ставшего привычным создания моделей космических аппаратов [14], в детском космоцентре г. Иркутска пошли по своему пути, создавая макеты небесных тел и участков их поверхности. Автором совместно с кружковцами по собственной технологии изготовлены объемные макеты астероидов, фрагментов лунной поверхности, метеоритного кратера Бэрринджер, марсианского вулкана Олимп, обсерватории Стоунхендж, Солнца, планет-гигантов фантастические панорамы планет.

Новый подход - создание научного понятия через рисунок, который потом трансформируется в макет или модель, - стимулирует развитие творческих способностей детей. Они развиваются одновременно и как юные художники, и как юные исследователи природы. Космическое мироощущение, заложенное с детства, неизбежно дает всходы. Подтверждением этому являются не только сделанные детьми первые "научные открытия" (ими найдены в окрестностях Иркутска отпечатки древних растений юрского периода, а летом 1997 г. наблюдались серебристые облака), но и факт создания кабинета космоцентра, где все экспонаты, от рисунков до моделей, являются оригинальными разработками кружковцев. Это подтверждают и более 60 дипломов, заработанных детьми на слетах и конкурсах от областного до международного масштаба. Но лучшее подтверждение - частый выбор кружковцами профессии художника, ученого или педагога.

Литература:

1. Ефремов И.А. Восходящая спираль эволюции. Техника - молодежи, 1978, № 10, С. 48-50.
2. Левитан Е.П. Описательная астрономия и гуманитаризация образования. Земля и Вселенная, 1990, № 1, С. 93-96.
3. Левитан Е.П. Твоя Вселенная. Факультативный курс. 1-4 кл. Начальная школа, 1994, № 7, С. 70-72.
4. Левитан Е.П. Как спасти школьную астрономию? Земля и Вселенная, 2000, № 1, С. 74-79.
5. Фесенко А.В. Гуманитарная астрономия и социальная педагогика. Земля и Вселенная, 1995, № 5, С. 62-66.
6. Полтавец Г.А. Космонавтика родилась в двадцатом веке. Дети, техника, творчество. 2000, № 3, С. 12-15.
7. Шерстова Е.С. Формирование космического мировоззрения у детей младшего возраста. Избранные проблемы астрономии. Труды науч.-практ. конф., посвященной 70-летию астрономической обсерватории ИГУ/Под ред. С.А.Язева. Иркутск: Изд-во "Облмашинформ",- 2001, С. 123-126.
8. Шерстова Е.С. Авторская программа кружковых занятий по астрономии с младшими школьниками. Тез. докладов областной научно-практической конференции преподавателей инновационных учебных заведений и вузов. / Иркутск, 27-29 марта 1996 г. Изд-во Ирк. Пед ин-та, 1996, С. 73.
9. Шерстова Е.С. Астрономия в картинках. Кружковые занятия по астрономии со школьниками младшего возраста. - Основы космонавтики. Программы для образовательных учреждений всех типов. Изд-во ВАКО. 1997, С. 26-49.
10. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном возрасте. М.:Просвещение, 1965, С. 8-42.
11. Кленов В. Властелины мира. Техника-молодежи, 1978, № 11, С. 24-26.
12. Кленов В. Дети Земли - дети Космоса. Техника-молодежи, 1979, № 7, С. 6-9.
13. Шерстова Е.С. От космического рисования - к космическому моделированию как поиск путей формирования научного мировоззрения школьников. Материалы IX межрегиональной научно-практической конференции преподавателей школ, инновационных учебных заведений и вузов. Иркутск, 26-28 марта 2002 г. Изд-во Ирк. пед. ун-та, 2002.
14. Столяров Ю.С. Космос в ладонях. М., Изд-во ДОСААФ, 1984.

<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Публикации с ключевыми словами: астрономия - ВУЗ - конференции - курс астрономии - дидактика - дидактический материал
Публикации со словами: астрономия - ВУЗ - конференции - курс астрономии - дидактика - дидактический материал
См. также:
Все публикации на ту же тему >>

Мнение читателя [1]
Оценка: 3.1 [голосов: 157]
 
О рейтинге
Версия для печати Распечатать

Астрометрия - Астрономические инструменты - Астрономическое образование - Астрофизика - История астрономии - Космонавтика, исследование космоса - Любительская астрономия - Планеты и Солнечная система - Солнце


Астронет | Научная сеть | ГАИШ МГУ | Поиск по МГУ | О проекте | Авторам

Комментарии, вопросы? Пишите: info@astronet.ru или сюда

Rambler's Top100 Яндекс цитирования