Rambler's Top100Astronet    
  по текстам   по ключевым словам   в глоссарии   по сайтам   перевод   по каталогу
 

На первую страницу
Предыдущая  Вверх  Следующая 

Экраны к окнам для работ по методу "зайчиков".

Рис.53

Метод "зайчиков", введенный в школьную практику Н. Ф. Платоновым, следует признать весьма ценным и полезным. Окна южного фасада здания используются для получения на полу "зайчиков", т. е. небольших овальных участков, освещенных солнечными лучами. Для получения этих "зайчиков" на окне необходимо укрепить экран с отверстием, диаметр которого около 1 см (рис. 53). Размер экрана может быть равен вставленному в раму стеклу; если же стекло очень большое, то и меньше. Платонов для этой цели пользовался полулистом бумаги. Можно сделать хорошие экраны из картона или из тонкой фанеры и закреплять их винтами на деревянных частях оконой рамы.

Первым этапом работы будет определение меридиана места наблюденин методом равных высот. Приблизительно за два часа до полудня и спустя столько же часов после полудня через каждые 5-10 минут прикалывают к полу кнопки в тех местах, где будет находиться центр "зайчика". Конец длинной бечевки держат у самого отверстия экрана; натянув бечевку, чертят с ее помощью мелом дугу, пересекающую линию зайчиков, т. е. линию, проходящую через центры вколотых кнопок. Из мест пересечения произвольными, но равными, радиусами описывают на полу две пары дуг, пересекающихся в точках C и D с той и другой стороны полученного чертежа. Точки C и D соединяют легкой прямой царапиной, проведенной при помощи длинной линейки.

В дальнейшем очень просто можно будет определять момент истинного полудня, измерять высоту Солнца с помощью шнура, натянутого между центрами отверстия и "зайчика", и с помощью большого классного транспортира. Весьма поучительно следить из месяца в месяц за изменением линии "зайчиков".

Упомянутый здесь метод "зайчиков" позволяет привлечь к работе всех учащихся класса: можно ведь использовать несколько окон. Удобна проверка выполнения чертежа, так как в истинный полдень центры "зайчиков" должны в один и тот же момент оказаться на меридианах, проведенных на полу. Следует указать учащимся, что различие во времени на различных меридианах можно было бы отметить лишь при более значительном удалении меридианов друг от друга.



Предыдущая  Вверх  Следующая 
Публикации с ключевыми словами: астрономическое образование
Публикации со словами: астрономическое образование
См. также:
Все публикации на ту же тему >>

Оценка: 3.0 [голосов: 129]
 
О рейтинге
Версия для печати Распечатать

Астрометрия - Астрономические инструменты - Астрономическое образование - Астрофизика - История астрономии - Космонавтика, исследование космоса - Любительская астрономия - Планеты и Солнечная система - Солнце


Астронет | Научная сеть | ГАИШ МГУ | Поиск по МГУ | О проекте | Авторам

Комментарии, вопросы? Пишите: info@astronet.ru или сюда

Rambler's Top100 Яндекс цитирования