Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.geogr.msu.ru/cafedra/segzs/nauchd/pubs/Geo_of_diplomacy_Area.doc
Дата изменения: Fri May 21 23:49:09 2010
Дата индексирования: Tue Oct 2 11:45:29 2012
Кодировка: koi8-r

Расстояние, мощь и идеология: дипломатическое представительство в
государствах мира

Neumayer E. Distance, power and ideology: diplomatic representation in a
world of nation-states // Area, 2008. Vol. 40, No 2 (Feb.). Pp. 228-236.

Дипломатическое представительство выполняет важнейшую в условиях
глобализации функцию поддержки и укрепления современной мировой системы
независимых государств. Модель дипломатического представительства
формируется под воздействием трёх основных факторов: расстояния, мощи и
идеологии.

В начале своей статьи Эрик Ноймайер говорит о том, что
дипломатическое представительство выполняет важную функцию в системе
государств мира. Посредством дипломатического представительства государства
продвигают свои экономические и политические интересы, ведут переговоры,
согласовывают и решают проблемы, собирают закрытую от публичного доступа
информацию, переправляют послания в иностранные представительства, защищают
своих граждан, облегчают научный и туристический обмен и т. д. Обобщенно,
дипломатическое представительство облегчает то, что критики назвали
воплощением государства.
В статье будут исследованы двусторонние модели дипломатического
представительства за период 1970-2005 гг. Автор утверждает, что на эту
модель оказывают существенное влияние три фактора: расстояние, мощь и
идеология. Государства с большей вероятностью отправят посла или
поверенного в делах в страну, которая расположена ближе. Страны, более
мощные в экономическом и военном отношениях, отправят и получат больше
дипломатических представительств, чем менее мощные. Наконец, идеологически
близкие друг другу страны с гораздо большей вероятностью будут пользоваться
дипломатическим обменом.
Говоря о важности дипломатического представительства, автор замечает,
что его природа и роль менялась в ходе исторического процесса. Продвижение
экономических интересов наравне с защитой граждан, путешествующих или
живущих за рубежом, приобрели особенную важность. Более традиционные
функции, такие, как снятие остроты угрозы безопасности и военной
напряженности перешли в некоторой степени в сферу компетенции глав
государств и министров иностранных дел.
Дипломатическое представительство особенно важно для продвижения чьих-
либо торговых интересов. Как показали эмпирические исследования,
дипломатический обмен оказывает наибольшее влияние на торговый обмен между
странами.
Тот факт, что страны используют, часто временный, разрыв
дипломатических связей в качестве средства передачи очень важного сообщения
другому государству, демонстрирует большую важность дипломатического
обмена.
Говоря о барьерах, ограничивающих дипломатическое представительство,
автор называет три основные причины, почему государство может быть
дипломатически не представлено во всех зарубежных странах. Первая причина -
это затраты. Открытие и содержание дипломатических представительств создаёт
как основные, так и текущие расходы. К тому же, такие представительства
нуждаются в обеспечении дипломатическим персоналом, говорящем на местном
языке и у которого есть желание жить в данной зарубежной стране в течение
определенного количества лет. Вторая причина - отсутствие политического
желания. Внутренняя оппозиция или иностранное давление может помешать
государству быть представленным в зарубежной стране, обычно в силу
идеологических причин. Третья причина - право вето принимающего
государства. Политические соображения принимающего государства
предполагают, что не все страны имеют возможность открывать посольства в
любой другой стране, даже если они могут и хотят это сделать. Это
происходит потому, что принимающее государство может не одобрять
дипломатическое представительство определенного иностранного государства в
своей стране.
Автор задается вопросом, что определяет издержки и выгоды
дипломатического представительства. Данная статья утверждает, что
географическое расстояние, идеологическое сходство и уровень мощи
государства играют важную роль. Интенсивный экономический и туристический
обмен часто наблюдается между странами, географически близко расположенными
друг к другу. Географическая близость повышает выгоды от дипломатического
представительства и уменьшает издержки. Дешевле основывать и содержать
посольства в близко расположенных странах и легче убедить персонал
переехать в такие страны, где климат и культура схожи.
Идеологическое сходство обычно ведет к дружеским отношениям,
поскольку разделение определенных взглядов на мир создает чувство
принадлежности к одной группе. Поэтому идеологическое сходство повышает
выгоды и снижает издержки дипломатического представительства.
Чем страны мощнее, тем больше они хотят быть признанными таковыми
другими странами. Представленность в большом количестве зарубежных стран,
так же, как и размещение в своей стране ряда посольств иностранных
государств, символизирует и демонстрирует мощь.
Мощь также ослабляет влияние идеологического сходства на
дипломатическое представительство: страны с разными взглядами не могут быть
проигнорированы, если они мощные.
Проводя эмпирический анализ, автор называет три главных разъясняющих
понятия: расстояние, мощь и идеология. Расстояние измеряется с помощью
журнала регистрации расстояний по воздуху в километрах между столицами двух
государств. Чтобы получить степень мощи государства, автор измеряет военную
мощь и экономическую. Первая измеряется через показатель сложного индекса
национальной боеспособности (англ. - Composite Index of National Capacity -
CINC). Показатель индекса учитывает суммарное население, городское
население, производство железа и стали, потребление энергии, личный состав
военных, военные расходы. Экономическая мощь государства примерно
соответствует суммарному ВВП страны в постоянных ценах в долларах США.
Идеологическое сходство не может быть измерено непосредственно. В
качестве посредника автор использует индекс близости государств Гарцке
(2006). Индекс основан на поведении на выборах в Генеральной Ассамблее
Организации Объединенных Наций (англ. - United Nations General Assembly) и
варьирует от -1 до 1.
Подводя итоги эмпирическому анализу, автор говорит о том, что, как и
ожидалось, географически ближе расположенные друг к другу страны с большей
вероятностью откроют дипломатическое представительство, чем более
удаленные. Согласуется с теорией также и то, что более мощные страны с
большей вероятностью пошлют свои миссии за границу и примут иностранные
миссии. Идеологическое сходство делает дипломатическое представительство
более вероятным. Исследование также показало, что положительный эффект
идеологического сходства уменьшается с увеличением мощи либо принимающего,
либо посылающего государства.
Основная цель автора статьи - доказать, что модель дипломатического
представительства, в значительной степени сформированная географической
близостью, мощью и идеологическим сходством, устойчива к различным
изменениям. Во-первых, модель устойчива к добавлению дополнительных
поясняющих переменных (например, переменной, зависящей от задержки по
времени). Во-вторых, модель, разделённая на периоды Холодной войны и после
Холодной войны, даёт одинаковые результаты в каждом из периодов. В-третьих,
основной результат также устойчив к преобразованиям математической
статистики.
Подводя итог своей работе, автор говорит о том, что дипломатическое
представительство выгодно как для посылающих, так и для принимающих стран.
Более обобщенно, содержание и символичность дипломатических миссий являются
ключевыми при отстаивании шаткой роли государства в эру глобализации.
Дипломатическое представительство выполняет важную функцию поддержания и
укрепления современной системы независимых государств.
Данная работа показала, что модель дипломатического представительства
сформирована в значительной степени географической близостью, мощью и
идеологическим сходством. Дипломатическое представительство, при учете его
политических экономических функций, также укрепляет диктатуру
географического расстояния, неравенство силы и разделение стран в
идеологическом плане. Таким образом, дипломатическое представительство
является как отражением, так и фактором, способствующим спатиальности,
неравенству и разделению мира.

Д. Марахов