СОСТОЯНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ: ТЕНДЕНЦИИ,
ПЕРСПЕКТИВЫ
Несмотря на нарастание процессов социальной деструкции, все
ветви власти заняли выжидательную, пассивную позицию. Впрочем,
пассивность маскируется внешней активностью Федерального Собрания,
правительства, президента. Однако все ветви власти обходят
ключевой вопрос: сущность нынешнего кризиса в России и пути
спасения страны.
В ходе острой политической борьбы конца 1993 г. формально
победил президент. Ключевые структуры власти (Минобороны,
МВД, ФСК, СВР, Федеральная пограничная служба, ФАПСИ, ГУО
и служба безопасности президента, МИД, Управление информационных
ресурсов и ряд других) непосредственно замкнуты на президенте
и подотчетны только ему. Администрация президента имеет сегодня
в своем составе (вместе со службами, подчиненными лично президенту)
свыше 60 самостоятельных управленческих структур. Подобная
концентрация власти в одних руках имела место только в 1941-45
гг. Но фактически власть президента стремительно ослабляется.
Во-первых, она носит "верхушечный" характер, опирается
на "аппараты" и лишена мощной социальной опоры и
поддержки, которой обладал президент в 1991 г. Во-вторых,
постоянно снижается действенность президентской власти, ибо
"указное" управление в рамках неадекватной политики
только увеличивает общую неуправляемость. В-третьих, характер
президентских решений становится все более иррационален. Последний
пример - указ по борьбе с преступностью. Он тщательно обходит
главный вопрос - о порождении организованной преступности
компрадорской политикой правительства, но, идя на явные нарушения
закона, вызывает острые противоречия между Госдумой и президентом.
Складывается впечатление об отсутствии четко продуманного
механизма выработки и принятия президентских решений по ключевым
политическим проблемам.
В президентском послании Федеральному Собранию Ельцин особый
упор сделал на проблемы государственности. Это еще не означает
перехода президента от "либералов" к "государственникам".
Само послание достаточно эклектично, соединяет различные мировоззренческие
и политические позиции. Послание вряд ли будет иметь практическую
значимость. Не исключено, что его судьбу разделит и идея о
" гражданском согласии ". Эта президентская инициатива
имеет две цели. Во-первых, консолидировать вокруг президента
максимально широкий круг политиков и политических движений.
Во-вторых, изолировать и вытеснить с "легальной"
политической сцены своих противников. Есть все основания предполагать,
что в президентском замысле эта идея не пройдет. Более того,
в процессе жесткой политической борьбы она может получить
противоположное президентским планам политическое наполнение.
Однако во всех случаях любое соглашение "о гражданском
мире" - останется на бумаге, поскольку позиции различных
политических течений ныне зачастую непримиримы.
В целом оценивая эффективность президентской политики, можно
сделать парадоксальный вывод: при огромной концентрации власти
в руках президента ее реальная эффективность неуклонно сокращается.
Причина здесь только одна - отсутствие адекватной российским
условиям президентско-правительственной политики и дилетантский,
"любительский" уровень ее осуществления президентским
окружением и аппаратом.
Правительство испытывает давление, с одной стороны, лидеров
радикал-демократов (Е.Гайдар и Б.Федоров), которые, уйдя в
отставку, прямо или косвенно критикуют В.Черномырдина за мниморыночную
коррекцию реформ. С другой стороны, постоянно ухудшающаяся
экономическая ситуация требует ужесточения государственного
регулирования экономики, чему противится сам президент; его
"экономические" указы подтверждают это. В этих условиях
правительство избрало тактику маневрирования, пытаясь решать
сиюминутные проблемы и не идя на кардинальное изменение хозяйственного
курса. Но нельзя длительное время сочетать два принципиально
разных подхода в управлении. Складывается впечатление, что
"решающие" изменения в хозяйственном курсе могут
произойти в ближайшие 4-6 месяцев.
Достаточно двусмысленными оставались и отношения Ельцина-Черномырдина,
несмотря на официальные демонстрации их единства. Так, Б.Ельцин
подписал указы о возведении А.Шохина и С.Шахрая в ранг вице-премьеров,
что укрепляет собственные позиции В.Черномырдина (ПРЕС - реально
поддерживающая и "преданная" ему парламентская фракция).
Одновременно Ельцин демонстративно политически оперся на Е.
Гайдара и " Выбор России ". " Я, - заявил президент,
- намерен в своей деятельности опираться на "Выбор России".
Просто потому, что он мне идейно ближе всех остальных..."
Это, безусловно, вызывает настороженность В.Черномырдина,
учитывая его откровенно неприязненные отношения с Е.Гайдаром.
С достаточно уничижительными характеристиками "уволен"
от должности министра С. Шахрай-человек "команды Черномырдина".
Весьма настораживающе и двусмысленно прозвучало заявление
В.Костикова после установления нового политического "согласия"
Ельцина и Гайдара. Президентский пресс-секретарь утверждал,
что скоро все увидят смену тактики президента и вообще изменение
политического климата в стране. Не исключено, что раз-нополярность
политических пристрастий Б.Ельцина и В.Черномырдина может
уже в ближайшее время привнести в их отношения достаточно
заметную остроту. В равной мере не исключаются и новые неожиданные
зигзаги в политической линии самого Ельцина, обусловленные
скрытой борьбой вокруг президента и сменой его политических
настроений.
За время своей работы парламент не принял сколько-нибудь
значимых законопроектов. В целом сегодня в обеих палатах Федерального
Собрания сложилось достаточно устойчивое антипрезидентское
большинство. Парламент не идет на открытое фронтальное столкновение
с президентской властью, ибо ясно осознает свое подчиненное
положение по отношению к последней. Дело ограничивается отдельными,
но достаточно острыми демонстрационными политическими акциями.
Однако происходящее углубление политического и социального
кризиса, обострение российско-украинских отношений и явное
пренебрежение со стороны Запада ролью России в международных
делах могут уже в ближайшее время резко активизировать критические
по отношению к президенту настроения в обеих палатах парламента.
Вместе с тем, решающего квалифицированного большинства (в
2/3) - ни "президентского", ни "антипрезидентского"
- в парламенте в непосредственной перспективе не сложится.
Вследствие этого невелики шансы на принятие любого конституционного
закона в чисто "президентской" редакции (отсюда
и указное "законотворчество" президента). Но и блок
антипрезидентских сил в парламенте практически ничем политически
значимым президенту угрожать не сможет. Эта патовая ситуация
может резко измениться в случае неожиданного обострения внутриполитической
обстановки в стране, поставив президента в открытую оппозицию
к новой законодательной власти.
И все же реальные рычаги "силовой" политики полностью
находятся в руках президента. В перспективе это будет обусловливать
закулисную "борьбу" за президента различных групп
влияния. Можно ожидать и самых неожиданных тактических шагов
президента в условиях острого противоборства различных политических
групп в высших эшелонах власти.
Общий вывод: в условиях углубляющегося социального кризиса,
приобретающего отчетливо стихийные, неуправляемые формы, политическая
власть в стране не смогла обеспечить себе должной стабильности.
Это проявляется в шатком "равновесии" отдельных
ветвей власти и всех верхушечных политических сил. Такое "равновесие"
не может длиться долго и полностью зависит от относительно
"спокойного" социального фона. Возможные массовые
социальные подвижки (лавинообразное проявление массового недовольства,
обвал промышленного производства и массовая безработица и
т.п.) с неизбежностью вызовут изменения и в самой структуре
власти.