Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://anspa.msu.ru/ncd-1-9-120/news_publications.html
Дата изменения: Sun Apr 10 21:50:43 2016
Дата индексирования: Sun Apr 10 21:50:43 2016
Кодировка: Windows-1251
Роль государства в обеспечении инновационного развития - Публикации ВШГА МГУ.
Зарегистрироваться
Логин:
Пароль:
Забыли пароль?
Русская версия сайта Французкая версия сайта Английская версия сайта Испанская версия сайта Перейти на главную страницу

О нас Новости Программы обучения Online-обучение Работодателям        Поиск Войти
Новости
  • Наши новости
  • Публикации
  • Нормативные документы и приказы
  • Подписка на новости
  • О ВШГА МГУ
  • Миссия
  • Преимущества
  • Научно-исследовательская деятельность
  • Международная деятельность
  • Попечительский совет
  • Студенческий совет
  • Администрация
  • Магистранты
  • Преподаватели
  • Партнеры
  • Спонсоры
  • Ссылки
  • Контакты
  • ПОЗНАВ СОВЕРШЕНСТВО, не соглашайтесь на компромисс!




    ВШГА МГУ - это подготовка кадров среднего и высшего звена для органов государственной власти РФ, крупных государственно-частных корпораций и бизнес-структур.

    ВШГА МГУ - это обучение на основе лучшего опыта зарубежных школ публичной администрации и традиций российского образования.

    ВШГА МГУ - это интересное общение в дружном коллективе.

    Высшая школа государственного администрирования - факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, член Международной ассоциации школ и институтов администрирования (IASIA) и Европейской группы государственного администрирования (EGPA).




    17.04.07

    Роль государства в обеспечении инновационного развития

    Большинство индустриальных стран мира связывает сегодня свои надежды на долгосрочный устойчивый экономический рост с переходом на инновационный путь развития, характеризующийся более широким использованием новейших достижений науки и техники: информационных технологий, биотехнологий, новых материалов, ресурсо- и природосберегающих технологий. Поэтому повышение инновационной составляющей экономики - одна из основных задач современного индустриально развитого государства.

    К.э.н. Дагаев А.А.
    Институт мировой экономики и международных отношений РАН
    Опубликовано в: 'Инновационный путь развития для новой России', под ред.В.П.Горегляда. М.,'Наука', 2005.

    Большинство индустриальных стран мира связывает сегодня свои надежды на долгосрочный устойчивый экономический рост с переходом на инновационный путь развития, характеризующийся более широким использованием новейших достижений науки и техники: информационных технологий, биотехнологий, новых материалов, ресурсо- и природосберегающих технологий. Поэтому повышение инновационной составляющей экономики - одна из основных задач современного индустриально развитого государства.

    Необходимость в государственной поддержке вызвана, с одной стороны, важной ролью новых знаний в обеспечении экономического роста, с другой стороны - тем, что частный сектор далеко не всегда готов осуществлять необходимые для поддержания конкурентоспособности исследования и разработки в полном объеме.

    Последнее обстоятельство можно объяснить многими экономическими причинами. Одна из них связана с большой неопределенностью и высоким риском при осуществлении НИОКР, особенно фундаментального и поискового характера. Выгода общества в целом от их проведения часто оказывается более очевидной, чем потенциальная прибыль конкретной частной промышленной компании, вкладывающей свои средства.

    В ряде отраслей, для которых характерна возможность относительно простого копирования научно-технических новшеств, финансирующая НИОКР частная фирма не получает долговременного преимущества перед конкурентами. Результаты выполненных исследований и разработок становятся общим достоянием промышленности, вследствие чего не компенсируются первоначальные затраты на их получение.

    Еще одна немаловажная причина - это большие масштабы и сроки реализации некоторых исследовательских проектов, что выводит их за пределы финансовых возможностей одной промышленной компании, даже если она ежегодно выделяет на проведение НИОКР миллиарды долларов. Кроме того, в качестве фактора, сдерживающего интерес бизнеса к новейшим достижениям науки и техники, иногда выступает отсутствие сформировавшегося рынка.

    Каждая страна решает эти задачи по своему с учетом конкретных условий, сложившихся традиций, особенностей и потребностей, существующих производственных возможностей, имеющихся в распоряжении людских, материальных, финансовых и природных ресурсов, накопленного инновационного потенциала. Вместе с тем, есть ряд достаточно общих закономерностей, наблюдаемых в той или иной форме у большинства государств мира, вставших на путь инновационного развития. Для поддержки НИОКР в промышленности со стороны государства обычно используется достаточно универсальный набор экономических инструментов. Наибольшее распространение получили прямые адресные гранты и субсидии, которые могут обеспечивать до 50% стоимости конкретных проектов. В некоторых странах гранты предоставляются с условием возмещения затрат государства только в случае достижения коммерческого успеха. В случае неудачи, вызванной объективными причинами, полученные от государства средства могут не возвращаться. Широко применяются также разнообразные налоговые льготы и кредиты, государственные гарантии и финансирование через участие государства в акционерном капитале. Очевидно, что в разных отраслях промышленности могут преобладать различные причины для вмешательства или, наоборот, невмешательства государства в инновационную деятельность. Соответственно, от этих причин зависят общий объем и механизмы государственной помощи.

