Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.edst.msu.ru/conf/docs/praga_2001.doc
Дата изменения: Mon Nov 24 17:40:10 2003
Дата индексирования: Fri Dec 21 19:58:34 2007
Кодировка: koi8-r

Коммюнике встречи европейских министров, отвечающих за высшее образование
г.Прага, 19 мая 2001г.
Через три года после Сорбонской и два года после подписания Болонской
декларации европейские министры, отвечающие за высшее образование и
представляющие 32 подписавшие декларацию страны, встретились в Праге, чтобы
оценить достигнутые успехи и определить направления и приоритеты действий
на следующие годы. Министры вновь подтвердили свои обязательства по
учреждению зоны европейского высшего образования к 2010 году. Выбор Праги
для проведения этой встречи символизирует их желание вовлечь в этот процесс
всю Европу в свете расширения Европейского союза.
Министры приветствовали и рассмотрели отчет «Содействие Болонскому
процессу», представленный группой поддержки, и нашли, что цели, намеченные
в Болонской декларации, были широко приняты и использовались как основа для
развития высшего образования большинством стран, подписавших Декларацию,
равно как университетами и другими учреждениями высшего образования.
Министры вновь подтвердили, что должны быть продолжены усилия по поддержке
мобильности с тем, чтобы позволить учащимся, преподавателям, исследователям
и аппарату управления извлечь выгоду из богатства зоны европейского высшего
образования, включающего ее демократические ценности, многообразие систем
высшего образования, разнообразие культур и языков.
Министры приняли во внимание Конвенцию европейских высших учебных
заведений, принятую в Саламанке 29-30 марта, и рекомендации Конвенции
европейских учащихся, принятой в Гётеборге 24-25 марта, а также оценили
активное вовлечение в Болонский процесс Европейской ассоциации
университетов и Ассоциации национальных союзов студентов в Европе. Они
также отметили и оценили многие другие подобные инициативы, нацеленные на
будущее. Министры приняли во внимание также конструктивную помощь
Европейской комиссии.
Министры отметили, что действия, рекомендованные в Декларации относительно
структуры степеней, интенсивно и широко проводились в большинстве стран.
Они особенно оценили то, как продвигается работа над обеспечением качества.
Министры признали необходимость в сотрудничестве по вопросам
транснационального образования. Они также признали потребность в
организации в сфере образования обучения в течение всей жизни.

