Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.msu.ru/bioetika/doc/otchet.doc
Дата изменения: Thu May 21 15:53:36 2009
Дата индексирования: Tue Oct 2 01:38:50 2012
Кодировка: koi8-r

Отчет о деятельности Комиссии МГУ по биоэтике
в период с 5 марта 2008 г. по 15 апреля 2009 г

Комиссию МГУ по биоэтике была утверждена приказом Ректора МГУ ?144 от 5
марта в составе 19 представителей разных факультетов МГУ и других
организаций (Педагогический государственный университет, Институт проблем
экологии и эволюции РАН, Всемирный фонд дикой природы).
В задачи Комиссии входит «обеспечение правовых и этических норм по
содержанию лабораторных животных, контроля за экспериментами и процедурами,
проводимыми с лабораторными животными, контроля за состоянием помещений, в
которых содержатся лабораторные животные, в соответствии с требованиями
санитарно-эпидемиологического и ветеринарного законодательства, а также
рассмотрение предложений, жалоб и заявлений, касающихся содержания и
использования лабораторных животных в научных и учебных целях».
За прошедший год Комиссия провела следующую работу:
Проведено 12 заседаний, на которых был рассмотрен опыт международных и
отечественных организаций (в том числе Российского комитета по биоэтике при
Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО), подробно проанализирована сама проблема
соблюдения принципов биоэтики, состояние вопроса в учебном процессе на
разных факультетах МГУ, а также в Госпедуниверситете и в Институте проблем
экологии и эволюции РАН, Разработана концепция соблюдения биоэтических
принципов в учебном процессе и в научно-исследовательской деятельности в
МГУ.
Разработан проект «Положения о Комиссии.».
Собраны сведения о масштабе и формах использования животных в учебном
процессе на трех факультетах МГУ, а именно: на Биологическом,
Фундаментальной медицины и на Факультете биоинженерии и биоинформатики,
заслушаны отчеты ряда подразделений.
Члены Комиссии имели возможность ознакомиться с некоторыми образцами
компьютерных имитационных учебных пособий.
Принята рекомендация о диверсификации учебных программ, практикумов и
учебных практик с целью их подразделения на две категории :
1) кафедры, специализирующиеся в прикладных и исследовательских
областях, для которых необходимо освоение навыков анатомирования или
проведения острых экспериментов на животных; и
2) учебные кафедры, для которых возможно постепенное замещение задач с
использованием умерщвленных или подвергающихся мучениям позвоночных
животных на альтернативные варианты (беспозвоночные животные, растения,
объемные модели, имитационные компьютерные программы).
Проведено секционное заседание «Современные проблемы биоэтики в высшей
школе» в рамках Конференции «Науки о жизни и образование. Фундаментальные
проблемы интеграции» памяти профессора М.В.Гусева.
Дважды (весной и осенью 2008) Комиссия провела встречу с сотрудниками и
студентами биологического ф-та МГУ для обсуждения актуальных проблем
биоэтики и выбора первостепенных задач в собственной деятельности.
Все документы, позволяющие правильно понять вполне реалистичные
требования биоэтики, размещены на специальном стенде, а вскоре будут
представлены на отдельной Интернет-страничке сайта МГУ.
Комиссия пришла к следующим выводам:
. Правила этичного и гуманного обращения с животными, которых используют
в учебных или научных целях, достаточно полно изложены в Приказе
Минвуза СССР ?742 от 13.11.1984 и соответствуют современным
международным положениям. Комиссия рекомендует следовать правилам,
изложенным в этом Приказе.
. Подразделения МГУ в целом следуют установленным в приказе ?742
правилам обращения с животными. Использование на Биологическом ф-те
МГУ позвоночных животных для проведения острых учебных опытов
значительно сократилось за последние десятилетия, а на Факультете
фундаментальной медицины изначально минимизировано.
. Сократился перечень видов позвоночных животных, используемых в
экспериментах или для анатомирования. Значительно уменьшилось число
подопытных животных, используемых в учебном процессе. Качество
содержания подопытных животных оценивается согласно международным
требованиям GLP (Good Laboratory Practice). Используется обезболивание
перед умерщвлением и при проведении острых опытов.
. Важно подчеркнуть, что эти изменения в учебном процессе были связаны