    Используя различные механизмы, государство пытается "подставить свое плечо" частному сектору там, где по законам рынка можно ожидать наиболее крупных провалов. Речь идет прежде всего о стимулировании высокорискованных (в силу большой степени неопределенности конечных результатов) фундаментальных и прикладных исследований, повышении инновационных возможностей малого и среднего бизнеса и организации взаимодействия крупных компаний на ранних (доконкурентных) стадиях получения новых научных и технологических знаний.

    Инновации последних технологических укладов оказывают сильное влияние на экономику индустриальных стран и всего мира в целом, вызывая заметные сдвиги в структуре и динамике общественного производства. Те страны, которые вовремя переориентировали свою промышленность на использование новых передовых технологий, получают в результате значительные конкурентные преимущества перед государствами, сохранившими в качестве основы староукладное производство. Такие конкурентные преимущества сначала материализуются в возникающих новых крупных рыночных нишах, а затем постепенно распространяются на всю национальную экономику в целом.

    Высокотехнологичными (базирующимися на использовании новых передовых научных и технологических знаний) отраслями промышленности принято считать те отрасли, которые лидируют по показателю отношения затрат на проведение НИОКР к стоимости отгруженной продукции. Эксперты традиционно относят к числу таких отраслей аэрокосмическую и фармацевтическую промышленность, производство вычислительной техники и офисного оборудования, производство оборудования связи и научное (медицинское, высокоточное, оптическое) приборостроение.

    Эти отрасли являются локомотивами экономического роста в глобальных масштабах. По данным исследовательского центра Global Insight World Industry Service, за период с 1980 по 2003 гг. объемы производства высокотехнологичной продукции с учетом инфляции росли ежегодно в среднем на 6,4%, тогда как производство других видов продукции обрабатывающей промышленности увеличивалось в среднем только на 2,4% в год. В итоге удельный вес пяти высокотехнологичных отраслей в общем объеме мирового производства товаров обрабатывающей промышленности увеличился с 8,1% в 1980 г. до 17,7 % в 2003 г. У некоторых стран этот национальный показатель рос даже более высокими темпами. Например у Ирландии он превысил 50% еще в 1999 году, у Тайваня -достиг в 2003 г. 28,5%, а у Южной Кореи в том же году составил 21,5%. Быстрыми темпами наращивает выпуск высокотехнологичной продукции и КНР: если в 1980 г. на ее долю приходилось только 4,8 % от объема производства товаров национальной обрабатывающей промышленности, то в 2003 г. - этот показатель достиг уже 19%.

    Мировой опыт говорит о том, что для обеспечения в России высоких темпов экономического роста следует держать ориентир на высокотехнологичные отрасли промышленности, обеспечивающие более динамичное развитие. Это позволит не только решить в ближайшей перспективе задачу удвоения ВВП, но и улучшить качество экономического роста, снизить зависимость бюджета страны от экспорта сырьевых ресурсов.

    Как известно, именно обрабатывающая промышленность вносит определяющий вклад в мировой экспорт товарной продукции. В 2004 г. на ее долю приходилось, по данным Всемирной Торговой Организации (ВТО), 73,8 % мирового экспорта, в то время как на продукцию топливной и горнодобывающей промышленности - только 14,4%, а на долю сельского хозяйства - 8,8%.

    Наряду с производством высокотехнологичной товарной продукции высокими темпами развивается всю последнюю четверть века сектор услуг, основанных на использовании новых передовых наукоемких технологий. К ним относятся финансовые, деловые (включая разработку программного обеспечения), образовательные, медицинские услуги и услуги в области связи. В 2003 году их глобальный рынок превысил, по американским оценкам, 14 триллионов долларов.

    Для развития высокотехнологичного сектора экономики и завоевания лидирующих позиций на мировом рынке в условиях жесткой международной конкуренции необходимо обеспечить подготовку специалистов соответствующего уровня, обладающих всеми необходимыми инновационными компетенциями и способных решать экономические задачи, опираясь на последние достижения науки и новые технологии. При этом уже сегодня следует обратить особое внимание на отрасли шестого технологического уклада, широкое распространение которых после 2020 года связывается с развитием нанотехнологий, биотехнологий, новых альтернативных источников энергии, переходом к применению в промышленности новых материалов. В этом состоит одна из основных задач государства по обеспечению инновационного развития.