Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.chem.msu.ru/rus/innovation/04.html
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 00:12:31 2016
Кодировка: Windows-1251
Комментарии участников. Международный симпозиум: ИННОВАЦИОННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ И ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: МОДЕЛИ, ОПЫТ, ПЕРСПЕКТИВЫ
ChemNet
 
Химический факультет МГУ

На главную страницу конференции

Комментарии участников семинара

Юрий Шленов, заместитель министра образования:

Университетам пора задуматься о выдаче двух дипломов - по специальности и диплом "рыночника". То есть выпускник должен уметь коммерциализировать результаты научного труда, а вузы должны стать частью национальной инновационной системы, проект стратегии формирования которой сейчас готовится. Для этого необходима разработать четкую модель исследовательско-инновационного университета, в которой будет определено, какие нам нужны специальности и нарисован своеобразный портрет специалиста. Пока мы за рынком не успеваем.

Юрий Похолков, Томский политехнический университет:

Фундаментальная составляющая нашего инженерного образования - неотъемлемая и лучшая его часть, но мы вынуждены признать, что инновационный продукт мы создавать не умеем. Пока никто не знает, что такое инновационное образование. В 1995 году специалисты Всемирного Банка сравнили выпускников разных стран. Наши выпускники показали самый низкий уровень организационных навыков, умение представлять результаты своей работы и создавать свое дело.

Татьяна Клячко, Высшая школа экономики, Москва:

Сейчас мы переживаем бум в высшем образовании. В прошлом году в вузы поступили 1 миллион 220 тысяч человек, то есть более 70% выпускников средних учебных заведений. При этом 11% семей говорят о необходимости приобретения двух высших образований.
Растет платный прием студентов - ежегодный прирост составляет 7-8%. В 2002 году уже 57% первокурсников учились на платной основе, для сравнения в 1995 году таких студентов было 15%.
По данным Фонда общественного мнения в 2002 году семьи потратили порядка 1 - 1,5 млрд. долларов США для подготовки детей в вузы (переход "школа-вуз"): на подготовительные курсы, репетиторов, неформальную оплату за поступление.
В то же время 30-40% выпускников не востребованы рынком труда, при этом потери бюджетных средств составляют $ 1 млрд.

Михаил Кузнецов, директор Союза развития наукоградов России:

Сегодня мы переживаем кадровый кризис: 80-85% руководителей предприятий говорят о дефиците кадров высокой квалификации. Одновременно три четверти специалистов с техническим и естественнонаучным образованием в возрасте 30-45 лет и 50% специалистов других возрастов уезжают за рубеж. Ущерб от такого отъезда оценивается от $ 50 млрд. По данным социологов 5-10% студентов вузов также хотят уехать из страны. Часть потенциальных ученых уходит в другие сферы еще до начала работы - непосредственно после окончания вузов или еще во время учебы.
Однако это только часть проблемы. Следует вспомнить и о преподавательском составе - через 10 лет его просто не останется.
Говоря об инновационном образовании, следует задуматься, где существует потребность в специалистах, получивших его? Кроме того, таких специалистов нельзя подготовить вне деятельности, то есть надо создать соответствующую среду.

Авраам Криштул, Московский институт стали и сплавов:

Никакого свободного рынка сегодня в России нет, есть мощно монополизированный рынок. И никакие хорошо подготовленные студенты не смогут поднять подшипниковое производство, если никто не заинтересован в его развитии.

С. Светашев, Институт управления бизнеса и права, Ростов-на-Дону:

Вузы готовят не тех специалистов, которых нам заказывает бизнес. Мы делаем то, что умеем, то есть мы работаем на рынке производителя.

Брайан Темпл, Университет Глазго, Великобритания:

Можно сформулировать три основных требования к выпускникам университетов на рынке: умение решать поставленные задачи, коммуникативность, умение работать в команде. Учитывая запросы рынка, а также из-за неуклонного уменьшения государственного финансирования мы были вынуждены сократить некоторые кафедры и дисциплины.

Пол Темпл, Лондонский университет, Институт образования, Великобритания:

Сейчас все университеты мира испытывают стресс, им следует изменить структуру и управление университетами. Это вызывает трудности, особенно в Восточной Европе и странах бывшего СССР. Российские университеты не учитывают разницу в философии организации классического университета и университета как исследовательской предпринимательской системы. Поэтому российским университетам нужна помощь.





Сервер создается при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований
Не разрешается  копирование материалов и размещение на других Web-сайтах
Вебдизайн: Copyright (C) И. Миняйлова и В. Миняйлов
Copyright (C) Химический факультет МГУ
Написать письмо редактору