не только с требованиями биоэтики, но и с постепенной гуманизацией
всего общества в целом.
. По ряду учебных практических задач необходимо разработать
альтернативные варианты, исключающие использование животных,
предоставив студентам право выбора варианта практикума. Это полностью
соответствует современным требованиям диверсификации учебного
процесса, формирования большего разнообразия учебных задач и
параллельных учебных программ.
(В то же время Комиссия обращает внимание на недостаточное
совершенство активно разрекламированных альтернативных учебных
технологий (компьютерные программы, иллюстрирующие анатомические
вскрытия или проведение экспериментов), которые, к сожалению,
исключают из учебного процесса возможность освоения исследовательских
навыков, анализа и диагностирования, которые предусмотрены учебными
компетенциями по ряду направлений и специализаций в биологии и
медицине).
. Комиссия разработала порядок проведения самообследования на всех
подразделениях МГУ, имеющих отношение к использованию животных в
учебном процессе и для научных исследований. Самообследование позволит
всем сотрудникам яснее представить современные требования в области
биоэтики и одновременно степень соответствия им в своих
подразделениях.
Все документы, позволяющие правильно понять вполне реалистичные
требования биоэтики, размещены на специальном стенде, а вскоре будут
представлены на отдельной Интернет-страничке сайта МГУ.
Комиссия пришла к следующим выводам:
. Правила этичного и гуманного обращения с животными, которых используют
в учебных или научных целях, достаточно полно изложены в Приказе
Минвуза СССР ?742 от 13.11.1984 и соответствуют современным
международным положениям. Комиссия рекомендует следовать правилам,
изложенным в этом Приказе.
. Подразделения МГУ в целом следуют установленным в приказе ?742
правилам обращения с животными. Использование на Биологическом ф-те
МГУ позвоночных животных для проведения острых учебных опытов
значительно сократилось за последние десятилетия, а на Факультете
фундаментальной медицины изначально минимизировано.
. Сократился перечень видов позвоночных животных, используемых в
экспериментах или для анатомирования. Значительно уменьшилось число
подопытных животных, используемых в учебном процессе. Качество
содержания подопытных животных оценивается согласно международным
требованиям GLP (Good Laboratory Practice). Используется обезболивание
перед умерщвлением и при проведении острых опытов.
. Важно подчеркнуть, что эти изменения в учебном процессе были связаны
не только с требованиями биоэтики, но и с постепенной гуманизацией
всего общества в целом.
. По ряду учебных практических задач необходимо разработать
альтернативные варианты, исключающие использование животных,
предоставив студентам право выбора варианта практикума. Это полностью
соответствует современным требованиям диверсификации учебного
процесса, формирования большего разнообразия учебных задач и
параллельных учебных программ.
(В то же время Комиссия обращает внимание на недостаточное
совершенство активно разрекламированных альтернативных учебных
технологий (компьютерные программы, иллюстрирующие анатомические
вскрытия или проведение экспериментов), которые, к сожалению,
исключают из учебного процесса возможность освоения исследовательских
навыков, анализа и диагностирования, которые предусмотрены учебными
компетенциями по ряду направлений и специализаций в биологии и
медицине).
. Комиссия разработала порядок проведения самообследования на всех
подразделениях МГУ, имеющих отношение к использованию животных в
учебном процессе и для научных исследований. Самообследование позволит
всем сотрудникам яснее представить современные требования в области
биоэтики и одновременно степень соответствия им в своих
подразделениях.
Комиссия считает целесообразным регулярно разъяснять сотрудникам и
студентам МГУ содержание принципов гуманного и этичного отношения к
животным, позицию международного сообщества по этому вопросу, с тем, чтобы
распространение гуманизма не встречало преград на своем пути, как со
стороны жестоких бесчувственных людей, так и со стороны тех, чьи требования
прекращения всяких опытов над животными не соответствуют нынешним
возможностям человечества.

Председатель Комиссии МГУ по биоэтике
д.б.н., профессор каф. зоологии беспозвоночных
биологического ф-та МГУ Н.Н.Марфенин
15 апреля 2009г.