Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.niiss.ru/rus1994_1_21.shtml
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Oct 1 21:32:55 2012
Кодировка: Windows-1251
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ
  новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | первое полугодие 1994 г. ? 1 | Состояние политической власти: тенденции, перспективы

СОСТОЯНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ: ТЕНДЕНЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Несмотря на нарастание процессов социальной деструкции, все ветви власти заняли выжидательную, пассивную позицию. Впрочем, пассивность маскируется внешней активностью Федерального Собрания, правительства, президента. Однако все ветви власти обходят ключевой вопрос: сущность нынешнего кризиса в России и пути спасения страны.

В ходе острой политической борьбы конца 1993 г. формально победил президент. Ключевые структуры власти (Минобороны, МВД, ФСК, СВР, Федеральная пограничная служба, ФАПСИ, ГУО и служба безопасности президента, МИД, Управление информационных ресурсов и ряд других) непосредственно замкнуты на президенте и подотчетны только ему. Администрация президента имеет сегодня в своем составе (вместе со службами, подчиненными лично президенту) свыше 60 самостоятельных управленческих структур. Подобная концентрация власти в одних руках имела место только в 1941-45 гг. Но фактически власть президента стремительно ослабляется. Во-первых, она носит "верхушечный" характер, опирается на "аппараты" и лишена мощной социальной опоры и поддержки, которой обладал президент в 1991 г. Во-вторых, постоянно снижается действенность президентской власти, ибо "указное" управление в рамках неадекватной политики только увеличивает общую неуправляемость. В-третьих, характер президентских решений становится все более иррационален. Последний пример - указ по борьбе с преступностью. Он тщательно обходит главный вопрос - о порождении организованной преступности компрадорской политикой правительства, но, идя на явные нарушения закона, вызывает острые противоречия между Госдумой и президентом. Складывается впечатление об отсутствии четко продуманного механизма выработки и принятия президентских решений по ключевым политическим проблемам.

В президентском послании Федеральному Собранию Ельцин особый упор сделал на проблемы государственности. Это еще не означает перехода президента от "либералов" к "государственникам". Само послание достаточно эклектично, соединяет различные мировоззренческие и политические позиции. Послание вряд ли будет иметь практическую значимость. Не исключено, что его судьбу разделит и идея о " гражданском согласии ". Эта президентская инициатива имеет две цели. Во-первых, консолидировать вокруг президента максимально широкий круг политиков и политических движений. Во-вторых, изолировать и вытеснить с "легальной" политической сцены своих противников. Есть все основания предполагать, что в президентском замысле эта идея не пройдет. Более того, в процессе жесткой политической борьбы она может получить противоположное президентским планам политическое наполнение. Однако во всех случаях любое соглашение "о гражданском мире" - останется на бумаге, поскольку позиции различных политических течений ныне зачастую непримиримы.

В целом оценивая эффективность президентской политики, можно сделать парадоксальный вывод: при огромной концентрации власти в руках президента ее реальная эффективность неуклонно сокращается. Причина здесь только одна - отсутствие адекватной российским условиям президентско-правительственной политики и дилетантский, "любительский" уровень ее осуществления президентским окружением и аппаратом.

Правительство испытывает давление, с одной стороны, лидеров радикал-демократов (Е.Гайдар и Б.Федоров), которые, уйдя в отставку, прямо или косвенно критикуют В.Черномырдина за мниморыночную коррекцию реформ. С другой стороны, постоянно ухудшающаяся экономическая ситуация требует ужесточения государственного регулирования экономики, чему противится сам президент; его "экономические" указы подтверждают это. В этих условиях правительство избрало тактику маневрирования, пытаясь решать сиюминутные проблемы и не идя на кардинальное изменение хозяйственного курса. Но нельзя длительное время сочетать два принципиально разных подхода в управлении. Складывается впечатление, что "решающие" изменения в хозяйственном курсе могут произойти в ближайшие 4-6 месяцев.

Достаточно двусмысленными оставались и отношения Ельцина-Черномырдина, несмотря на официальные демонстрации их единства. Так, Б.Ельцин подписал указы о возведении А.Шохина и С.Шахрая в ранг вице-премьеров, что укрепляет собственные позиции В.Черномырдина (ПРЕС - реально поддерживающая и "преданная" ему парламентская фракция). Одновременно Ельцин демонстративно политически оперся на Е. Гайдара и " Выбор России ". " Я, - заявил президент, - намерен в своей деятельности опираться на "Выбор России". Просто потому, что он мне идейно ближе всех остальных..." Это, безусловно, вызывает настороженность В.Черномырдина, учитывая его откровенно неприязненные отношения с Е.Гайдаром. С достаточно уничижительными характеристиками "уволен" от должности министра С. Шахрай-человек "команды Черномырдина". Весьма настораживающе и двусмысленно прозвучало заявление В.Костикова после установления нового политического "согласия" Ельцина и Гайдара. Президентский пресс-секретарь утверждал, что скоро все увидят смену тактики президента и вообще изменение политического климата в стране. Не исключено, что раз-нополярность политических пристрастий Б.Ельцина и В.Черномырдина может уже в ближайшее время привнести в их отношения достаточно заметную остроту. В равной мере не исключаются и новые неожиданные зигзаги в политической линии самого Ельцина, обусловленные скрытой борьбой вокруг президента и сменой его политических настроений.

За время своей работы парламент не принял сколько-нибудь значимых законопроектов. В целом сегодня в обеих палатах Федерального Собрания сложилось достаточно устойчивое антипрезидентское большинство. Парламент не идет на открытое фронтальное столкновение с президентской властью, ибо ясно осознает свое подчиненное положение по отношению к последней. Дело ограничивается отдельными, но достаточно острыми демонстрационными политическими акциями.

Однако происходящее углубление политического и социального кризиса, обострение российско-украинских отношений и явное пренебрежение со стороны Запада ролью России в международных делах могут уже в ближайшее время резко активизировать критические по отношению к президенту настроения в обеих палатах парламента.

Вместе с тем, решающего квалифицированного большинства (в 2/3) - ни "президентского", ни "антипрезидентского" - в парламенте в непосредственной перспективе не сложится. Вследствие этого невелики шансы на принятие любого конституционного закона в чисто "президентской" редакции (отсюда и указное "законотворчество" президента). Но и блок антипрезидентских сил в парламенте практически ничем политически значимым президенту угрожать не сможет. Эта патовая ситуация может резко измениться в случае неожиданного обострения внутриполитической обстановки в стране, поставив президента в открытую оппозицию к новой законодательной власти.

И все же реальные рычаги "силовой" политики полностью находятся в руках президента. В перспективе это будет обусловливать закулисную "борьбу" за президента различных групп влияния. Можно ожидать и самых неожиданных тактических шагов президента в условиях острого противоборства различных политических групп в высших эшелонах власти.

Общий вывод: в условиях углубляющегося социального кризиса, приобретающего отчетливо стихийные, неуправляемые формы, политическая власть в стране не смогла обеспечить себе должной стабильности. Это проявляется в шатком "равновесии" отдельных ветвей власти и всех верхушечных политических сил. Такое "равновесие" не может длиться долго и полностью зависит от относительно "спокойного" социального фона. Возможные массовые социальные подвижки (лавинообразное проявление массового недовольства, обвал промышленного производства и массовая безработица и т.п.) с неизбежностью вызовут изменения и в самой структуре власти.


 Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | первое полугодие 1994 г. ? 1 | Состояние политической власти: тенденции, перспективы

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх