Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://dynamo.geol.msu.ru/Crimea/p_dnev.html
Дата изменения: Sat Mar 13 16:23:25 1999
Дата индексирования: Mon Oct 1 19:31:56 2012
Кодировка: Windows-1251
Please title this page. (p_dnev.html)

КАК ЗАПОЛНЯТЬ ПОЛЕВОЙ ДНЕВНИК, ЕСЛИ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВСЕ ВРЕМЯ ЗАНЯТ И ЕМУ НЕ ДО ВАС?

Если Вы собираетесь проспать объяснение этого важного момента - правил заполнения полевого дневника - прочитайте об этом заранее. Полевой дневник - важная часть первичной геологической документации коллективного пользования. Это предполагает, во-первых, необходимость некоторого униформизма при заполнении дневников, и, во-вторых, разборчивость и четкость сделанных в дневнике записей. И то и другое при серьезной будущей работе предполагает, что Вашим дневником смогут воспользоваться Ваши коллеги, и наоборот.

Пишут в дневнике карандашом. По нескольким причинам. Первая - карандашные записи и рисунки легко "редактируются" с помощью ластика, следовательно, дневник выглядит аккуратно, без лишней грязи. Вторая (эта причина для условий Первой Крымской практики во многом дань традиции) - работа геолога сопряжена с погодными условиями (дождь, снег, снежные лавины и т.д.) и разного рода неожиданностями (падение в воду, переправа вброд и т.д.). При ведении записей в полевом дневнике карандашом они хорошо сохраняются, если даже полностью промокший дневник аккуратно высушить. Что такое потерянный полевой дневник - как минимум одна, а то и две недели работы. Кое-что восстанавливается по памяти, а что-то уже никогда не восстановишь. Кстати, в Крыму тоже иногда идут дожди, так что пишите карандашом.

Заполните первую титульную страницу. Если она пуста (это значит, что в данном случае Вы пользуетесь не стандартным полевым дневником, а обычной тетрадью или блокнотом), укажите, что это "Полевой дневник ?...", кому он принадлежит, к какой организации относится тот, к кому он принадлежит (вопрос на "тройку": к какой?), когда дневник начат и когда закончен, с какой точки наблюдения (обычно т.н. 1) по какую, даты, когда он начат и закончен, и куда нужно вернуть дневник, если он случайно потеряется. Последнее для Вас может быть и не актуально, но привычки, приобретенные в молодости, иногда очень полезны в зрелом возрасте - вспомните, что такое потерянный полевой дневник.

Дневник заполняется следующим образом. На развороте полевого дневника определите, где у него левая страница, а где правая. Дальше все просто: на левой странице будут располагаться Ваши рисунки и схемы, а на правой - собственно запись маршрута. На правой части левой страницы, отведенной под рисунки, отчертите поля (10-20% от страницы).

Начнем с рисунков. Они нумеруются сквозной нумерацией, т.е. 1, 2, 3, и т.д. Каждый из них сопровождается полной понятной всем подписью с указанием, что это и где это. Например: "Рис. 1. Карнизные формы выветривания на г. Ю.Демерджи" или "Рис. 123. Лежачая складка в обнажении пород таврической серии, бухта Лазурная". На каждом рисунке должен быть указан размер объекта - масштабной линейкой или стрелочками (как на уроках черчения в школе), указано (при необходимости) план это или разрез, показана ориентировка относительно сторон света. Каждый рисунок, если при его выполнении используются галочки, черточки и точечки (так называемые крапы), должен быть снабжен условными обозначениями. Ссылка на рисунок в тексте обязательна. Рисунки могут быть двух типов. Это либо схематичные рисунки, на которых особенности геологического строения объекта показываются в условных обозначениях (обычно зарисовки обнажений или обзорные схемы), и в этом случае обязательно нужно обратить внимание, какие детали (важные именно в данном случае) нужно подчеркнуть, выделить на рисунке. Второй тип рисунков можно назвать "морфологическими" - это те рисунки, на которых важно показать морфологию объекта, часто в объеме. Здесь Вы вольны применить художественные способности, используя полутона, тени и т.д. Если не знаете, что от вас требуется в конкретном случае - спросите у преподавателя.

Текст маршрута начинается с даты его проведения (например, 2.06.1998). Далее пишется номер маршрута (Маршрут ? 1), затем - куда, собственно, Вы направляетесь (например, в Большой Крымский каньон). Далее пишется цель маршрута (например, "Цель маршрута: изучение деятельности поверхностных текучих вод"). Затем пмшется номер точки наблюдения (например, т.н. 5, или просто цифра 5, обведенная квадратом или кружком - кому что нравится). После номера точки наблюдения следует географическая привязка. Обычно привязка делается как можно более точной, с указанием номенклатурного номера листа топографической карты, азимута на высоты и т.д. На Первой практике обходятся общими словами "Северная стенка Школьного карьера на окраине села Партизанского". Для наших целей это достаточно точно. Затем в полевом дневнике записывается, что же собственно наблюдается, т.е. дается полное всестороннее описание геологического объекта, что называется, как учили (см. о том, что пишется в отчете). Указывается характер обнажения (стенка карьера, дорожная выемка, скальный уступ и т.д.), наблюдаемые породы, их структура и т.д. Если описываются геологические процессы, то нужно указать особенности их протекания и пр. Вобщем, поле для деятельности очень обширное, и зависит только от Вас.

Если замеряются элементы залегания пород (слоистость, трещиноватость), то замеры указываются как в тексте, так и на предусмотрительно проведенных полях - значения замеров будет потом удобнее искать (например, Аз.пд. 310 уг. 40). Не указывайте символ градусов - его иногда можно перепутать с цифрой ноль.

Если на обнажении отбираются образцы, то их номер указывается в тексте (обычно в скобках после описания данной породы) и также выносится на поля - опять-таки для удобства поиска. Нумерацию удобнее всего проводить не сквозную (1, 2, 3 и т.д.), а следовать нумерации точек наблюдения. Например, если с точки 2 образцы не брались, то в вашей коллекции образцов с этим номером не будет. Если с точки 5 бралось больше, чем один образец, то их можно пронумеровать следующим образом: обр. 5-98, 5-1-98, 5-2-98 и т.д. "98" - это год, обычно такая нумерация используется при многолетних работах, когда важно быстро вспомнить, в каком году данный образец отобран. В нашем случае год можно не указывать. Не используйте знаков дроби "/" - их можно спутать с цифрой "1". Можно использовать буквы, если не хватает цифр, например, обр. 5-1а-98. В поисково съемочных партиях принята нумерация по точкам наблюдения, когда каждому геологу выдается своя "тысяча" точек: например, с 10001 по 11000. Это не значит, что уже есть точка с номером 9999 - другой геолог до нее еще просто не дошел. В нашем случае такая нумерация тоже не удобна.

Итак, маршрут закончен. Обычно так и пишут "маршрут закончен". Часто после этого пишут краткое "резюме", или выводы: что, где наблюдали, и что из этого следует в общем контексте целей полевых работ. Затем (в производственных организациях) указывается протяженность маршрута в км, в том числе подход (расстояние до первой точки от места начала маршрута) и отход (расстояние от последней точки до места завершения маршрута). Цифры эти часто неутешительные: в горно-таежных условиях КПД 1/3 считается вполне приемлемым (т.е. 66% пути проходится "вхолостую"). Мы "пробег" в полевых дневниках, к счастью, не указываем - нас почти везде подвозят, увозят и т.д., да и практика наша учебная.

В конце или в начале полевого дневника полезно указать принятые в Вашем полевом дневнике сокращения.

Успехов!