Дальнейшие действия после достижения шести целей Болонского процесса

Министры заявили, что, учитывая принятие Болонской декларации, формирование
зоны европейского высшего образования является условием для расширения
привлекательности и конкурентоспособности высших учебных заведений Европы.
Они поддержали тезис о том, что высшее образование должно рассматриваться
как общественное благо, что оно было, есть и останется внимательным к
общественным обязательствам (правилам и т.д.), и что учащиеся -
полноправные члены сообщества высшего образования. С этой точки зрения
министры прокомментировали дальнейший процесс следующим образом:
Принятие системы легко понимаемых и сопоставимых степеней
Министры решительно призвали университеты и другие высшие учебные заведения
использовать все преимущества существующего национального законодательства
и европейских инструментов, нацеленных на облегчение академического и
профессионального признания разделов курсов, степеней и других достижений
так, чтобы граждане могли эффективно использовать свои квалификации, умения
и навыки во всей зоне европейского высшего образования. Министры призвали
существующие организации и сети типа МАRIC и ЕNIC содействовать на
институциональном, национальном и европейском уровнях простому,
эффективному и справедливому признанию, отражающему нижеизложенное
разнообразие квалификаций.
Принятие системы, основанной на двух циклах
Министры с удовлетворением отметили энергичное обсуждение и развитие
структуры степеней, основанной на двух основных циклах, четко формулирующих
высшее образование для достеленного и послестепенного обучения. Некоторые
страны уже приняли эту структуру, а несколько других рассматривают ее с
большим интересом. Важно отметить, что во многих странах степени бакалавра
и магистра или две другие сопоставимые степени могут быть получены как в
университетах, так и в других высших учебных заведениях. Программы, ведущие
к степени, могут и действительно имеют различную ориентацию и различные
конфигурации для приспособления к разнообразию индивидуумов, потребностям
учебного процесса и рынку труда, как это было признано на семинаре в
Хельсинки по степеням бакалаврского уровня (февраль 2001 года).
Учреждение системы кредитов
Министры подчеркнули, что для большей гибкости в процессах обучения и
получения квалификаций необходимо установление общих краеугольных камней
квалификаций, поддержанных кредитной системой типа ЕСТ8 или другой ЕСТ8 -
совместимой системой, обеспечивающей как перезачетную, так и накопительную
функции. Вместе с взаимно признанными системами обеспечения качества такие
договоренности облегчат доступ учащихся к европейскому рынку труда и
расширят совместимость с миром труда, привлекательность и
конкурентоспособность европейского высшего образования. Повсеместное
использование такой системы кредитов и Приложения к диплому будет
подпитывать прогресс в этом направлении.
Содействие мобильности
Министры вновь подтвердили, что улучшение мобильности учащихся,
преподавателей, исследователей и аппарата управления, как это указано в
Болонской декларации, имеет максимальную важность. Поэтому они подтвердили
свое обязательство принять все меры для устранения всех препятствий
свободному передвижению учащихся, преподавателей, исследователей и аппарата
управления и подчеркнули важность социальных вопросов мобильности. Они
приняли во внимание возможности для мобильности, предлагаемые в
соответствии с программами Европейского сообщества, и прогресс, достигнутый
в этой области, например, запуском Плана действий по мобильности,
поддержанном Советом Европы в Найсе в 2000 году.
Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества
Министры признали жизненно важную роль, которую играют системы обеспечения
качества в обеспечении стандартов высокого качества и в облегчении
сравнимости квалификаций по всей Европе. Они также одобрили более тесное
сотрудничество между сетями по обеспечению качества и по признанию. Они
подчеркнули потребность тесного европейского сотрудничества и взаимного
доверия в принятии национальных систем обеспечения качества. Затем они
призвали университеты и другие высшие учебные заведения распространять
примеры лучшей практики и разрабатывать сценарии для взаимного принятия
механизмов аккредитации/сертификации и оценки. Министры призвали
университеты и другие высшие учебные заведения, национальные агентства и
Европейскую сеть обеспечения качества в высшем образовании (ENQA)
сотрудничать в кооперации с соответствующими организациями стран, не
являющихся членами ЕNQA, в установлении общих норм принятия рекомендаций и
распространения лучшей практики.
Содействие европейскому подходу к высшему образованию
Чтобы дальше усиливать важные европейские измерения высшего образования и
возможности трудоустройства выпускников, министры призвали сектор высшего
образования увеличивать развитие модулей, ориентацией или организацией на
всех уровнях курсов и программ с «европейским» содержанием. Особенно это
касается модулей, курсов и программ, предлагаемых сотрудничающими
институтами разных стран и ведущих к совместному признанию степеней.
Кроме того министры подчеркнули следующие пункты:
Обучение в течение всей жизни
Обучение в течение всей жизни является существенным элементом зоны
европейского высшего образования. В будущей Европе общество и экономика,
основанные на знаниях, стратегия обучения в течение всей жизни должны стать
способами решения проблем конкурентоспособности и использования новых
технологий, улучшения социального единства, равных возможностей и качества
жизни.
Высшие учебные заведения и студенты
Министры приветствовали и подчеркнули необходимость вовлечения
университетов, других высших учебных заведений и учащихся как компетентных,
активных и конструктивных партнеров в учреждение и формирование зоны
европейского высшего образования. Институты продемонстрировали важность,
которую они придают созданию совместной и эффективной, но все же
разнообразной и приспосабливаемой, зоны европейского высшего образования.
Министры также отметили, что качество - основное условие для доверия,
уместности, мобильности, совместимости и привлекательности зоны
европейского высшего образования. Министры оценили вклад высших учебных
заведений в развитие программ обучения, объединяющих академическое качество
с совместимостью к долговременной возможности трудоустройства, и призвали
продолжить их активную деятельность в этом направлении.
Министры подтвердили, что студенты должны принимать участие и влиять на
организацию и содержание образования в университетах и других высших
учебных заведениях. Министры также вновь подтвердили отмеченную учащимися
необходимость принимать во внимание социальные вопросы.
Содействие обеспечению привлекательности зоны европейского высшего
образования
Министры согласились с важностью расширения привлекательности европейского
высшего образования для учащихся из Европы и других частей мира. Понятность
и сравнимость европейских степеней высшего образования во всем мире должны
быть расширены развитием общих рамок квалификаций, также как согласованным
обеспечением качества и механизмами аккредитации/сертификации и увеличением
информационных усилий. Министры особо подчеркнули, что качество высшего
образования и научных исследований является и должно быть определяющим
фактором международной привлекательности и конкурентоспособности Европы.
Министры согласились, что должно быть уделено повышенное внимание выгоде
зоны европейского высшего образования от существования институтов и
программ различной конфигурации. Они призвали к развитию сотрудничества
между европейскими странами в части, касающейся возможного значения и
перспектив транснационального образования.
Энергичное продолжение
Министры приняли на себя обязательство продолжить сотрудничество,
основанное на целях, изложенных в Болонской декларации, и построенное на
многообразии культур, языков и национальных систем, привлекающем все
возможности межправительственного сотрудничества и продолжающегося диалога
с европейскими университетами, другими высшими учебными заведениями,
студенческими организациями, а также программами Сообщества.
После заявлений министров, представляющих страны, для которых открыты
программы Европейского сообщества Сократес, Леонардо да Винчи или
подпрограммы Темпуса, министры приветствовали новых членов,
присоединившихся к Болонскому процессу. Они приняли заявления от Кипра,
Турции и Хорватии.
Министры решили, что новая встреча поддержки пройдет во второй половине
2003 года в Берлине, на которой будет сделан обзор сделанного и установлены
направления и приоритеты для следующих стадий процесса движения к зоне
европейского высшего образования. Они подтвердили потребность в группе
содействия и группе подготовки этих стадий. Группа содействия должна быть
составлена из представителей стран, подписавших соответствующие документы,
новых участников и Европейской комиссии. Она должна быть возглавлена
представителем страны, председательствующей в это время в Европейском
союзе. Группа подготовки должна быть составлена из представителей стран,
являющихся принимающими на предыдущей и следующей встречах на уровне
министров, двух государств - членов Европейского союза и двух стран, не
входящих в Союз. Последние четыре представителя будут избираться группой
содействия. Представители председательствующей в Европейском союзе страны и
Европейской комиссии будут также входить в группу подготовки. Группа
подготовки будет возглавляться представителем страны, принимающей следующую
встречу на уровне министров.
Европейской ассоциации университетов, Европейской ассоциации высших учебных
заведений, Ассоциации национальных союзов студентов в Европе и Совету
Европы необходимо консультироваться по проверке хода развития процесса.
Для того, чтобы процесс шел дальше, министры просили группу содействия
упорядочить семинары для проведения исследований в следующих областях:
сотрудничество, касающееся аккредитации и обеспечения качества; признание
результатов обучения и использование кредитов в Болонском процессе;
развитие совместных степеней; социальные вопросы, со специальным вниманием
к препятствиям мобильности, а также расширение Болонского процесса,
обучение в течение всей жизни и вовлечение в обсуждение учащихся.